Влияние на безопасность труда психофизиологических качеств работников. Психофизиологические основы обеспечения безопасности труда. Факторы, влияющие на условия и безопасность труда

Психические свойства человека, влияющие на безопасность

Психология - это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяется несколько отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности. Объектом психологии безопасности как науки являются психологические аспекты деятельности. Предметом психологии безопасности являются психические процессы, состояние и свойства человека, влияющие на условия безопасности.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.). Психическое состояние человека - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Психические состояния человека отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов. В процессе деятельности реакция организма на внешние изменения не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности.

Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении же этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам психического состояния, которые называются дистрессом или запредельными формами. Можно выделить два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, проявляются рассеянность и другие отрицательные признаки, несвойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояние приборов, поправляют одежду, растирают руки, в общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, несвойственную им резкость, грубость, обидчивость. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности является необходимым условием успешного выполнения действий и сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, нормальной работе технических устройств. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях, требующих от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы.

Экстремальный режим - это работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение.

Монотония - напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

Политония - напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение - напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением различных видов.

Напряжение ожидания - напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление - напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванное длительной работой.

Чрезмерные или запредельные формы психического напряжения

Чрезмерные формы психического напряжения часто называют запредельными. Они вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной напряженности, что в первую очередь ведет к снижению индивидуального, свойственного человеку уровня психической работоспособности. В более выраженных формах психического напряжения утрачиваются живость и координация действий, могут проявляться непродуктивные формы поведения и другие отрицательные явления. В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процесса можно выделить два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Организация контроля за психическим состоянием работников необходима в связи с возможностью появления у специалистов особых психических состояний, который не являются постоянным свойством личности, но, возникая спонтанно или под влиянием внешних факторов, существенно изменяют работоспособность человека. Среди особых психических состояний необходимо выделить пароксизмальные (бурная эмоция) расстройства сознания, психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов), психотропных средств, уменьшающих чувства напряжения, тревоги, страха, алкогольных напитков.

Пароксизмальные состояния - группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующиеся кратковременной утратой сознания. При выраженных формах наблюдается падение человека, судорожные движения тела и конечностей. Современные средства психофизиологических исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения и аффективные состояния (кратковременная бурная эмоция - гнев, ужас) возникают под влиянием психических воздействий. Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до двух месяцев. Снижение настроения наблюдается при гибели близких людей, после конфликтных ситуаций. При этом появляются безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может стать причиной производственного травматизма. Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект - взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека наблюдается эмоциональное сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории лиц с повышенным риском травматизма, их не должны назначать на должности с высокойответственностью.

На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможны следующие реакции:

конфликты - реакция, возникающая, если человеку приходится выбирать между двумя потребностями, которые действуют одновременно. Такая ситуация возникает, когда необходимо считаться либо с потребностями производства, либо со своей безопасностью;

неудовлетворенность - вид реакции, проявляющийся в виде состояния упадка агрессивности, жестокости, а иногда смирения. Например, человек болезненно пытающийся привлечь к себе внимание каким-либо способом, сопротивляется любой форме подчинения или совершает умышленные поступки, чтобы бросить вызов своему руководителю либо заслужить чье - либо одобрение;

поведение срыва - при повторяющихся неудачах или при чрезвычайной ситуации человек может в некотором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внешних потребностей. В этом случае у него будут проявляться реакции, похожие на смирение, пассивность;

тревога (тревожное ожидание) - это эмоциональная реакция на опасность. Человек с трудом может определить объект или причины своего состояния. Лицо, находящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опасного поступка. Функциональная тревога может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами; преувеличения их угрожающего характера. Поведенческое проявление тревоги заключается в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность;

страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, побуждает искать путь ее избежание. Страх варьирует в достаточно большом диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Страх может быть временным или же, наоборот, является чертой характера человека. Страх может быть адекватным и неадекватным степени опасности (последнее - свойство трусости и робости);

испуг - безусловно рефлекторный «внезапный страх». Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием опасности, возникает медленнее и дольше продолжается. Ужас - наиболее сильная степень проявления эффекта страха и подавления страхом рассудка.

Осознание опасности может вызывать различные формы эмоциональных решений. Первая их форма - реакция страха – проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Эта форма реакции на опасность отрицательно сказываются на деятельности.

Нерезко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга и в сочетании с процессами мышления проявляться как разумный страх в виде опасения, осторожности, осмотрительности.

