Стиль барокко в скульптуре и примеры. Школьная энциклопедия. Как работает скульптор

Введение

Лувр

Париж

Песчанник; высота - 2 м

Аккадский период 2300-2100 гг. до н. э.

Стела царя Нарамсина:

Высота 2 м

В честь победы над лалубеями

Вверху – гора

2 символа – луна и солнце

Изображён пейзаж (что было чуждо шумерам)

Фигура царя Нерумсена выделяется масштабом

Царь лалубеев молит о пощаде

Юноша выразительно откинулся назад

Единство композиции

Композиция – поднимающиеся диагонали (дают динамику, триумфаторское звучание)

Несколько трупов – условно показанное поражение

Пропорции человека реалистичны; пластичность; новые композиционные принципы

Ко времени триумфального восшествия барокко на престол европейской культуры мастера пластики уже достигли всего, что сделало скульптуру XVII века одним из действеннейших инструментов власти. Скульптура барокко прочно стояла на фундаменте из возрождённого Ренессансом реализма и результатов творческих поисков маньеристов. Одним из главных достижений маньеризма в скульптуре была экспрессия, которую стиль барокко развил до невиданного ранее уровня. В то же время скульпторы этого периода во главе с Бернини усилили в своих композициях элемент театрализации. Искусство барокко – это театр: все его жанры дополняли друг друга, создавая пространство, в котором архитектура воспринималась как сцена, а скульптура и живопись творили живое действо.

В данных методических указаниях содержится краткая характеристика скульптуры барокко Италии, Испании, Франции и Германии, представленная в соответствующих разделах и выявляющая общие стилевые черты и национальные особенности, а так же краткая характеристика интерьера дворцов и частных особняков барокко. Текст сопровождается иллюстрациями, помогающими более полно раскрыть содержание учебного материала. Разделы содержат контрольные вопросы по рассматриваемой теме, акцентирующие внимание на задачах изучения и повышающие уровень самоконтроля студентов.

Цель данных методических указаний – способствовать формированию базы необходимых систематических знаний по теме «Скульптура барокко», дающих представление о возникновении, особенностях, распространении стиля, его месте и значении в истории.

Мощный поток барокко так равномерно увлекал за собой архитектуру, ваяние, живопись и орнаментальное искусство, что ни одно из них не решалось выступать без связи с другими. Скульптура барокко самым тесным образом связана с архитектурой. Она украшает фасады и интерьеры церквей, вилл, городских палаццо, сады и парки, алтари, надгробия, фонтаны.

Новшеством, привнесённым скульптурой барокко, стал интерес к драматической сложности и многообразию мира. Главное внимание уделялось динамизму ансамбля благодаря воплощению сцен, определенный момент какого-то действия. Скульпторы стремились к включению зрителей в пространство скульптуры и усилению зрелищности сцены. Многие мастера начали использовать в своих произведениях комбинации различных материалов. Скульптура, так же как живопись и архитектура, служила монархии, церкви и буржуазии.


В барокко иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора. Художником, который соединял в себе дарование и того и другого, был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы и возглавлял все основные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы. Ему принадлежит типичнейшее создание барокко – ослепляющая декоративным богатством разнообразных материалов, безудержной художественной фантазией сень-киворий в соборе Святого Петра (1657-1666) (Рис. 1.1), а также многие статуи, рельефы и надгробия собора.

Бернини обращался, подобно ренессансным мастерам, к сюжетам как античным, так и христианским. Но его образ Давида (Рис. 1.2), например, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело. «Давид» Бернини – это бунтарь, в нём нет ясности и простоты образов Кватроченто, классической гармонии образов Высокого Ренессанса. В отличие от своих предшественников Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы. Скульптор превратил Давида в некий символ Божественного правосудия.

Рис. 1.2 Джованни Лоренцо Бернини

был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви. Поэтому в его алтарных образах языком барочной пластики всегда чётко выражена определенная религиозная идея. Такова, например, одна из лучших его композиций – «Экстаз Святой Терезы» (1645-1652 гг.) (Рис. 1.9) в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме. Здесь он соединяет в одном произведении мраморы разных цветов и позолоченную бронзу, достигая полной иллюзорности и предельной живописности скульптуры. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов. Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела. Широко известно его утверждение: «Я сделал мрамор гибким, как воск». Подтверждением этому служат великолепные скульптурные группы «Похищение Прозерпины» (1621-1622 гг.) (Рис. 1.3) и «Аполлон и Дафна» (1622-1624гг.) (Рис. 1.4), выполненные на темы древнеримской мифологии, «Блаженная Лодовика Альбертони» (1674 г.) (Рис. 1.5) - последняя работа мастера.

