Презентация по произведению юность толстого. Л. Н. Толстой "Юность": нравственные идеалы. презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему. Что же особенного было в этой автобиографической повести

Слайд 1

«… и началась новая эпоха – эпоха отрочества»
Что такое отрочество?

Слайд 2

Повесть «Детство». Вряд ли кому до Толстого удалось так живо и поэтично передать прелесть детства. «Счастливая, невозвратима пора детства. Воспоминания о нем освежают, возвышают мою душу».

Слайд 3

В 1854 г. Л. Толстой пишет повесть «Отрочество». Жизнь ставит перед героями серьезные вопросы.

Слайд 4

Давайте вспомним, как Алексей в своей записи от 25 сентября (стр. 29) любуется красивым старинным словом «отрочество». Помните ли вы значение этого слова?
Н.А. Некрасов горячо одобрил «Детство» и просил прислать в журнал продолжение романа. В августе 1854 года Толстой отправил рукопись Некрасову, сообщив ему, что дорожит «Отрочеством» не менее, а более, нежели «Детством». «Талант автора “Отрочества” самобытен и симпатичен в высшей степени», – писал Некрасов Л.Н. Толстому.
Н.А.Некрасов

Слайд 5

«Отрочество» было напечатано в десятом номере «Современника» за 1854 год. В 1856 году две повести вышли отдельной книжкой. В рецензии на это издание Н.Г. Чернышевский подчёркивал, что произведения Л.Н. Толстого привлекают свежестью и чистотой нравственного чувства.
Н.Г.Чернышевский

Слайд 6

«Только при этой непосредственной свежести сердца, – писал Чернышевский, – можно было рассказать «Детство» и «Отрочество»… Без непорочности нравственного чувства невозможно было не только исполнить эти повести, но и задумать их». В той же статье Чернышевский указал на отличительную черту таланта Толстого – его умение необычайно глубоко проникать во внутренний мир человека, в его психологию, показывать самый процесс психической жизни, изображать «диалектику души».

Слайд 7

В семье многих из вас есть старшие или младшие братья и сёстры. Отношения с ними складываются подчас очень непросто. Иногда они бывают в чём-то неправы, иногда вы, иногда обе стороны упрямятся и злятся, не желая прийти к соглашению. Какие чувства и поступки Николеньки и Володи в главе «Старший брат» (повесть «Отрочество») показались вам наиболее близкими, знакомыми и понятными?

Слайд 8

Приходилось ли вам самим преодолевать чувства зависти, злобы, раздражения в отношениях со старшими или младшими братьями и сёстрами? Как вы думаете, почему Володя (старший) в конце главы просит прощения у Николеньки (младшего), причём «самым простым, ничуть не патетическим голосом»?

Слайд 9

Какое впечатление поступок старшего брата производит на Николеньку? Отчего он опять плачет? Попробуйте объяснить смысл фразы: «Володя смотрел на меня, однако так, как будто никак не понимал, отчего у меня слёзы на глазах…».

Слайд 10

Володя старше, и он понимает чувства братишки, поскольку сам недавно был таким. Он любит брата просто потому, что это его брат, и подаёт ему пример своим искренним поступком. При этом Володя всё же несколько отличается от Николеньки. Он не воспринимает мир так трагически и не видит в каждом поступке, своём и чужом, такую драму, какую видит и чувствует Николенька. Может быть, он лишён такой глубины самоанализа (об этом пишет Толстой в начале главы «Старший брат»). Поссорились из-за ерунды, младший брат обиделся, не знает, как к тебе подойти, страдает, значит, надо первому протянуть ему руку, помириться. Дело будничное, такое может произойти каждый день. Для Николеньки же это событие – целая трагедия: «…всё кончено между нами», «мы навек поссорились», «я чувствовал себя виноватым, боялся взглянуть на него и целый день не мог ничем заняться», «… мне страшно, неловко и совестно было оставаться одному с братом».

Л.Н.Толстой«Юность»:

нравственные идеалы

Я был бы не счастливейший

из людей, ежели бы я не нашел

цели для моей жизни - цели

общей и полезной.

Л. Н. Толстой.

Из дневника юношеских лет. .


Цели: 1. углубление знаний об особенностях автобиографической литературы;

2. обучение анализу художественного произведения, работе с текстом.

