Пианист Михаил Плетнев. Тайское стало явным. Михаил Плетнёв Плетнев скандал

12 июля 2010, 00:04

Известие об аресте всемирно известного музыканта Михаила Плетнева и обыске в его доме не было бы столь шокирующим, если бы он подозревался в чем угодно, только не в педофилии. Очень хочется верить, что это ошибка. Из Паттайи приходят противоречивые сообщения, по которым трудно составить связную картину случившегося. Тем не менее представляется несомненным, что действиям таиландской полиции в отношении Плетнева в понедельник предшествовал арест теми же должностными лицами тайца Трайпхопа Бунпхасонга вечером в воскресенье. Бунпхасонг обвиняется в сутенерстве и рэкете, связанном с детской проституцией. Полицейский наряд во главе с подполковником Омсином Сукканкхой действовал по наводке Центра защиты детей и женщин. В доме Бунпхасонга был обнаружен целый склад детской порнографии с участием мальчиков 9-15 лет. Под давлением улик арестованный дал признательные показания. В таких случаях один из защитных приемов обвиняемых состоит в том, чтобы назвать в числе своих клиентов громкие имена в надежде, что обладатели этих имен будут выгораживать себя, а вместе с собой и поставщиков малолеток. Именно так и поступил Бунпхасонг. На следующий день подполковник Сукканкха со своей командой объявился в клубе, которым владеет Плетнев, и взял под стражу знаменитого пианиста и дирижера. Его имя, судя по всему, ничего не говорило полицейским, поэтому в первоначальном сообщении оно было искажено до неузнаваемости, но фотографии арестованного не оставляли сомнений в том, что речь идет о Михаиле Плетневе. Из клуба вся группа вместе с арестованным направилась в его дом для проведения обыска. В депешах российских информационных агентств подчеркивается, что Плетнев не обращался за помощью в посольство России в Бангкоке - об инциденте стало известно в Москве из сообщений прессы, и посольство подключилось по указанию МИДа. Главная неясность касается результатов обыска. Крупнейшие мировые агентства сообщили, что в доме Плетнева обнаружено большое количество порнографической продукции с участием несовершеннолетних и фотографии самого Плетнева с детьми "в компрометирующих позах". Однако консул посольства РФ Андрей Дворников заявил, РИА "Новости", что при обыске "ничего подозрительного не нашли". Из сообщений агентства нельзя понять, выяснял ли Дворников ситуацию на месте или на расстоянии - во всяком случае, с Плетневым он беседовал по телефону. Корреспондент РИА "Новости" связался также с возглавляющим следственную группу подполковником Сукканкхой, который сообщил, что Плетнев не связан с сетью распространителей детской порнографии и что следственные действия в отношении музыканта предпринимались в связи с заявлением опекунов 15-летнего подростка о его растлении. Плетнев недавно открыл детскую музыкальную школу в своем доме. Не исключено, что пострадавший - один из его учеников. Сам Михаил Плетнев, если верить Интернету, по-разному излагает причины интереса к нему полиции. По одной версии, он одолжил компьютер у знакомого, а в нем как раз и нашли детское порно. По другой - подозрения на него навлек местный житель, снимавший один из принадлежащих Плетневу домов, а в доме самого Плетнева все оказалось чисто. На видеозаписи обыска видно и слышно, как Плетнев на вопрос полицейского "Откуда у вас это?" (о чем именно идет речь, непонятно) отвечает, напрягая память и теребя в руках какую-то бумажку: "Не помню... Мне кто-то это дал". Музыкант был освобожден из-под стражи под залог в 300 тысяч батов (9 тысяч долларов) и остался под домашним арестом, обязавшись в среду явиться в суд. "Никаких обвинений Плетневу не предъявлено", - радостно сообщили российские агентства и консул Дворников. Они забыли уточнить, что обвинения предъявляются в суде, что и произошло в среду. Как сообщает AP, Плетневу предъявлено обвинение в изнасиловании 14-летнего подростка, а также в том, что он фотографировался с другими мальчиками в непристойных позах. Музыканту угрожает до 20 лет тюрьмы. Он остается под домашним арестом и обязан отмечаться в суде каждые 12 дней. Ему запрещено вступать в контакт со свидетелями по делу. "Все это результат недоразумения", - сказал Плетнев корреспонденту АР по телефону, однако распространяться, что он имеет в виду, не стал. Михаил Плетнев не впервые попадает в подобные истории. В свое время он оказался в числе свидетелей по делу печально знаменитой "Голубой орхидеи" - российской преступной группы по изготовлению детской порнографии; один из обвиняемых в целях самозащиты назвал тогда имя маэстро как одного из своих клиентов. В Японии его будто бы обвинили однажды в сексуальных домогательствах к ребенку, но не хватило доказательств. Вообще российская пресса в среду начала "сливать" Плетнева. Строго высказался детский омбудсмен Павел Астахов. Извлечены из архива материалы о закрытости и загадочности Плетнева, а также о том, что в детстве он воспитывался в интернате Центральной музыкальной школы: "Сначала в одной спальне для младших - нас там 18 человек было. Громадная комната, 9 кроватей по одной стенке, 9 - по другой. Это до 8-го класса. А потом три года в старшей спальне. Те же 18 человек". Это слова контрабасиста Сергея Корниенко. Согласно последнему докладу Госдепартамента США о торговле людьми в мире, положение с сексуальной эксплуатацией детей в Таиланде в последние годы улучшается - в соответствии с принятой шкалой, стране присвоена вторая категория, как и России (самая высокая - первая). Тайские власти принимают активные меры к пресечению этого криминального бизнеса, которые Вашингтон, однако, считает недостаточными. В перечне приоритетов нынешней администрации США права детей и женщин занимают очень заметное место. Желая улучшить свою репутацию, Бангкок бескомпромиссно преследует педофилов. Владимир Абаринов