Мастер создал множество скульптурных алтарей для римских церквей, надгробия знаменитым людям своего времени, фонтаны главных площадей Рима (площадь Барберини, площадь Навона (Рис. 1.7, Рис. 1.8) и др.), и во всех этих работах проявляется их органическая связь с архитектурной средой.

Введение

Лувр

Париж

Песчанник; высота - 2 м

Аккадский период 2300-2100 гᴦ. до н. э.

Стела царя Нарамсина:

Высота 2 м

В честь победы над лалубеями

Вверху – гора

2 символа – луна и солнце

Изображён пейзаж (что было чуждо шумерам)

Фигура царя Нерумсена выделяется масштабом

Царь лалубеев молит о пощаде

Юноша выразительно откинулся назад

Единство композиции

Композиция – поднимающиеся диагонали (дают динамику, триумфаторское звучание)

Несколько трупов – условно показанное поражение

Пропорции человека реалистичны; пластичность; новые композиционные принципы

Ко времени триумфального восшествия барокко на престол европейской культуры мастера пластики уже достигли всœего, что сделало скульптуру XVII века одним из действеннейших инструментов власти. Скульптура барокко прочно стояла на фундаменте из возрождённого Ренессансом реализма и результатов творческих поисков маньеристов. Одним из главных достижений маньеризма в скульптуре была экспрессия, которую стиль барокко развил до невиданного ранее уровня. В то же время скульпторы этого периода во главе с Бернини усилили в своих композициях элемент театрализации. Искусство барокко - ϶ᴛᴏ театр: всœе его жанры дополняли друг друга, создавая пространство, в котором архитектура воспринималась как сцена, а скульптура и живопись творили живое действо.

В данных методических указаниях содержится краткая характеристика скульптуры барокко Италии, Испании, Франции и Германии, представленная в соответствующих разделах и выявляющая общие стилевые черты и национальные особенности, а так же краткая характеристика интерьера дворцов и частных особняков барокко. Текст сопровождается иллюстрациями, помогающими более полно раскрыть содержание учебного материала. Разделы содержат контрольные вопросы по рассматриваемой теме, акцентирующие внимание на задачах изучения и повышающие уровень самоконтроля студентов.

Цель данных методических указаний – способствовать формированию базы необходимых систематических знаний по теме ʼʼСкульптура бароккоʼʼ, дающих представление о возникновении, особенностях, распространении стиля, его месте и значении в истории.

Мощный поток барокко так равномерно увлекал за собой архитектуру, ваяние, живопись и орнаментальное искусство, что ни одно из них не решалось выступать без связи с другими. Скульптура барокко самым тесным образом связана с архитектурой. Она украшает фасады и интерьеры церквей, вилл, городских палаццо, сады и парки, алтари, надгробия, фонтаны.

Новшеством, привнесённым скульптурой барокко, стал интерес к драматической сложности и многообразию мира. Главное внимание уделялось динамизму ансамбля благодаря воплощению сцен, определœенный момент какого-то действия. Скульпторы стремились к включению зрителœей в пространство скульптуры и усилению зрелищности сцены. Многие мастера начали использовать в своих произведениях комбинации различных материалов. Скульптура, так же как живопись и архитектура, служила монархии, церкви и буржуазии.

В барокко иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора. Художником, который соединял в себе дарование и того и другого, был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы и возглавлял всœе основные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы. Ему принадлежит типичнейшее создание барокко – ослепляющая декоративным богатством разнообразных материалов, безудержной художественной фантазией сень-киворий в соборе Святого Петра (1657-1666) (Рис. 1.1), а также многие статуи, рельефы и надгробия собора.

Бернини обращался, подобно ренессансным мастерам, к сюжетам как античным, так и христианским. Но его образ Давида (Рис. 1.2), к примеру, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело. ʼʼДавидʼʼ Бернини - ϶ᴛᴏ бунтарь, в нём нет ясности и простоты образов Кватроченто, классической гармонии образов Высокого Ренессанса. В отличие от своих предшественников Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы. Скульптор превратил Давида в некий символ Божественного правосудия.