Паника - следующая форма страха. Она также отрицательно сказывается на деятельности человека. В этом случае страх достигает силы аффекта и способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная реакция).

Перечисленные факторы постоянно или временно повышают возможность появления опасной ситуации или несчастных случаев, но это, однако, не означает, что их воздействие всегда ведет к созданию опасной ситуации или к несчастному случаю. Иначе говоря, их не следует однозначно рассматривать в качестве причин, непосредственно вызывающих опасность.

Влияние алкоголя на безопасность труда

Злоупотребление алкоголем является частой причиной несчастных случаев на производстве. По данным Всемирной организации здравоохранения, до 30% травм, полученных на производстве, связано с употреблением алкоголя. Существуют определенные группы людей, наиболее подверженные производственному травматизму. Основными причинами возникновения несчастных случаев являются, прежде всего, несоблюдение правил безопасности труда и нарушения состояния здоровья, например переутомление, алкогольная интоксикация.

В процессе деятельности человек нередко нарушает правила безопасности, и в тех случаях, когда это происходит безнаказанно и без последствий для его здоровья, он постепенно привыкает к безнаказанности при нарушении таких правил.

Таким образом может сформироваться привычка не только к опасности, но и к нарушению правил безопасности. На отношение к правилам безопасности в определенной мере оказывает влияние и уровень опасности работы, т.е. цена ошибки для работающего и окружающих. Например, при работах с высоким уровнем опасности повышенная ответственность людей, участвующих в проведении работ, тщательный отбор работников, обязательная подготовка их по правилам безопасности, контроль за состоянием их здоровья, строгий надзор за соблюдением правил безопасности - все это обеспечивает безаварийность.

Сложные условия современной производственной деятельности порой требуют от человека работы на пределе его способностей, и при этом снижение функциональных возможностей может служить причиной несчастного случая. При изучении связи травматизма с индивидуальными качествами человека было отмечено, что несчастным случаям в наибольшей мере подвержены люди с более подвижной и неуравновешенной нервной системой.

Алкоголь снижает установку к трудовой деятельности, ведет к недооценке окружающей обстановки (снижение осмотрительности, наблюдательности, сообразительности), вызывает эмоциональную неуравновешенность, импульсивность, склонность к риску. Как правило, причиной несчастного случая является не один какой-нибудь фактор, а сочетание нескольких неблагоприятных обстоятельств. В этой связи роль психофизиологических качеств работника в возникновении несчастного случая нельзя рассматривать в отрыве от условий работы, ее организации, условий жизни.

Трудовой процесс, объединяя людей, всегда является фактором формирования определенных производственных отношений между членами трудового коллектива. В свою очередь характер производственных отношений влияет на эффективность труда и в известной мере может повышать или снижать его безопасность. Известно, что в несчастные случаи чаще вовлекаются плохо дисциплинированные работники, люди, отличающиеся эгоцентричностью, безответственностью, не уважающие чужие авторитеты. Конфликты в личной жизни могут быть причиной травм у злоупотребляющих алкоголем, так как у них нередко складывается очень напряженная ситуация в семье и на работе. Во многом безопасность труда зависит от характера производственной деятельности. Каждая профессия имеет свои особенности и предъявляет к человеку свои специфические требования.

Злоупотребление алкоголем приводит к значительному повышению травм и несчастных случаев. У больных хроническим алкоголизмом наблюдаются ухудшения всех тех качеств, которые обеспечивают человеку известную защиту от несчастных случаев: ухудшается состояние здоровья, Функциональное состояние нервной системы, органов чувств, быстрее наступает утомление, он становится невнимательным, беспечным. У него развиваются именно те черты характера, которые характерны для людей, наиболее подверженных несчастным случаям: недисциплинированность, безответственность, неаккуратность, привычка к несоблюдению установленных правил поведения, правил безопасности.

Травмам способствуют частая смена профессий, работа не по специальности, отсутствие интереса к выполняемому труду, т.е. все то, что часто наблюдается у людей, злоупотребляющих алкоголем.

Основные психологические причины травматизма

В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение любой из этих частей влечет за собой нарушение в целом. Человек нарушает правила, инструкции потому, что либо он не хочет их выполнять, либо он не знает как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.

Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:

нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовыми (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольном опьянении);

нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения;

нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы.

Эта классификация показывает реальную возможность в соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть - пропаганда и воспитание; ориентировочная - обучение, обработка навыков; исполнительная - профессиональный отбор, медицинское обследование.