Пианист Михаил Плетнев благодаря своему многолетнему упорному труду и таланту стал одним из самых титулованных музыкантов России. Проявил себя Плетнев и как успешный дирижер, под его руководством был создан Национальный оркестр России. Впоследствии множество ценителей искусства классической музыки назвали его одним из лучших в мире.

Биография Михаила Плетнева

Михаил Васильевич Плетнев родился в семье музыкантов. Мать была пианисткой, а отец работал концертмейстером в консерватории. Именно поэтому все его детство, которое он провел в Казани, было неразрывно связано с музыкой.

В возрасте 7 лет родители отдали Михаила учиться игре на фортепиано в музыкальную школу при городской консерватории. А когда ему было 13 лет, семья перебралась в Москву. Плетнев сразу же продолжил обучение искусству игры на пианино в новой музыкальной школе.

Спустя 3 года, в свои 16 лет Плетнев становится победителем Гран-При Международного конкурса в Париже. На следующий учебный год Плетнева приняли в консерваторию Москвы. Его наставниками стали Флиер и Власенко.

Еще до окончания консерватории Михаил побеждает еще в двух важных конкурсах: всесоюзном и московском международном.

По окончании консерватории в 1979 году Плетнев без раздумий идет в аспирантуру. Два года спустя Михаил наравне с бывшим наставником Власенко преподает игру на фортепиано собственному классу.

В 1980 году пианист выступил в роли дирижера, а в 1981 к Михаилу пришла настоящая известность на родине. Он успешно выступает сольно на государственном концерте. После его интерпретаций классических произведений критики мирового класса называют пианиста настоящим виртуозом.

Следующие 10 лет пианист гастролирует, выступает как сольно, так и под руководством знаменитых дирижеров. А в 1990 Михаил основывает благотворительный фонд, целью которого стало возрождение классической музыки в России. На собранные средства Плетнев создает собственный независимый симфонический оркестр, которым лично дирижирует.