Рис. 1.2 Джованни Лоренцо Бернини

был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви. По этой причине в его алтарных образах языком барочной пластики всœегда чётко выражена определœенная религиозная идея. Такова, к примеру, одна из лучших его композиций – ʼʼЭкстаз Святой Терезыʼʼ (1645-1652 гᴦ.) (Рис. 1.9) в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме. Здесь он соединяет в одном произведении мраморы разных цветов и позолоченную бронзу, достигая полной иллюзорности и предельной живописности скульптуры. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов. Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела. Широко известно его утверждение: ʼʼЯ сделал мрамор гибким, как воскʼʼ. Подтверждением этому служат великолепные скульптурные группы ʼʼПохищение Прозерпиныʼʼ (1621-1622 гᴦ.) (Рис. 1.3) и ʼʼАполлон и Дафнаʼʼ (1622-1624гᴦ.) (Рис. 1.4), выполненные на темы древнеримской мифологии, ʼʼБлаженная Лодовика Альбертониʼʼ (1674 ᴦ.) (Рис. 1.5) - последняя работа мастера.

Мастер создал множество скульптурных алтарей для римских церквей, надгробия знаменитым людям своего времени, фонтаны главных площадей Рима (площадь Барберини, площадь Навона (Рис. 1.7, Рис. 1.8) и др.), и во всœех этих работах проявляется их органическая связь с архитектурной средой.


Рис. 1.3 Рис. 1.4



Бернини – создатель, барочного портрета. Это изображение парадное, театрализованное, декоративное, но общая парадность изображения не заслоняет в нём реального облика модели. Таков, к примеру, портрет кардинала Шипионе Боргезе (1632 г) (Рис. 1.6).

Рис. 1.6 Рис. 1.7. Фонтан ʼʼЧетыре рекиʼʼ.

Фрагмент. 1648 - 1651 гᴦ.

Рис. 1.8. Пьяцца Навона. Фонтан ʼʼЧетыре рекиʼʼ. 1648 – 1651 гᴦ.

Бернини считается создателœем и выразителœем барокко. В его скульптуре воплотились основные черты этого стиля:

Стирание границ между задачами ваяния и живописи;

Отказ от пластического покоя; не только в позах, но

и в игре лиц проявляется стремление выразить жизнь и страсть;

Воспроизведение не состояния героев, а действия, из которого

выхвачено краткое мгновение;

Иллюзорная передача фактуры предметов;

Любовь к сочетанию разных материалов (по фактуре, по цвету);

Усложнение силуэтов и ракурсов фигур, что позволяет воспринимать

скульптуру с различных точек зрения;

Театрализация действия;

Включение зрителя в действие и создание интерактивного пространства

между ним и произведением.

Контрольные вопросы и задания по теме ʼʼСкульптура барокко Италииʼʼ

1. Назовите характерные черты скульптуры барокко.

2. Существует ли связь между архитектурой и скульптурой барокко?

Какова роль скульптуры барокко в решении общих стилистических

3. Назовите имена итальянских скульпторов, работавших в стиле барокко.

4. Определите тематические границы скульптуры барокко.

5. Какие скульптурные композиции Л. Бернини посвящены

мифологическим сюжетам? Поясните новую трактовку этих образов,

вставших на службу католицизму.

6. Дайте сравнительную характеристику ʼʼДавидаʼʼ Л. Бернини и

ренессансной трактовки образа, выделяя присущие этому произведению

черты барокко.

7. Назовите скульптурную композицию Л. Бернини, являющуюся

примером синтеза искусств барокко; дайте характеристику.

8. Назовите характерные черты скульптурного портрета барокко на

примере произведений Л. Бернини.