Антропометрические и энергетические характеристики человека

Антропометрические характеристики определяют размеры тела человека и его отдельных частей. Они необходимы при конструировании промышленных изделий и рабочих мест, организации труда и других работ в области научной организации труда. Антропометрические характеристики подразделяют на динамические, характеризующие движения, зоны досягаемости, и статические, к которым относятся размеры человека в статическом положении.

Для сравнения различных видов труда, проведения оздоровительных мероприятий необходима оценка тяжести труда. Тяжесть труда - интегральное понятие, выражающее степень функционального напряжения организма при трудовом процессе. Соответственно нагрузка на организм при мышечных усилиях классифицируется как физическая тяжесть труда, эмоциональные нагрузки - как нервная напряженность. На практике используется несколько классификаций тяжести и напряженности труда. Каждая классификация имеет свое назначение. Так, в гигиене труда тяжесть труда по степени мышечной и нервной нагрузки подразделяют на четыре категории, определяемые по эргономическим критериям тяжести и напряженности труда (показатель мышечной и нервной нагрузки). Для оценки гигиенической эффективности проводимых оздоровительных мероприятий условия труда подразделяются на три класса (оптимальные, предельно допустимые, вредные и опасные).

При определении льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда используется нормирование гигиенических критериев оценки условий труда по показателям вредных и опасных факторов.

В зависимости от роли человека в производственном процессе различают следующие его функции:

энергетическую, когда работник приводит в действие орудия труда;

технологическую, когда работник соединяет предмет и орудие труда, непосредственно изменяя параметры предмета труда;

контрольно-регулирующую, связанную с наблюдением и контролем за движением и изменением предмета труда, с наладкой и регулированием орудий труда и контролем за их функционированием;

управленческую, связанную с подготовкой производства и реализацией производственного процесса.

Соблюдение эргономических требований к орудиям труда и создание благоприятной производственной обстановки непосредственно ведет к более эффективному использованию рабочего времени, росту производительности труда. Соответствие конструкции производственного оборудования организации рабочего места антропометрическим и физиологическим данным человека способствует рациональному взаимодействию между человеком и орудием труда и приводит к повышению работоспособности и эффективности трудовой деятельности.

Трудовые движения подразделяются на пять групп:

движения пальцев;

движения пальцев и запястья;

движения пальцев, запястья и предплечья;

движения пальцев, запястья, предплечья и плеча;

движения пальцев, запястья, предплечья, плеча и корпуса.

Основой рабочего места являются пульты и панели, на которых размещены органы управления (кнопки и клавиши, тумблеры, поворотные ручки, маховики, вращающиеся переключатели, ножные педали) и средства отображения информации.

В современном производстве требования к человеку резко возрастают. При этом нередко возникает ситуация, когда надежность выполняемых функций человека уменьшается из-за быстро сменившегося характера и условий труда, за которыми не успевает биологическая перестройка его организма. И часто теряет смысл увеличение технической части системы, так как надежность всей системы «(человек – техника - среда» лимитируется только надежностью человека – самого беззащитного и сложного звена системы. Рабочее место представляет собой наименьшую целостную единицу производства, где взаимодействуют три основных элемента труда: предмет, средства и субъект труда.

Организация рабочего места - это результат проведения системы мероприятий по функционированию и пространственному размещению основных и вспомогательных средств труда для обеспечения оптимальных условий трудового процесса.

Оснащение рабочего места включает все элементы, необходимые для решения работающим поставленных перед ним производственных задач. К ним относятся основные и вспомогательные средства труда и техническая документация.

Основные средства труда - это основное оборудование, с помощью которого человек выполняет трудовые операции.

Вспомогательные средства труда подразделяются по назначению на технологическую и организационную оснастку. Технологическая оснастка обеспечивает эффективную эксплуатацию основного производственного оборудования на рабочих местах (средства заточки, ремонта, наладки, контроля и т.д.). Организационная оснастка обеспечивает эффективную организацию труда человека путем создания удобств и безопасности в эксплуатации и обслуживании основного производственного оборудования. В состав организационной оснастки входят: рабочая мебель (верстаки, инструментальные тумбочки, сиденья и т.д.); устройства и приспособления для транспортировки и хранения предметов труда (лифты, поддоны и т.д.); средства сигнализации, связи, освещения, тара, предметы для уборки рабочего места и т.д.