С 2006 года Михаил занимается своим фондом поддержки национальной культуры.

За свои творческие успехи и популяризацию классической музыки пианист удостоен ордена «За заслуги перед отечеством» 4 и 3 степени, а также звания народного артиста.

«Самые громкие скандалы 2010»: прилюдный стриптиз, измены и шпионские страсти

Личная жизнь Михаила Плетнева

Подробности личной жизни пианиста тщательно им скрываются. Известно лишь, что Плетнев не был женат. Детей у него также нет.

В период с 1996 года исполнитель и композитор, проживая в Таиланде, несколько раз обвинялся в растлении несовершеннолетних мальчиков. Открыто были выдвинуты обвинения в адрес Плетнева в 2010 году после задержания в его доме преступника Бунпхасонга. Тот практически открыто занимался поставкой мальчиков для публичных домов и съемкой детской порнографии.

Во время допроса Бунпхасонг рассказал, что Михаил был одним из его клиентов. Однако по результатам обыска в доме музыканта доказательств преступлений не нашли. Плетнева отпустили под залог, однако через 2 дня после инцидента в полицию Таиланда обратились опекуны 14-летнего мальчика. Они обвиняли Плетнева, который учил музыке школьников, в растлении их ребенка. Но суд, несмотря на тяжесть обвинения, позволил Музыканту за дополнительный залог выехать из страны.

Со слов самого Плетнева, он был знаком с Бунпхасоном как с художником. А все обвинения в его адрес выдвигались исключительно для получения от артиста откупа.

Вскоре суд Таиланда снял все обвинения с пианиста, но этот скандал все же существенно повлиял на карьеру музыканта. Работать с ним отказались несколько международных симфонических оркестров.

Слухи о криминальном пристрастии пианиста не утихают. В прессе всплывала информация о растлении им мальчика в Японии. Это обвинение было снято с Плетнева из-за отсутствия доказательств. Но и в России во время спецоперации по ликвидации детской порностудии имя музыканта фигурировало в деле.

Один из самых неординарных музыкантов нашего времени - - сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижера и композитора.

Михаил Плетнёв родился в 1957 году в Архангельске, в семье музыкантов. Учился в музыкальной школе-десятилетке при Казанской государственной консерватории, затем в ЦМШ при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. В возрасте 16 лет Плетнёв стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. С 1974 по 1979 год обучался в Московской консерватории в классе профессора Я.В.Флиера, а после его смерти - в классе профессора Л.Н.Власенко (у него же в 1981 г. закончил аспирантуру). В 1977 году пианист завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 - I премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени П.И.Чайковского. С этого времени началась интенсивная концертная деятельность артиста. Он выступал по всему миру с сольными программами, а также вместе с известнейшими коллективами мира - Филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Израиля, Чехии; Симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Питтсбурга, Берлина; Национальным оркестром Франции и многими другими; играл под управлением выдающихся дирижеров современности - К.Аббадо, К.-М.Джулини, Б.Хайтинка, Л.Маазеля, З.Меты, К.Зандерлинга, Л.Слаткина, Н.Ярви, Р.Шайи, Р.Баршая… Публику и коллег всегда восхищали его безупречная техника, тонкое чувство стиля, свежесть исполнительской трактовки. По мнению BBC Music Magazine, Михаил Плетнёв "исполняет каждое сочинение как свое собственное, его интерпретации поразительны - подобное вряд ли под силу любому другому пианисту".

В 1980 году Плетнёв дебютировал как дирижер. Отдавая основные силы пианистической деятельности, он нередко появлялся за пультом ведущих оркестров нашей страны. Но взлет его дирижерской карьеры пришелся на 90-е годы, когда Михаил Плетнёв основал Российский национальный оркестр (1990). Под его руководством оркестр, собранный из числа лучших музыкантов и единомышленников, очень быстро завоевал репутацию одного из лучших оркестров мира.