СТИЛЬ БАРОККО В ИТАЛИИ. 17 век Архитектура. Скульптура. Живопись. «Так много новостей за 20 лет И в сфере звёзд, И в области планет, На атомы вселенная крошится, Все связи рвутся, всё в куски дробится. Основы расшатались и сейчас Всё стало относительным для нас» . Джон Донн (1572 -1631) Для искусства 17 века в целом характерно: - вершины достигли пластические искусства - расцвет музыкальной культуры - золотой век театра

Кризис гуманизма Ренессанса предопределил возникновение драматического стиля БАРОККО. « Исчезает уверенность в близком и положительном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение её трагических противоречий. Прежняя вера уступает место скепсису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. У них возникает и сомнение относительно природы человека – действительно ли добрые начала главенствуют в ней. » А. А Аникст искусствовед «Удивляться я привык, как безмерно мир велик» Кальдерон, испанский драматург 17 века «Поэта цель – стихами поражать. Не о смешном – о славном сочиняю. Кто удивлять не в силах, брось писать. » Марино, итальянский поэт 17 века «Что жизнь? Тень мимолётная, фигляр, Неистово шумящий на подмостках И через час зыбытый всеми; сказка, В устах глупца, богатая словами И звоном фраз, но нищая значеньем» Шекспир, английский драматург

БАРОККО Барокко – это стиль европейского искусства и архитектуры XVII – XVIII веков, сформировался в Италии. Термин «барокко» восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину. Три фактора возникновения барокко: 1. Величие Королевских дворов 2. Притязание католической церкви на всеобщую духовную власть 3. Любовь к театральности и церемониям

ЧЕРТЫ ЭПОХИ «роскоши и смятения» Барокко передавал конфликт эпохи, дух противоречий, человек в искусстве барокко – это личность со сложным миром переживаний и чувств, в водовороте событий, в постоянно изменяющемся мире. Человек постоянно сталкивался с проблемой выбора (безграничность жизни- опасности, неизбежность смерти) Ренессансное наследие давало жизнеутверждающий характер, оптимизм. ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА БАРОККО Драматизм, конфликт добра и зла, мистика Передача эмоций, накал страстей, Преувеличенная детализация, сложность формы, контраст, иллюзии. Динамизм, бурное движение Популярны темы мучений и страданий человека Энергичность Последовательное развитие всех видов искусства, синтез (маньеризм – это кризис, а барокко – новая жизнь)

ЗАДАНИЕ просмотрите видеофрагмент и выпишите в тетрадь особенности стиля барокко в архитектуре: принципы, формы, детали. … Но перед красотой и зданья и фасада Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда. … В орнаменте витом увидишь тут и там Победоносный шлем и вазы фимиам, Колонны, капитель, пилястры и аркады Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды, Амуры. Вензеля, вплетённые тайком, И головы ягнят, увитые шнурком И статую найдёшь в великолепной нише, В узорах и резьбе карниз под самой крышей… Фр. Поэт Жорж де Сюдери, 17 век

Архитектура БАРОККО Высокий Ренессанс уже на три четверти барокко» Игорь Грабарь, искусствовед Ансамбль площади Св. Петра в Риме Купол и фасад собора, арх Микеланджело Колоннада, балдахин (киворий) арх. Лоренцо Бернини

Первым образцом стиля Барокко считается церковь Иль-Джезу (1575 г.) архитекторов Джакомо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта для монашеского ордена иезуитов. Интерьер храма очень торжественен: он оформлен мощными колоннами и пилястрами, многочисленными скульптурными украшениями. Обилие деталей притягивает к себе внимание вошедшего в церковь, как бы намеренно затрудняя движение к области купола, где его ждёт пространственный прорыв вверх. Всё это напоминает духовный путь человека к общению с Богом - через преодоление страстей и пороков. Фасад церкви разделен на два горизонтальных яруса, каждый из которых оформлен орденом. Более узкий верхний ярус обрамлён по краям спиралевидными деталями - волютами (итал. volute- "завиток") и словно перетекает вниз. Такое оформление в дальнейшем стало типичным для церквей в стиле барокко.

характерные черты итальянского барокко воплотились в творчестве двух зодчих ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ Для его работ типично: 1. Изящество в сочетании с математическим расчетом; 2. Мастерская работа с фактурой камня; 3. Использование оптических эффектов. Например: ансамбль площади собора Святого Петра в Риме, ФРАНЧЕСКО БОРРОМИНИ Для его работ типично: 1. Дробность массы здания; 2. Дематериализация каменных масс; 3. Динамизм решений; 4. Богатая внутренняя отделка: золото, полудрагоценные камни. . . Например: церковь Св. Карло алле квадро фонтане в Риме.

ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ 1598 - 1680 скульптор, архитектор, живописец и поэт. Рассказывают, что он поставил оперу, к которой написал либретто и музыку, создал декорации, эскизы костюмов и даже изобрел сценические механизмы! Он родился в Неаполе, но отец-скульптор отвез талантливого подростка в Рим. Там он быстро приобрел известность под покровительством кардинала Сипионе Боргезе. К 26 годам молодой Бернини был назначен архитектором крупнейшего в христианском мире собора св. Петра. Он почти безвыездно работал в Риме, и многие великие памятники и достопримечательности древнего города обязаны ему своим рождением.

Самым ярким примером архитектуры Барокко является Площадь Святого Петра в Ватикане архитектора Лоренцо Бернини. Здесь, перед главным собором католического мира, огромное число паломников должны были почувствовать своё духовное единство. Для воплощения этих идей Бернини нашёл замечательное решение. Пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей: первая, в форме трапеции, обрамлена галереями, отходящими от собора; вторая имеет форму овала, обращена к городу и оформлена двумя колоннадами. В симметричных точках этого овала расположены фонтаны, а между ними - обелиск. Характерный для барокко эффект "затягивания" в глубину архитектурного пространства. Общие очертания ансамбля имеют скрытое Колоннады, как огромные руки, сходство с ключом, напоминая слова Христа, охватывают человека и увлекают к собору. Его фасад естественно и обращенных к апостолу Петру: "И дам тебе ключи Царства Небесного". гармонично сочетается с площадью.

Из всей титанической работы Бернини над интерьерами собора св. Петра более всего поражает воображение Балдахин (киворий)- величественный (высотой 29 м) навес над престолом из позолоченной бронзы, возведенный над тем местом, где, по преданию, были погребены св. Петр и св. Павел. Характерные черты архитектора Бернини "Боязнь пустоты": многочисленные скульптурные украшения; бесконечное повторение, дублирование одних и тех же элементов; "перетекания" формы из одной ее части в другую: исчезают границы архитектурной конструкции, скульптурного, рельефного и живописного декора; появление спиралевидных деталей. Всё должно создавать впечатление, какого- то движения, непрерывного бега линий и потока форм. Принцип формообразования -

Бернини в равной степени проявил себя и в архитектуре и в скульптуре. Одну из лучших своих композиций "Экстаз Святой Терезы" (1645 - 1652 гг.) Бернини создал, будучи уже зрелым мастером. В ней автор изобразил мистическое видение Святой Терезы Авильской, в котором к ней является ангел с огненной стрелой в руке, которой он пронзает сердце Терезы великой любовью к Богу. «Беломраморная скульптура находится в окружении колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет. Св. Тереза погружена в состояние духовного озарения, внешне похожее на смерть: голова запрокинута, глаза закрыты, за внешней мертвенной неподвижностью скрывается гигантское движение духа. »

Первой зрелой скульптурной работой Бернини стал "Давид" (1623 г.) - юношапастух (будущий царь Иудеи), победивший в поединке великана Голиафа. В отличие от скульптур Микеланджело и Донателло Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. На лице точно переданы эмоции борьбы.

Характерные черты скульптора Бернини Он показывает не состояние героев, а действие, из которого выхвачено краткое мгновение. Силуэты фигур очень сложны. Бернини шлифовал камень, передавал тончайшие ньюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела. В скульптурной группе "Аполлон и Дафна" Бернини показывает момент, когда бог Аполлон преследует нимфу, которая стремилась соблюсти целомудрие. В момент, когда Аполлон уже почти настиг свою жертву, произошло чудо: боги превратили Дафну в лавровое дерево.

"Похищение Прозерпины" Бернини изобразил момент, когда бог подземного мира Плутон похитил дочь богини плодородия Цереры, чтобы сделать её своей женой. Фигура Прозерпины уменьшена в размерах, чем усиливается передача её сопротивления. Фантастическое мастерство обработки камня!

ФРАНЧЕСКО БОРРОМИНИ (1599 -1667) Это был занудный эксцентричный холостяк с невротическим характером – полная противоположность Бернини. Ярким примером архитектуры барокко является его церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634 -1667 гг.) Для церкви был отведен маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц. Возможно, поэтому Борромини сделал храм очень небольшим, что необычно для построек барокко. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Овальное в плане здание перекрыто куполом. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Стена верхнего яруса то прогибается, то слегка выступает вперед, её движению вторит изогнутая линия перекрытия. Кажется, что плотная, тяжелая масса камня постоянно меняется прямо на глазах-это любимый мастерами барокко мотив преображения материи.