3. развитие навыка осмысленного чтения.

4. нравственное развитие, воспитание стремления к самопознанию и самосовершенствованию.



Автобиографический. Связанный с жизнью автора; являюется автобиографией.

Трилогия. Три литературных или музыкальных произведения одного автора, объединенные общей идеей и преемственностью сюжета.


«Жизнь Л. Н. Толстого –это целая эпоха, почти весь ХIХ век, вместившийся в его жизнь, и в его произведения». Ги де Мопассан.

Автобиографическая трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857).

Охарактеризуйте каждый период. С какой целью Л. Толстой пишет данные произведения? Какие вопросы поднимает в трилогии?


Главный вопрос- каким надо быть? К чему стремиться?

Процесс умственного и нравственного развития человека.



1. Анализ главы «Comme il faut».

1) Беседа .

– В чем состоит идеал человека «комильфо»?

– Как Толстой оценивает это понятие? Как автор характеризует время, потраченное на приобретение качеств человека «комильфо»?

– Что было главным злом этого увлечения?


Работа в группах .

Вопрос 1-й группе. Как вы оцениваете такую участь героя?

Вопрос 2-й группе. Есть ли качества, привлекающие вас в перечне признаков, которыми руководствовался рассказчик?

Вопрос 3-й группе. Напомнила ли эта глава что-то из вашей жизни? Нет ли подобных увлечений у ваших друзей? Стоит ли их переубеждать?


2. Работа над главой «Я проваливаюсь».

1) Беседа .

– Почему накануне экзамена герой «был в каком-то странном тумане»?

– Каково состояние внутреннего мира Николая во время сдачи экзамена?

– О чем он думал после экзамена? Для чего автор так подробно передает его внутренний монолог?

– Что больше всего огорчало Николеньку в этой истории?

– Что изменилось в его чувствах после долгих раздумий?

– На чем построен сюжет главы? Почему описания и рассуждения преобладают над действием? Как в связи с этим можно рассматривать замысел Толстого?

– Что значит «я проваливаюсь», вынесенное в название главы?


Примерный план сочинения«Диалектика души в повести Л. Н. Толстого «Юность».

I. Автобиографическая проза – одна из форм раскрытия изнутри процесса становления личности.

II. Духовное становление человека на примере повести Л. Н. Толстого «Юность».

1. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и борьба с собственными недостатками.

2. Подлинные и мнимые ценности жизни героя.

3. Толстой оценивает своего героя по способности или неспособности к духовному росту.

4. «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в повести.

5. Особенности повествования (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над действием, диалоги).

6. К каким выводам о смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев?

III. В чем общечеловеческое значение повести «Юность»?



Слайд 2

Литературный дебют

Мы познакомимся с отрывками из повести, которая стала первым литературным трудом писателя. Когда повесть вышла в свет в 1852 году, она сразу сделала известным автора, которому тогда было только 24 года. И многие писатели того времени увидели в нем «прекрасную надежду русской литературы».

Слайд 3

Что же особенного было в этой автобиографической повести?

Н.Г.Чернышевский отметил, что особенность таланта молодого автора в том, что он очень хорошо знает внутренний мир человека – его мысли, чувства. До него еще никто так не интересовался тем, как в душе человека «чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления…переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний..»

Слайд 4

Как же Толстому удавалось так верно и точно знать людей и верно их изображать?

Этому он учился путем самопознания и самоанализа. Он с юности вел подробные дневники. После его смерти они были опубликованы. В них Толстой вырабатывал для себя правила жизни и работы. Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления правил». Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечетком писании, необдуманности…

Слайд 5

Толстой целенаправленно шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события своей внутренней жизни. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Целью его дневников было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание

Слайд 6

Повесть «Детство»

Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других. Именно поэтому его повесть «Детство» стала шедевром. Он, взрослый человек, сумел так верно изобразить внутренний мир ребенка. Повесть во многом автобиографична. Как и сам Толстой в детстве, главный герой повести Николенька Иртеньев учится понимать себя и других, вдумчиво познает окружающий мир.

Слайд 7

Словарь литературоведческих терминовАвтобиография

От греч. Autos – сам, bios– жизнь, grapho– пишу. Описание жизни какого-либо человека, составленное им самим. В художественной литературе автобиография – это произведение, в котором сам писатель описывает свою жизнь. Автобиографическими называют художественные произведения, в которых автор творчески использовал события из своей личной жизни.