Дирижерская деятельность Михаила Плетнёва насыщена и разнообразна. За прошедшие сезоны Маэстро и РНО представили ряд монографических программ, посвященных И.С.Баху, Шуберту, Шуману, Мендельсону, Брамсу, Листу, Вагнеру, Малеру, Чайковскому, Римскому-Корсакову, Скрябину, Прокофьеву, Шостаковичу, Стравинскому...

Все большее внимание дирижер уделяет жанру оперы: в октябре 2007 состоялся дебют Михаила Плетнёва в качестве оперного дирижера на сцене Большого театра с оперой Чайковского "Пиковая дама". В последующие годы дирижером были осуществлены концертные исполнения опер "Алеко" и "Франческа да Римини" Рахманинова, "Кармен" Бизе (Концертный зал им. П.И.Чайковского), "Майская ночь" Римского-Корсакова (музей-усадьба Архангельское).

Помимо плодотворного сотрудничества с Российским национальным оркестром, Михаил Плетнёв выступает в качестве приглашенного дирижера с такими ведущими музыкальными коллективами, как Mahler Chamber Orchestra, Concertgebouw Orchestra, оркестр Philharmonia, Лондонский симфонический оркестр, симфонический оркестр Бирмингема, Филармонический оркестр Лос-Анджелеса, Токийский филармонический…

В 2006 году Михаил Плетнёв создал "Фонд поддержки национальной культуры Михаила Плетнёва" - организацию, целью которой наряду с обеспечением основного детища Плетнёва - Российского национального оркестра - является организация и поддержка культурных проектов самого высокого уровня, таких как Волжские турне, Мемориальный концерт памяти жертв страшной трагедии в Беслане, музыкально-образовательная программа "Волшебство музыки", разработанная специально для воспитанников детских домов и интернатов для детей с физическими и умственными отклонениями, абонементная программа в Концертном зале "Оркестрион", где совместно с МГАФ проводятся концерты, в том числе и для социально незащищенных граждан, обширная дискографическая деятельность и Большой фестиваль РНО.

Весьма значительное место в творческой деятельности М.Плетнёва занимает композиция. Среди его сочинений - Триптих для симфонического оркестра, Фантазия для скрипки с оркестром, Каприччио для фортепиано с оркестром, фортепианные переложения сюит из музыки балетов "Щелкунчик" и "Спящая красавица" Чайковского, фрагменты из музыки балета "Анна Каренина" Щедрина, Альтовый концерт, переложение для кларнета Скрипичного концерта Бетховена.

Деятельность Михаила Плетнёва постоянно отмечается высокими наградами - он является лауреатом Государственных и международных премий, включая премии Grammy и "Триумф". Только в 2007 году музыкант был удостоен Премии Президента РФ, Ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени, Ордена Даниила Московского, пожалованного Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

Указом Президента Российской Федерации от 28 марта 2019г. Михаил Плетнёв награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.

Знаменитый дирижер, основатель Российского национального оркестра

Знаменитый дирижер и пианист, народный артист РСФСР, основатель и руководитель с 1990 по 1999 год и с 2003 года по настоящее время Российского национального оркестра. Лауреат золотой медали Международного конкурса имени Чайковского 1978 года и премии Grammy 2004 года.

Михаил Васильевич Плетнёв родился 14 апреля 1957 года в Архангельске в семье музыкантов. Его отец Василий Павлович Плетнев был выпускником Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, играл концертмейстером в консерватории, мать Ольга Дмитриевна была пианисткой .

Детство Плетнев провел в Саратове и Казани, с 7 лет начал посещать музыкальную школу при Казанской консерватории по классу пианино . С 13 лет учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории имени Чайковского. В 1973 году 16-летний Плетнев выиграл гран-при на Международном юношеском конкурсе в Париже и в следующем году поступил в Московскую консерваторию, учился под началом профессоров Якова Флиера и Льва Власенко , .