Специфические черты стиля барокко. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями; 2. Повышенная эмоциональность; 3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов; 4. Яркая контрастность, эмоциональность образов; 5. Динамизм (“Мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин); 6. Поиск единства в противоречиях жизни; 7. В архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли; 8. Скульптура подчинена общему декоративному оформлению

Микеланджело да Караваджо (1573 -1610) Судьба Микеланджело да Караваджо (настоящая фамилия Меризи) сложилась трагически. Одарённый мастер, он вёл странную, неустроенную жизнь, был очень неуравновешенным человеком, нередко дрался на дуэли. Одна из дуэлей закончилась смертью противника. Четыре последних года Караваджо провёл в скитаниях, скрываясь из-за обвинения в убийстве, и умер в полной нищете. Микеланджело да Караваджо стал основоположником интереснейшего направления в стиле барокко и оказал большое влияние практически на всех выдающихся европейских живописцев. Позднее в истории искусства даже появился термин "караваджизм", который применяется к мастерам, пользующимся его стилистикой. Караваджо и другие мастера итальянского барокко впервые увидели мир очень сложным, наполненным тайной. Они не побоялись показать, насколько слаб человек, как противоречива и сложна его натура, какие трудности и страдания ожидают его на пути к высшим духовным ценностям.

На картине молодого мастера "Вакх с чашей в руках" (около 1593 г.) античный персонаж, любимый живописцами Возрождения, предстаёт в непривычном виде. Художник делает его нарочито неприятным, тщательно прописывает отталкивающие детали, например густой слой грязи под ногтями. В произведениях Караваджо Вакх олицетворяет слабого и грешного человека.

Библейские сюжеты он трактовал очень необычно. В композициях на евангельские сюжеты он использует интересный живописный прием. Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства. Источник света в композициях не показан: очевидно, художник имел в виду не реальное освещение, а Божественный свет, который озаряет учеников и подчёркивает их удивление, беззащитность и глубокую внутреннюю растерянность перед тайной общения с Богом. У героев Караваджо часто грубоватый внешний облик, порой они неприятны и даже уродливы. Но натурализм живописного языка - это лишь способ передать духовную слабость человека перед лицом Бога. Художник словно спорил с мастерами эпохи Возрождения, стремившимися через общение с Богом показать силу и красоту человеческого духа.

в ранний период творчества писал натюрморты и жанровые композиции, такие, как картина Гадалка (ок. 1595,) и Шулеры (ок. 1596, Рассказывают историю о том, как художник привел с улицы цыганку, написал с нее гадалку, предсказывающую судьбу молодому человеку, и заявил, что натура - единственная наставница, в которой он нуждается.

композиция "Призвание апостола Матфея" (1599 -1600 гг.). Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: ". . . Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: следуй за Мною". Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Справа в тени появляется в сопровождении апостола Петра Христос, жестом повелевающий Матфею идти за Ним. Лицо Матфея обращено к Христу, он указывает рукой на себя, словно вопрошая, действительно ли к нему относится призыв Спасителя.

Тему призвания человека на служение Богу Караваджо продолжил и в картине "Обращение Савла", повествующей о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня? ". Событие, изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью. Свет, излучаемый Христом, ослепляет его, приводит в ужас и заставляет в бессилии упасть под ноги лошади. Массивный лошадиный круп занимает верхнюю часть картины и невольно отвлекает зрителя от фигуры Савла. От этого ещё острее чувствуется его беспомощность.

Юдифь Укус ящерицы Маленький больной Вакх Реализм Караваджо - это нечто большее, чем просто подражание природе; в его живописи сочетаются глубокое понимание психологии человека и точная передача характера света и формы,

В конце 16-го - начале 17-го века в искусстве Западной Евролпы сложился большой художественный стиль - "барокко". Слово "барокко" в буквальном переводе с итальянского означает "причудливый", "вычурный" . Зародилось барокко в Италии, в конце 16го века. Зрителя поражают яркость чувств, порывистость, страстность этого искусства, его преувеличения и излишества полны неожиданностей. Барокко покорило всю Европу.