Пространственная организация рабочего места должна обеспечивать:

соответствие планировки рабочего места санитарным и противопожарным нормам и требованиям;

безопасность работающих;

возможность выполнения основных и вспомогательных операций в рабочем положении, соответствующем специфике трудового процесса, в рациональной рабочей позе и с применением наиболее эффективных приемов труда;

свободное перемещение работающего по оптимальным траекториям;

достаточную площадь для размещения оборудования, инструмента, средств контроля, деталей и т.д.

Обязательным условием является то, что на рабочем месте должны находиться только те технические средства, которые необходимы для выполнения рабочего задания, и располагаться они должны в пределах границ досягаемости, в целях исключения частых наклонов и поворотов корпуса работающего.

Список литературы

А.А. Сухачев «Охрана труда в строительстве»

Условия труда – совокупность факторов производственной среды, оказывающей влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Исследования условий труда показали, что факторами производственной среды в процессе труда являются:

Санитарно-гигиеническая обстановка, определяющая внешнюю среду в рабочей зоне – микроклимат, механические колебания, излучения, температуру, освещение и др.;

Психофизиологические элементы: рабочая поза, физическая нагрузка, нервно-психологическое напряжение и др., которые обусловлены самим процессом труда;

Эстетические элементы: оформление производственных помещений, оборудования, рабочего места, рабочего инструмента и др.;

Социально-психологические элементы, составляющие характеристику так называемого психологического климата.

Профессиональным заболеванием называется заболевание, вызванное воздействием вредных условий труда. К ним относятся: хронические пылевые бронхиты, вибрационная болезнь, отравление различными токсичными веществами и др. Профессиональные заболевания, в зависимости от тяжести и сроков выявления, могут сопровождаться и не сопровождаться утратой трудоспособности. В тяжелых случаях они могут привести к инвалидности.

Факторы, влияющие на безопасность труда

В процессе труда на человека воздействует множество разнообразных факторов производственной среды, которые в совокупности определяют то или иное состояние условий труда.

Производственные факторы подразделяются на технические, эргономические, санитарно-гигиенические, организационные, психофизиологические, социально-бытовые, природно-климатические, экономические.

Технические факторы отражают уровень автоматизации и механизации производственных процессов; наиболее полное использование оборудования и рациональную организацию рабочего места; применение электронно-вычисли-тельной и управляющей техники; наличие и исправность коллективных средств защиты, защищенность опасных зон и др.

Эргономические факторы характеризуют установление соответствия скоростных, энергетических, зрительных и других физиологических возможностей человека в рассматриваемом технологическом процессе; введение рациональных режимов труда и отдыха, сокращение объема информации, снижение нервно-эмоциональных напряжений и физиологических нагрузок; профессиональный отбор.

Это касается скоростных параметров техники, объема поступающей от рабочих органов информации, уровня организации рабочего места, удобства расположения органов управления и индикации, конструкции сиденья оператора, обзорности рабочей зоны и т. д.

Эстетические факторы отображают соответствие эстетических потребностей человека и реализуемых в художественно-конструкторских решениях рабочих мест (орудий труда) и производственной среды.

Санитарно-гигиенические факторы показывают состояние производственной санитарии на рабочих местах (качество воздушной среды, уровень вредных веществ и излучений, шума, вибраций, состояние освещения и др.). Они должны соответствовать требованиям ГОСТов, ССБТ и т. д.

Организационные факторы характеризуют режим труда и отдыха на предприятии; дисциплину и форму организации труда, обеспеченность рабочих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ); состояние контроля за трудовым процессом и, в частности, за охраной труда; качество профессиональной подготовки работающих и др.

Психофизиологические факторы отражают напряженность и тяжесть труда, морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения работающих друг с другом и др.

Социально-бытовые факторы включают общую культуру производства, порядок и чистоту на рабочих местах, озеленение территории, обеспеченность санитарно-бытовыми помещениями, столовыми, медпунктами, поликлиниками, столовыми, детскими дошкольными учреждениями и др.

Природно-климатические факторы – это географические и метеорологические особенности местности (высота над уровнем моря, рельеф местности, частота и вид осадков, температура, влажность, ионизация и подвижность воздуха, атмосферное давление и др.).

Экономические факторы включают в себя повышение технической вооруженности труда: наиболее полное использование оборудования, рациональную организацию рабочего места, выбор оптимальной технологии. Устранение и уменьшение ненужных затрат рабочего времени, строгая регламентация темпа и ритма работы также относятся к экономическим факторам.

Условия труда зависят от того или иного сочетания производственных факторов и, в свою очередь, влияют на производительность и результаты труда, на состояние здоровья работающих.