Слайд 8

Глава «Maman»

Какова атмосфера в доме, где живет Николенька? Как мы можем это понять? Какие отношения существуют между всеми участниками эпизода? Чьими глазами мы все это видим?

Слайд 9

Перечитайте лирические отступления, в которых говорится о матери. Как вы понимаете слова: «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе»? Можем ли мы понять, каким было настроение матери героя в этом эпизоде? По каким признакам можно понять это настроение? Как Николенька реагирует на настроение матери? Почему, несмотря на то, что для него не осталась незамеченной ее печаль, он не отреагировал на нее?

Слайд 10

Глава «Что за человек был мой отец»

От чьего лица ведется рассказ о характере отца: от лица Николеньки Иртеньева или вспоминающего свое детство взрослого человека? Какие черты отца Николеньки вам кажутся определяющими его личность? Почему заголовок главы сформулирован в виде вопроса?

Посмотреть все слайды

А впрочем, бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и кто виноват в том, что они не осуществились?

Л. Н. Толстой

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой очень любил детей и молодежь. В них он видел идеальных людей, еще не испорченных пороками и передрягами жизни. Этим чистым, первозданным светом озарено начало его знаменитой трилогии “Детство. Отрочество. Юность”. Главный герой трилогии Николенька Иртеньев просыпается оттого, что Карл Иванович ударил над ним хлопушкой и на его голову упала муха. Это очень рассердило мальчика, и он отчужденно и холодно начинает анализировать поведение своего наставника. Даже его халат, шапочка и кисточка кажутся Николеньке противными. Но Николенька очень добрый мальчик, и его отношение к наставнику быстро меняется в хорошую сторону. Раздражение внезапно разбуженного человека проходит, уступая место более естественному для мальчика состоянию любви и благодарности к учителю.

Сам автор выступает здесь в роли психолога. Он скрупулезно исследует поведение ребенка в различные моменты его жизни. Другой эпизод с Николенькой внешне не связан с первым, но внутренняя психологическая связь усматривается. Николенька возвращается с охоты и решает нарисовать все, что он видел за прошедший день. Но так как у него была только синяя краска, он очень живо изобразил синего мальчика верхом на синей лошади и синих собак. У мальчика прекрасное настроение, он любуется своими синими творениями, но вдруг ему в голову приходит мысль: а бывают ли синие зайцы? Спросив об этом у отца и получив утвердительный ответ, Николенька нарисовал синего зайца, но переделал его в синий куст, а из куста сделал синее дерево, потом вместо дерева - облака и так далее. Все это в конце концов разозлило его, и он порвал рисунки. Почему возникло на этот раз раздражение? Ведь сначала мальчик нарисовал синих собак, и они ему понравились. Все просто: когда мальчик отдавался творческому процессу, ни о чем не думая, перед ним не вставало никаких вопросов, но только он начал исследовать творческий процесс, как сразу же возникло раздражение. Толстой как бы говорит, что непосредственность живого чувства всегда гармоничнее холодного, рассудочного отношения к жизни. Детям непосредственность присуща от рождения, но по мере взросления этот дар у многих людей пропадает. Толстой часто обращается к анализу этого момента. Например, когда он описывает детские игры, происходит похожая ситуация: дети сели на землю и, вообразив, что они плывут на лодке, стали “грести”. Лишь брат Николеньки Володя сидел неподвижно. Когда ему сделали замечание, он сказал, что это все ерунда и что от того, больше или меньше они будут махать руками, ничего не изменится. Вроде бы Володя был прав, но согласиться с ним - значит испортить всю игру. Глава заканчивается так: “Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что же тогда останется?” Действительно, холодный рассудок показывает, что синих зайцев не бывает, что, сидя на траве и размахивая руками, никуда не уплывешь, а шапочка и халат Карла Ивановича и в самом деле не так уж привлекательны. Но в любви, доброте и фантазии есть истина, украшающая нашу жизнь.

Я заметил, что маленький герой Толстого побеждает раздражение к миру своей любовью к окружающим его людям. А эти люди своей ответной любовью к Николеньке помогают ему преодолеть различные временные отрицательные эмоции, как, например, в случае с мухой.