Родиной архитектуры барокко стал Рим. Новый стиль утвердился прежде всего в церковном зодчестве, а затем и в архитектуре дворцов. Сооружения в стиле барокко ослепляют пышностью, роскошью отделки. Здания богато украшены, часто без меры, разнообразными деталями. Это богатый, лепной, с завитками, орнамент, портики, галереи со статуями атлантов и кариатид . В интерьере дворцов сглаживаются углы потолка и стен, они украшаются богатыми росписями, лепниной, позолотой . Помещения украшаются гобеленами, статуями, зеркалами . Разноцветные полы, хрустальные люстры, изящная мебель на тонких изогнутых ножках дополняют убранство дворцов.

Дворец и скульптура в стиле барокко

Неотъемлимой частью архитектуры в эпоху барокко была скульптура. Она украшала фасады и внутренние помещения. Скульптуры барокко были декоративным дополнением к архитектуре зданий. Парки украсились скульптурными группами на античные сюжеты, многочисленные статуи оживляли фонтаны и лестницы. Скульптуры барокко беспокойны, порывисты, живописны . Люди - в развевающихся одеяниях или обнаженные - представлены в вычурных, неестественных позах . Пышные драпировки, вычурные жесты, бесчисленные детали придают статуям извилистые и неопределенные очертания.

"Экстаз св. Терезы". Ск. Л.Бернини. Барокко

Живопись в эпоху барокко расширила круг предметов, изображаемых художниками. Появились новые жанры - наряду с религиозными и мифологическими темами художники стали изображать и окружающий их современный мир. Живопись барокко можно условно разделить на три части: церковную, придворную и буржуазную - в зависимости от того, кто ее заказывал. Живописцы барокко предпочитали теплые тона и плавные переходы цвета один в другой, без резких контурных линий . Их привлекала игра света и тени, сильные контрасты светлого и темного. В типичных барочных картинах изображены напряженные и драматические сцены. В них много ярких, чрезмерно преувеличенных страстей, искусственных переживаний. В изображении людей художники использовали эффектные жесты, вознесенные к небу и полные слез глаза святых, мучительно изогнутые тела мифологических героев в сценах борьбы и похищений.

"Благовещение". Эль Греко. Барокко.

В России на стиль барокко оказало влияние русское искусство, что сделало его своеобразным и очень выразительным. Более всего барокко проявило себя в архитектуре и скульптуре барокко. Появился термин "русское барокко". К известным элементам архитектуры добавляются детали исконно русские, что наполняет сооружения особой теплотой, смягчает нагроможденность украшениями.

Собор Смольного монастыря. С.-Петербург. Ск. Растрелли. Русское барокко.

"Певцом русского барокко" называют архитектора Бартоломео Растрелли, постороившего в России очень много великолепных зданий в стиле барокко.

Характеризующийся подчёркнутой театрализацией образов , динамизмом поз, экспрессивностью лиц и жестов, специфической экстравагантностью. Сложился в XVII – первой половине XVIII века, как одна из составляющих эпохи барокко в культуре.

Одним из главных достижений маньеризма в скульптуре была экспрессия, которую стиль барокко развил до невиданного ранее уровня. В то же время скульпторы этого периода во главе с Бернини усилили в своих композициях элемент театрализации.

Первым новшеством, привнесенным скульптурой барокко , стал интерес к драматической сложности и многообразию мира. Главное внимание уделялось динамизму ансамбля благодаря воплощению сцен, изображавших определенный момент какого-то действия . Скульпторы стремились к включению зрителей в пространство скульптуры и усилению зрелищности сцены. Многие мастера начали использовать в своих произведениях комбинации различных материалов. Скульптура , так же как живопись и архитектура , служила монархии, церкви и буржуазии.

Джан Лоренцо Бернини (1598-1680)

Бернини считается создателем и выразителем барокко . В его скульптуре воплотились основные элементы этого стиля: динамизм поз, резкий разворот тел, экспрессивность жестов и лиц, отполированная до блеска поверхность мрамора, а также множественность ракурсов , что позволяет воспринимать скульптуру с разных точек зрения. Бернини заставлял мрамор светиться, что придавало его так называемым «говорящим», в том числе придворным портретам особую жизненность. Он умел извлечь самое важное из пожеланий своих клиентов и, в сочетании с достижениями своих предшественников и всем художественным наследием, сводил все это к одной главной идее. Он включал зрителя в действие и создавал интерактивное пространство между ним и своим произведением. В число лучших его работ раннего периода входят «Аполлон и Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623).