Благоприятные условия улучшают общее самочувствие, настроение человека, создают предпосылки для высокой производительности, и, наоборот, плохие условия снижают интенсивность и качество труда, способствуют возникновению производственного травматизма и заболеваний.

Создание здоровых и безопасных условий труда – главная задача администрации предприятия, нанимателя.

Опасные и вредные производственные факторы

Трудовая деятельность человека протекает в условиях определенной производственной среды, которая при несоблюдении гигиенических требований может оказывать неблагоприятное влияние на работоспособность и здоровье человека.

Опасный производственный фактор – такой фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья (ГОСТ 12.0.002-2003).

Вредным производственным фактором называется такой фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

Физические факторы – движущиеся машины и механизмы, острые кромки, высокое расположение рабочего места от уровня земли (пола), падающие с высоты или отлетающие предметы, повышенный уровень вредных аэрозолей, газов; ионизирующих и других излучений; напряжения в электрической цепи; напряженности магнитного и электромагнитного полей, статического электричества; шума, вибраций, повышенная или пониженная температура, подвижность, влажность, ионизация воздуха, атмосферное давление, отсутствие или недостаток естественного света, пульсация светового потока, повышенная контрастность, прямая или отраженная блесткость.

Биологические факторы включают различные биологические объекты: патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы), а также макроорганизмы (растения и животные).

Психофизиологические факторы – физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические (умственное перенапряжение, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Химические факторы – токсические вещества различного агрегатного состояния: дихлорэтан, ацетон, бензол, ксилол, толуол и другие растворители; метан, углекислый газ, ацетилен, другие газы; лаки, краски, эмали; лекарственные средства; бытовые химикаты и многие другие химические вещества.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны – это концентрации, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч или при другой продолжительности, но не более 40 ч в неделю в течение всего рабочего стажа не могут вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдельные сроки жизни настоящего и последующих поколений (ГОСТ 12.1.005-88).

Факторы безопасности труда

Из процесса трудовой деятельности можно выделить с одной стороны работающего человека, с другой - производство, куда включается предмет и орудия труда, а также окружающая среда.

Для защиты человека от производственных опасностей предусмотрена система безопасности труда. Эта система включает целый комплекс средств воздействия на производство и человека, направленных на предупреждение несчастных случаев.

Рассмотрим состав и взаимосвязь основных факторов безопасности труда.

Психофизиологические факторы безопасности труда

Можно выделить четыре основных фактора, определяющих индивидуальные реакции человека на производственные опасности.

Во-первых, человеку присущ целый комплекс безусловных рефлексов, которыми он неосознанно отвечает на различные опасности, угрожающие его организму. Так, при возникновении опасности повреждения закрывается глаз, отдергивается рука; при нарушении нормальных условий окружающей среды в организме возникают ответствующие реакции, направленные на компенсацию вредных воздействий и приспособление к новым условиям среды и т.д. Эти и многие другие защитные реакции организма способствуют повышению защищенности человека от различных опасностей, в том числе и производственных.

Вторым фактором, определяющим реакцию человека на опасность, являются психофизиологические качества и состояния человека. Эти качества проявляются в способности человека к обнаружению сигналов опасности, в его скрытых возможностях по реагированию на такие сигналы, в его эмоциональных реакциях на опасность и т.д. Как названные, так и другие показатели, обусловливающие возможности человека обнаруживать опасную ситуацию и адекватно реагировать на нее, зависят от его индивидуальных особенностей, и в частности от его нервной системы. На поведении человека в опасной ситуации, очевидно, сказывается также его психическое и физическое состояние. Так, состояние тревоги обычно способствует более быстрому обнаружению опасности, состояние же утомления, наоборот, снижает возможности человека по обнаружению опасности и противодействию ей.

Способность человека противодействовать опасности в труде существенно зависит и от третьего фактора - его профессиональных качеств и опыта. Здесь имеются в виду не столько навыки и умения по достижению трудовой цели, сколько навыки и умения решать такие задачи безопасно. Следует отметить, что умение безопасно работать зависит главным образом от знания рабочим своей профессии и правил безопасности труда, а также от жизненного опыта. Это дает ему возможность гибко использовать подобные факторы для успешного и безопасного решения различных трудовых задач. Этому в значительной мере способствуют и творческие возможности человека, позволяющие ему изыскивать новые пути и методы безопасного решения возникающих задач в самых разнообразных и неожиданных ситуациях.

Последний, четвертый фактор, обусловливающий возможности человека противостоять опасности, определяется степенью его мотивации к труду и его безопасности. У различных людей уровень мотивации к выполнению работы и обеспечению ее безопасности не одинаков и последний мотив имеет различный вес среди прочих мотивов, побуждающих человека к деятельности.