В 1977 году Плетнев завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, а в 1978 году стал лауреатом золотой медали и первой премии московского Международного конкурса имени Чайковского , , . В 1979 году Плетнев окончил консерваторию, а в 1981 году - аспирантуру, после чего стал ассистентом Власенко, впоследствии начал преподавать в собственном классе фортепиано .

Став в 1981 году солистом Госконцерта, Плетнев завоевал славу пианиста-виртуоза, в прессе отмечали его интерпретации творчества Чайковского, но также и его исполнения Баха, Бетховена, Рахманинова и других композиторов , . Плетнев сотрудничал с такими знаменитыми дирижерами как Владимир Ашкенази, Александр Ведерников, Мстислав Ростропович , Валерий Гергиев , Рудольф Баршай и самыми известными симфоническими оркестрами мира, в том числе Лондонским симфоническим и Лос-Анджелесским филармоническим , , , , .

В 1980 году Плетнев дебютировав как дирижер , а десять лет спустя, в 1990 году он создал за счет зарубежных пожертвований независимый Российский национальный симфонический оркестр (позже переименованный в Российский национальный оркестр, РНО) и до 1999 года был его художественным руководителем, главным дирижером и президентом фонда . В 1999 году он покинул его, чтобы заняться самостоятельной творческой деятельностью и гастролями , но в 2003 году вернулся к управлению РНО . В 2008 году Плетнев стал приглашенным дирижером в Симфоническом оркестре итальянской Швейцарии (Orchestra della Svizzera italiana) .

В 2006 году Плетнев создал Фонд поддержки национальной культуры . С 2006 по 2010 год Плетнев был членом Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству , , а с 2007 по 2009 год входил в Комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО , ,

С 1996 года Плетнев проживал в Швейцарии , , , однако много времени, иногда по полгода, проводил в Таиланде, где у него было два дома в Паттайе , . Также в Таиланде дирижер основал компанию Music House Company, которая специализировалась на преподавании музыки и игре на фортепиано (сам он музыку не преподавал). Ему принадлежал также бадминтонный клуб и ресторан Euro Club and Restaurant , . Впрочем, дирижерский дебют Плетнева в Таиланде в Бангкокском симфоническом оркестре состоялся только в 2004 году , .

В 1989 году Плетнев стал народным артистом РСФСР . В 1997 году он был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV, а в 2007 году - III степени. Также он дважды награждался государственными премиями СССР и России, в 1996 и 2006 годах он награждался престижной премией Gramophone Award , , также Плетнев был удостоен премии Grammy за 2004 год , , , .

4 июля 2010 года в Паттайе полиция Таиланда в доме, где проходили занятия Music Home Company, арестовала Трайпхопа Бунпхасонга (Traiphop Bunphasong), который по договоренности с Плетневым присматривал за этим помещением. По данным следствия, Бунпхасонг был одним из организаторов сети детской проституции в Таиланде, поставлял мальчиков в публичные дома, клиентами которых были иностранцы. У Бунпхасонга были изъяты материалы с детской порнографией. Кроме того, Бунпхасонг заявил, что одним из его клиентов был Плетнев. 5 июля 2010 года Плетнев был задержан таиландской полицией, в присутствии дирижера в его доме был проведен обыск, однако в результате ничего компрометирующего найдено не было. Арестован дирижер не был, его отпустили под залог в 9 тысяч долларов без конфискации российского загранпаспорта , , , , .