Расцвет творчества Бернини пришелся на правление папы Урбана VIII (1623-1644) и продолжался до 1660 г. Для придания большей выразительности персонажам скульптор усиливал мимику лиц и тщательно отделывал складки одежды . Наиболее выдающимися произведениями этого периода являются «Святой Лонгин» (1629-1638) в соборе Святого Петра, реалистичный и выразительный портрет Констанцы Буонарелли (1635), надгробный памятник папе Урбану VIII (1627-1644), где Бернини ввел полихромность, «Экстаз Св. Терезы» (1647-1652), - шедевр мастера , имеющий эротический оттенок , и балдахин в соборе Святого Петра (1657-1666), подчеркивающий величие папской власти. Последний период творчества скульптора (1670-1680) отмечен нарастанием духовного начала. Среди работ этого периода выделяется «Блаженная Лодовика Альбертони» (1674).

Мифическое французское тщеславие

Французская скульптура XVII в. положила начало упадку, которого удалось избежать только некоторым авторам, сформировавшимся в Италии. В какой-то момент выделился Симои Джиллен, продемонстрировавший большой талант в создании портретов , которые в точности следовали академическим канонам. Жан Барин прославился как медальер в эпоху кардинала Ришелье. Жак Сарразин, прошедший итальянскую школу, соединил в своем творчестве классицизм и барокко и опередил стиль Людовика XIV. Братья Анжер также следовали итальянскому образцу, чтобы потом повернуться к более сентиментальному классицизму. Два скульптора, Франсуа Жирардон и Антуан Куазевокс, порвали с наследием Бернини. Оба работали на отделке Версальского дворца и были любимыми скульпторами короля. Жирардон ориентировался на классицизм , что проявилось в скульптурной группе «Аполлон и нимфы Тетиса» (1666) и надгробии кардинала Ришелье (1675-1677). Его последователь Куазевокс выделился в Версале в области отделки, в которой он отошел от классических канонов .

Выражение религиозного чувства в Испании

Говоря о скульптуре в Испании, мы имеем в виду всю территорию, контролируемую испанской монархией в XVII в.: Ломбардию, Неаполь, Фландрию и Америку. Скульптура барокко в Испании имела свою специфику: она отошла от традиций Ренессанса и сконцентрировалась на воплощении патетики, апеллируя к чувствам зрителей.

В пластике установилась некоторая двойственность между реализмом и символикой: использовались сюжеты , взятые из реальной жизни, но предлагалось их прочтение в религиозном ключе. По форме скульптура была более близка к классицизму, а по содержанию - к барокко . Многие мастера работали в традициях народной полихромной пластики , а свое наивысшее воплощение скульптура XVII века нашла в полихромной резьбе, объединившей пластику с живо-писью. Не только церковь, но и королевский двор стимулировал ваятелей к созданию скульптуры из камня, в частности - надгробных памятников .

Учитывая местные особенности, принято различать несколько школ. Крупным мастером школы Вальядолида был Григорио Фернандес, прошедший путь от позднего маньеризма до вершин барокко . Интересна его работа «Пьета» (1617) для монастыря августинцев в Вальядолиде. В Андалузии вся деятельность сосредоточилась в двух городах - Севилье и Гранаде, где скульпторы подчеркивали реализм священных образов , но усиливали их эмоциональность и духовность. В Севилье можно проследить эволюцию от мистического и аскетического натурализма Мартинеса Монтаньеса до развитого барокко Педро Рольдана. В творчестве первого интерес представляют образы Св. Иеронима (1600) и Св. Франциска Ксавьера (1619), а в творчестве второго - оформление алтаря в соборе Севильи (1670-1672). В Гранаде творчество Алонсо Кано развивалось от барокко к классицизму, что хорошо видно на примере «Непорочной» из ризницы собора в Гранаде (1655 г.). Хосе Рисуэньо - лучший представитель позднего барокко . В период, предшествующий взлету рококо , в Мурсии активно работал Франциско Салсильо. Каталония знаменита великолепным декором алтарей.

В отличие от Италии или Франции, где наряду с религиозной тематикой широко культивировалась и мифологическая, скульптура барокко в Испании носила сугубо культовый характер. Большой популярностью пользовалась деревянная скульптура , которая затем раскрашивалась. Характерным примером является Пьета (1617; Национальный музей скульптуры , Вальядолид). Эта скульптурная группа, выполненная Григорио Фернандесом, пронизана глубокой патетикой.



Loading...Loading...