Итак, можно выделить четыре фактора, обусловливающих способность человека противодействовать опасности в труде.

  • 1. Чисто биологический фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции.
  • 2. Фактор, определяющий особенности психического отражения и психических функций человека.
  • 3. Фактор, вытекающий из опыта человека, его навыков, знаний умений.
  • 4. Фактор, характеризующий направленность человека, т.е. его мотивы, интересы, установки и т.п.

Рассмотренные факторы образуют гибкую систему с взаимодополнениями и взаимными компенсациями, способствующую надежности существования и деятельности человека. При этом человек как личность не является простой суммой этих факторов, а выступает как сложная система, сложившаяся в результате их развития и взаимодействия.

Таким образом, человек является сложной самоорганизующейся системой, способной, в зависимости от сложившейся ситуации, гибко использовать свои возможности для достижения требуемого результата, подвергая себя при этом минимальному риску. Если у человека оказываются, например, невысокие биологические качества по противодействию опасности, он может компенсировать это за счет развития профессиональных умений и высокой мотивации к безопасному труду. И, наоборот, человек с высокими биологическими, психофизиологическими и профессиональными качествами по противодействию опасности из-за низкой мотивации к безопасному труду может оказаться плохо защищенным от опасности.

Основные понятия и положения темы.

Контроль исходного уровня знаний.

Роль человеческого фактора в безопасности деятельности очень велика, особенно важны психофизиологические особенности виновников и жертв несчастных случаев.

В связи с этим психофизиологические аспекты безопасной деятельности составляют разделы психологии и физиологии, где изучаются закономерности происхождения и функционирования психического отражения человеком объективной реальности в процессе безопасной трудовой деятельности.

Необходимо отметить, что естественная система защиты человека не всегда может обеспечить требуемую безопасность в условиях техносферы. Необходимы искусственные средства защиты. Чтобы разрабатывать искусственные системы безопасности, средства коллективной и индивидуальной защиты, необходимо знать характеристики человека и его роль в системах безопасности.

В системе безопасности человек выполняет три роли:

1. является объектом защиты;

2. выступать средством обеспечения безопасности;

3. сам может быть источником опасности.

Психология – это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяются несколько направлений, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности.

Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности.

Инженерная психология изучает процессы информационного взаимодействия человека с техническими системами, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учётом психических свойств человека.

Психология безопасности изучает психологические (зависящие от человека) причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них.

Вопрос о влиянии психофизиологических качеств человека на происхождение несчастных случаев является очень сложным. К психофизиологическим факторам, влияющим на травматизм, можно отнести аномалию анализаторов – это слуховой, зрительный, психологический факторы.

Слуховой фактор – глухота (неправильное определение источника шума, неправильное распознаванию звукового сигнала, отсутствие восприятия звукового раздражителя).

Зрительный фактор – цветовая слепота и дальтонизм, куриная слепота, световая адаптация, зрительная иллюзия, стробоскопический эффект.

К психологическим травматогенным факторам можно отнести расстройство мышления, памяти, восприятия, внимания и эмоционально-волевой сферы.

В настоящее время в структуре психики, связанной с сознанием и поведением, выделяют три компонента: психические процессы (восприятие, внимание, мышление, память); свойства (темперамент, характер); состояние (утомление, психическая напряженность, стресс, пароксизмальное состояние, лекарственная, наркотическая или алкогольная астения).

На трудовую деятельность человека и его организм влияют объем восприятия и переработки информации, физическое, нервно-психологическое, умственное, эмоциональное перенапряжение, ритм и темп работы, монотонность труда. их оценки позволяет определить степень и характер нагрузки во время работы, соответствие рабочего места и средств труда анатомо-физиологическим особенностям человека, установить рациональные режимы труда и отдыха, обустроить рабочие места, наладить профессиональный отбор и профориентацию и др.

В каждой профессии есть определенные требования к психических свойств, состояний здоровья работников. Обращают внимание на их темперамент, характер, внимательность, восприятие, память, мышление, эмоции, психомоторику, образование, опыт, воспитание и здоровье, определяющих способности, регулирующих взаимоотношения между людьми и непосредственно управляют поступками и действиями.

Психофизиологические факторы опасности - факторы, обусловленные

особенностями физиологии и психологии человека, могут нанести

ей вреда при определенных обстоятельствах.