7 июля 2010 года Плетневу были предъявлены официальные обвинения в растлении несовершеннолетнего мальчика, однако, по словам следователей, обвинения эти были связаны не с подпольной сетью распространения порнографии, а с заявлением опекунов 14-летнего тайского школьника. В случае признания виновным Плетневу могло грозить до 20 лет тюрьмы. , , . Несмотря на это, 7 июля суд разрешил Плетневу покинуть страну, чтобы продолжить гастрольную деятельность, с условием, что он выплатит дополнительный залог в 9 тысяч долларов и прибыть в Таиланд через 12 дней, чтобы отметиться в суде , , . Плетнев воспользовался разрешением суда и в тот же день покинул Таиланд . После этого суд неоднократно отпускал Плетнева под залог с теми же условиями. Сообщалось, что согласно обычной практике до решения суда иностранцев могли отпускать под залог до шести раз , .

21 июля 2010 года таиландские власти заявили о том, что виза Плетнева аннулирована, поскольку его поведение "наносит ущерб Таиланду" , однако через несколько дней в посольстве заявили, что долгосрочная виза дирижера продолжает действовать .

В РНО обвинения против Плетнева называли "бредом", сам дирижер обвинения в свой адрес категорически отвергал, хотя и не отрицал своей близкой дружбы с Бунпхасонгом: по его словам, он знал его лишь как художника , , , . Скандал сказался и на профессиональной деятельности режиссера: в Симфоническом оркестре итальянской Швейцарии решили приостановить с ним отношения . В то же время пресса отмечала, что Плетнев не в первый раз подозревался в растлении несовершеннолетних: прежде его обвиняли в растлении мальчика в Японии, но тогда из-за отсутствия веских доказательств дело было закрыто . Плетнева также называли одним из покупателей детской порнографии в России в деле о новокуйбышевской "Голубой орхидеи" , .

3 декабря 2010 года стало известно о прекращении дела Плетнева. Также были сняты и все ограничения, ранее наложенные на передвижения музыканта таиландскими властями . В конце декабря 2010 года таиландская прокуратура подтвердила, что оснований для возбуждения уголовного дела против Плетнева нет. По словам самого дирижера, в основе обвинения против него "были, конечно, деньги. И деньги немалые" .

Сведения о личной жизни Плетнева в прессе практически не публиковались. По словам его близкого знакомого, альтиста Юрия Башмета, жены и детей у него не было . Плетнев знает английский, французский, немецкий, итальянский, испанский и тайский языки , . Он увлекается горными лыжами, дайвингом, театром и философией , , .

Использованные материалы

Прокуратура Таиланда не нашла оснований для дела в отношении Плетнева. - РИА Новости , 28.12.2010

Charlotte Higgins . Child molestation investigation against Russian classical musician dropped. - The Guardian , 03.12.2010

Таиландский суд продлил залог Плетневу еще на 12 дней. - РИА Новости , 24.08.2010

Евгений Беленький . Посольство России: таиландская виза Плетнева продолжает действовать. - РИА Новости , 26.07.2010

Thailand revokes visa of rape charge Russian conductor. - Agence France-Presse , 21.07.2010

Плетнев вновь освобожден таиландским судом под залог. - Интерфакс , 19.07.2010

Русский музыкант назвал обвинения «тривиальными». - The Pattaya Daily News , 14.07.2010

Первое фото Михаила Плетнева на концерте в Македонии в рамках Охридского фестиваля классической музыки. - Комсомольская правда , 14.07.2010

Наталья Степанова, Никита Карцев . Плетнева подвел детский альбом? - Московский комсомолец , 07.07.2010. - № 25394

Плетнев, обвиненный в педофилии, освобожден. - Lifenews , 07.07.2010

В свой юбилей он оказался не в России, а в Латинской Америке, в Колумбии, где в эти дни проходит фестиваль русской музыки. На сцене Большого театра Боготы Михаил Плетнев исполняет с РНО две программы из сочинений Глинки, Чайковского, Рахманинова, Танеева, Глазунова. И такой "не-юбилей" на краю света - очень даже в духе Плетнева, парадоксального, независимого, идущего, как планета, по своей орбите и не вписывающегося ни в какие установленные форматы.