После выхода второй части трилогии - “Отрочество” Н.Г.Чернышевский писал: “Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота - отличительная черта таланта графа Толстого”.

У меня создалось впечатление, что все шесть лет из жизни Николеньки Иртеньева прошли перед глазами (читатель знакомится с мальчиком, когда ему исполняется 10 лет, а расстается, когда ему 16), однако в трилогии нет последовательного, день за днем, описания жизни героев. Это рассказ всего о нескольких, но значительных эпизодах.

Так, в “Отрочестве” автор повествует о самых грустных в жизни Николеньки сутках, когда он получил единицу, нагрубил учителю, открыл портфель отца и сломал ключ. Толстой подробно рассказывает на протяжении шести глав, как герой был наказан и чем закончилось его наказание.

В “Юности” особенно выделены три дня: день после поступления в университет, следующий за ним, когда Николенька делает визиты, а затем посещение им семьи Нехлюдовых.

Николенька и Нехлюдов открывают новый нравственный закон. Но исправить все человечество оказалось очень трудным, потому что даже искренние и настойчивые попытки самосовершенствования чаще всего терпели неудачу. За всеми этими возвышенными понятиями нередко скрывалось обыкновенное тщеславие, самолюбование, высокомерие.

По-моему, последняя часть трилогии больше посвящена не метаниям героев, а попытке автора доказать самому себе возможность нравственного совершенствования.

В юности Николенька постоянно с переменным успехом играет какую-нибудь роль. То роль влюбленного с оглядкой на прочитанные им романы, то - философа, так как в свете его мало замечали, а задумчивостью можно было замаскировать свой неуспех, то - большого оригинала. Все это отодвигало на задний план его настоящие чувства и мысли.

Николенька стремится к тому, чтобы его любили, старается понравиться. Но как бы герой не желал походить на окружающих людей, автор показывает, что этого не удается сделать потому, что свет в нравственном отношении чужд ему. Эти люди никогда не создавали нравственных ценностей и не пытались им следовать, тем" более не мучились от того, что их не удается реализовать в жизни. Они, в отличие от Николеньки, всегда пользовались теми нравственными законами, которые были приняты в их среде и считались обязательными.

Я как читатель верю, что Николенька при всех своих неудачах никогда не остановится в нравственных поисках. Не зря же в конце трилогии он вновь садится писать правила жизни с убеждением, что уже никогда не сделает ничего дурного, ни одной минуты не проведет праздно и никогда не изменит своим правилам. Я понимаю, что этот порыв был присущ и самому писателю. Толстой то отрекался от всей своей прошлой жизни, то утверждал открывшуюся для него внове истину. Но для нас он остался человеком, постоянно стремившимся к нравственному самосовершенствованию, полным сомнений и противоречий, а потому реальным.




Лев Николаевич происходил из дворянского рода, известного, по легендарным источникам,с 1351 года. Черты прадеда Ильи Андреевича, даны в «Войне и мире» добродушнейшему, непрактичному старому графу Ростову. Дед Толстого по матери, екатерининский генерал, Николай Сергеевич Волконский, имел некоторое сходство с суровым ригористом старым князем Болконским в «Войне и мире». Кроме Волконских, Л. Н. Толстой состоял в близком родстве с некоторыми другими аристократическими родами: князьями Горчаковыми, Трубе цкими.




Родился 28 августа 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери Ясной Поляне. Был четвёртым ребёнком; у него было три старших брата: Николай (), Сергей () и Дмитрий ().


Отец Льва Николаевича - Николай Ильич Толстой ()- штабс-ротмистр. Мать умерла с рождением последней дочери, когда ему не было ещё 2-х лет.


В 1837 году внезапно умирает отец и воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская.В 1840 году дети переселяются в Казань, к новому опекуну сестре отца П. И. Юшковой. Т.А. Ергольская()






В 1841 году Толстой решил поступить в Императорский Казанский университет. 3 октября 1844 года Лев Толстой был зачислен студентом разряда восточной словесности в качестве своекоштного. На вступительных экзаменах он, в частности, показал отличные результаты по обязательному для поступления «турецко- татарскому языку».В 1847 году Толстой бросает университет и уезжает в Ясную поляну.



Loading...Loading...