К ним относятся:

Недостатки органов чувств (дефекты зрения, слуха и т.д.);

Нарушение связей между сенсорными и моторными центрами, в результате чего человек не способен адекватно реагировать на изменения, которые воспринимаются органами чувств;

Дефекты координации движений (особенно сложных движений и операций, приемов и т.д.);

Повышенная эмоциональность, усталость;

Эмоциональные явления (конфликтные ситуации, стрессы, связанные с семьей, друзьями, руководством)

Неосторожность, что может привести к поражению не только отдельного человека, но и коллектива;

Отсутствие мотивации к трудовой деятельности (незаинтересованность в достижении целей, недовольство оплатой, монотонность труда, отсутствие познавательного момента, то есть неинтересная работа);

Недостаточность опыта (ошибки, неправильные действия, напряжение нервно-психической системы); опасения сделать ошибку усиливают вероятность несчастного случая.

Опасные и вредные психофизиологические производственные факторы в зависимости от характера действия подразделяют на следующие группы:

Физические перегрузки (статические, динамические)

Нервно-психические перегрузки (умственные перегрузки, перегрузки анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Чтобы профилактическая работа была эффективной, необходимо оперировать полной номенклатурой психофизиологических опасных и вредных производственных факторов, к которым причисляют гиподинамию, гипокинезии, монотонность, утомление, усталость, сонливость.

Гиподинамия (греч. Hypo - под и dynamis - сила) - нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) через ограничение двигательной активности, снижение силы сокращения мышц. Причинами гиподинамии могут быть физические, физиологические и социальные факторы (снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, иммобилизация, пребывание в небольших замкнутых помещениях, малоподвижный образ жизни и т.д.). Большинство людей во всем мире страдает от недостаточной физической активности. Сидячий образ жизни приводит к развитию сердечно-сосудистых и других заболеваний. Ежегодно от гиподинамии умирает почти 2 млн человек (прогнозируют, что цифра будет расти).

Врачи подсчитали, что физическая активность в течение получаса в день может существенно снизить риск развития многих распространенных неинфекционных заболеваний: гипертонии, сахарного диабета и др., Поскольку они часто обусловлены именно гиподинамией. Механизация и автоматизация максимально снизили физические нагрузки, их отсутствие стало настоящей "болезнью цивилизации". При гиподинамии уменьшается кровоснабжение тканей, кроме того, недостаток физической активности негативно сказывается на обмене веществ и энергии в организме, ухудшается снабжение кислорода тканям и органам, поступления питательных веществ уменьшается.

Гипокинезия (греч. Hypo - снижение, недостаточность и kinesis - движение) - болезненное состояние организма, обусловленное недостаточной двигательной активностью. Иногда это состояние приводит к гиподинамии.

Монотонность (монотония) - психическое состояние человека, вызванное однообразием восприятий или действий. Соответственно различают:

Монотонии, обусловленную информационной перегрузкой нервных центров вследствие поступления большого объема одинаковых сигналов с многократного повторения (например, работа на конвейерах с небольшими операциями)

Монотонии, вызванную однообразием восприятия (например, длительное наблюдение за приборными пультами в ожидании важного сигнала).

Итак, общими признаками для монотонии является перегрузка информацией при выполнении работы или, наоборот, ее недостаток, что сказывается на функциональном состоянии человека: рабочий (оператор) теряет интерес к своей деятельности, у него возникает состояние, которое называют "производственная скука"; аналогичное состояние у водителей транспорта - "дорожный гипноз". Монотонная работа может привести к переоценке продолжительности рабочего времени (рабочая смена кажется значительно длиннее), рабочий с нетерпением ждет окончания смены. Монотонность негативно влияет на эффективность: ухудшаются экономические показатели, повышаются травматизм и аварийность, увеличивается текучесть кадров.

Утомление - процесс снижения работоспособности, временный упадок сил, возникающий при выполнении определенной физической или умственной работы. Это объективное явление, которое исчезает после отдыха.

Различают утомление, быстро развивается, - первичное, и такое, что накапливается медленно, - вторично. Первичное утомление наступает вследствие выполнения работы, для которой требуются значительные физические усилия или напряжения. Упадок сил является результатом нарушения центральной координации, возникновения экстренных ячеек торможения из-за несоответствия задачи функциональным особенностям организма. Основной признак первичного утомление - достаточно быстрое восстановление функций организма. Утомление, медленно развивается, характеризуется постепенным снижением работоспособности после привычной, но чрезмерно длительной или монотонной работы. Оно возникает чаще тогда, когда человеку не хватает трудовых навыков.