Он умеет поражать своей непредсказуемостью и даже радикализмом, оборачивающейся безупречной внутренней логикой его действий. Десять лет назад он, пианист с мировым именем, отказался от сольной карьеры и не подходил к инструменту шесть лет, чтобы потом вернуться на сцену с новым, более субъективным взглядом на музыкальную интерпретацию, а 27 лет назад, в годы хаоса перестройки неожиданно для всех создал оркестр - Российский национальный, вошедший, один из единиц российских оркестров, в мировую оркестровую элиту. В музыкальном мире ценят харизму Плетнева, ценят его индивидуальность, его способность сочетать в своем искусстве новизну и фундаментальность, внеличностную классичность и романтический субъективизм. Ценят его способность открывать в самой известной музыке смыслы, к которым никто не приближался, благородно возрождать полузабытые сочинения, поражать ясностью в сложнейших музыкальных фактурах, словно просветляя саму музыку. Его также ценят за то, что он дает возможность чувствовать стрежень подлинного искусства, пропущенного не через рыночные параметры накатанного репертуара и броской виртуозности, а через уравновешенную, выношенную им мысль. Именно поэтому его концерты - отдельное событие не только музыкальной жизни, это особый опыт духовного переживания чего-то подлинного, неизменного, вечного, того, что в человеческой культуре символизирует храм. О том, как Михаил Плетнев появился в музыкальном мире, о его личности и музыкальном феномене рассказывает его коллега и друг, концертмейстер Российского национального оркестра и поэт Алексей Бруни:

У Плетнева репутация человека закрытого, почти мизантропа. А вы дружите с ним всю жизнь, практически с детства. Трудно быть его другом?

Алексей Бруни: Его сейчас будут все хвалить, а я могу и поругать. Во всяком случае ему это будет непривычно, потому что от комплиментов он уже устал за свою творческую жизнь. Как всякий большой талант - человек он очень не простой, с какими-то своими сложными чертами, иногда может быть тяжелым, иногда невыносимым. Но дружба, есть дружба - что-то приходится прощать, что-то - забывать. А что-то приходится просто принять. Я очень ценю его талант - удивительный, редкостный. Но в нем есть не просто талант, а стремление этот талант реализовывать, причем в разных музыкальных сферах. Посмотрите только на его дискографию: сколько им всего записано, и на каком высочайшем уровне! Иногда это делалось в таком режиме, что уму не постижимо: например, двойной диск сонат Скарлатти он записал за одну 5-ти часовую смену, практически без дублей 31 сонату! И такой талант проявляется у него во всем, что он делает.

Свою первую встречу с ним помните?

Алексей Бруни: Конечно. Ему было 13 лет, когда он появился в Центральной музыкальной школе: худенький, очень сдержанный подросток с необычайно внимательными глазами. Он никому не навязывался, ни перед кем не заискивал. У нас сразу с ним возник какой-то взаимный интерес, и с тех пор наша дружба продолжается. Его всегда в первую очередь интересовала сфера музыки в ее самом широком смысле - разные эпохи, композиторы, жанры, направления. Он не выносил только то, что имеет отношение к дилетантизму: поп-музыку, например. Даже к моему увлечению "Битлз" он относился с иронией. Но когда он чем-то интересовался, то это имело глобальный характер. Уже в те годы он очень хорошо читал с листа, свободно ориентировался в нотах и играл все подряд, преследуя при этом выразительные цели, поскольку не терпел несовершенного и проходящего. Помню, как он ставил на пюпитр сборники этюдов Лешгорна, Черни, Мошковского и играл их целыми тетрадками - причем так, будто он это сто лет играет - легко, блестяще, виртуозно, в запредельных темпах, да еще с юмором, поскольку любил на ходу что-нибудь присочинить. Что касается его занятий, то у инструмента он занимался очень мало, но в музыке проводил большую часть суток: изучал ноты, знакомился с новыми для себя сочинениями по партитурам, читал с листа. В 13-15-летнем возрасте он успел ознакомиться с таким гигантским количеством сочинений, которое было недоступно никому.