Предотвратить утомлению и повысить работоспособность позволяет физиологическая рационализация, в частности оптимальное организования режима труда и отдыха, рациональное построение трудового процесса, эффективное обучение с целью быстрого овладения трудовыми навыками. Критериями эффективности режима деятельности считают повышение производительности труда, наличие устойчивого динамического рабочего стереотипа, приемлемых производственных и физиологических показателей.

Усталость - это субъективное психическое явление, которое сопровождается ощущением слабости и нежеланием работать.

Врачи выяснили, что на том жалуются примерно 1/5 пациентов, треть подростков испытывают ее как минимум четыре дня в неделю. Женщины и мужчины описывают это состояние по-разному: мужчины жалуются именно на усталость, а женщины испытывают депрессию или тревогу.

Усталость классифицируют на вторичную (обусловленную определенным заболеванием), который может длиться месяц или дольше, однако в целом менее шести месяцев; физиологическую (возникает вследствие дисбаланса в рутинном физической нагрузке, сне, диете или иной активностью, не обусловлена каким заболеванием и проходит после отдыха); хроническую (длится более шести месяцев и не исчезает после отдыха).

Чаще всего этиологии усталости является чрезмерная физическая нагрузка, ухудшение физического состояния, вирусные заболевания, инфекции верхних дыхательных путей, действие медикаментов, рак и депрессия. В трети случаев этиологию усталости установить не удается.

Сонливость - это нарушение нормального механизма пробуждения, что воплощается в постоянных попытках заснуть. Лица, страдающие от нее, под влиянием какой-либо активности временно просыпаются. После короткого сна они чувствуют себя лучше, а пациенты с усталостью жалуются на нехватку энергии, умственное истощение, мышечную слабость, медленное восстановление сил после физической нагрузки и ощущение усталости даже после сна.

Психические состояния человека имеют важное значение в профилактике травматизма и предупреждении аварийности. Нервно-психологические перегрузки возникают, как правило, на пути к воплощению жизненных интересов, при возникновении ситуаций, препятствующих (иногда наоборот, неожиданно способствуют) этой реализации. Они оказываются в критических состояниях: стрессах, фрустрация, внутренних конфликтах и кризисах, транс, экстаз, параксизмализми. В таких ситуациях помогают методы современной медицины (медикаментозные, психологическая помощь).

Психогенные изменения настроения длятся от нескольких минут до нескольких месяцев. Они возникают по следующим причинам:

1) неудовлетворительное характер деятельности (большие физические нагрузки, высокий темп, перенапряжение анализаторов, нервное перенапряжение и др.). Следствием этого является полное истощение, ослабление психики, ослабление точности, скорости ориентации, внимания и т.д.;

2) гибель близких людей, перенесен шоковое состояние, конфликтная ситуация. Последствия подобные тем, которые вызывает неудовлетворительная деятельность, также теряется самоконтроль;

3) состояние аффекта (взрыв эмоций) в результате неожиданной удачи (или наоборот), образы и т.д.; сопровождается резкими агрессивными движениями, глупостью опасности и ответственности. Человек, не задумываясь, может пойти на риск и повести за собой других. Личности, склонные к аффекта, не могут быть командирами и руководителями;

4) применение специальных препаратов:

Легкие стимуляторы (чай, кофе), помогающие преодолеть сонливость, вялость. Их действие кратковременное, они не влияют на координацию, скорость движений, реакцию;

Транквилизаторы, которые снимают психологическую активность, замедляют реакцию, вызывают сонливость, апатию. Их употребление может привести к травматизму и опасности жизнедеятельности;

Алкоголь, наркотики, которые делают невозможным дальнейшее оценки ситуации, притупляют чувство опасности, нарушают координацию движений и реакцию т.д., то есть крайне опасны.

Одной из эмоциональных реакций человека опасности является тревога (беспокойство). Человек, находящийся в таком состоянии, подвержена ошибкам или опасных поступков. Тревога может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами. Осознание опасности вызывает страх, что проявляется в нецелесообразных поступках, или наоборот, чрезмерной осторожности, осмотрительности. Негативно сказывается на деятельности человека такая форма страха, как паника.

Итак, психофизиологические факторы постоянно или временно повышают возможность возникновения опасностей, но это не значит, что их наличие всегда приводит к опасной ситуации. Такие факторы опасностей непосредственно влияют на физические и физиологические процессы, работоспособность, настроение, производительность труда, жизнедеятельность в целом.



Loading...Loading...