В нем уже тогда проявлялся универсализм - мышление дирижерское, композиторское?

Алексей Бруни: В те времена он уже занимался композицией. Я хорошо помню его ранние сочинения - Концерт для фортепиано, который он исполнял на вечере в интернате ЦМШ и больше потом нигде не играл. Помню его Вариации - сочинение достойное, обаятельное и уже мастерски написанное. Тогда же он пытался организовать ученический оркестр в интернате. Он сам подбирал, что можно было бы сыграть силами этого почти самодеятельного оркестра, поскольку ребята были разного возраста, разной степени развития. Уже позже, в 1977-78 годах, мне довелось участвовать в его дирижерском дебюте с симфоническим оркестром. Это были его выступления в Ярославле, в Минске, в Казани: исполнялось его произведение - Фантазия для скрипки с оркестром на казахские темы. Миша дирижировал, а я под его руководством солировал. Потом мы исполнили эту "Фантазию" в Алма-Ате и сделали запись ВЖЗ ("вместо живой записи") с Владимиром Федосеевым - в студии, но без склеек и дополнений. У меня сохранилась эта запись на магнитофонной кассете. Нас многое тогда интересовало, в частности, музыкальный авангард. Помню, как Миша принес партитуры Кшиштофа Пендерецкого - а тогда это была абсолютно революционная музыка, которую практически никто не знал - и мы с интересом изучали эти партитуры, слушали. Также мы постоянно покупали партитуры Peters - они были дешевые, симфония Бетховена могла стоить 30-40 копеек, но и эти копейки нам, мальчишкам, было выкроить очень непросто. И мы очень радовались, когда что-то новое удавалось купить. В моей домашней библиотеке многие партитуры сохранились с той самой поры: все симфонии Бетховена, симфонии Моцарта, Гайдна, "Страсти по Матфею", "Страсти по Иоанну", многое другое.

Плетнев ведь не только талантлив в музыке, он - полиглот и энциклопедист?

Алексей Бруни: Да, он довольно рано начал изучать языки. В те времена большого выбора литературы по этому вопросу не было. И я хорошо помню, как он привозил из Югославии самоучители немецкого и французского на сербском языке, который он к тому времени уже знал. И он сам, без всяких учителей запоминал, начинал говорить на языках, читать книги. Потом он так же изучил итальянский и английский языки. У него замечательное логическое мышление и память. Немало времени мы проводили за шахматами, но у него были и другие спортивные увлечения: пинг-понг, футбол. Если сказать честно, то подготовку к конкурсу Чайковского он проводил преимущественно на футбольном поле и в спортивном зале с ракеткой в руке. Конечно, был готов к конкурсу. Но он вообще занимался весьма своеобразно. Он мог разговаривать с кем-то, а рука его в тот момент лежала на коленке и пальцы работали: это он учил параллельно разговору музыкальное произведение. Я много на своем веку повидал музыкантов самого разного калибра, но такого одаренного человека мне видеть не довелось.

Кроме музыки, вас связывало всегда понимание поэзии. Вы читали ему свои стихи?

Александр Бруни: Да, большинство их он знает. Но надо сказать, что и у самого Плетнева пробудился творческий интерес и он стал писать стихи. Он правда никому их не показывает - только друзьям в тесном кругу. Стихи у него очень своеобразные, гротескные, но, часто, и веселые, парадоксальные - в духе Хармса. Есть у него и рассказы, написанные в таком же абсурдистском стиле.

У него всегда было такое иронично-депрессивное мировосприятие?

Алексей Бруни: Черты пессимизма проявлялись у него давно, поскольку зрелость у него была не мальчишеская. С одной стороны, у него был юношеский задор, с другой - абсолютно не юношеский профессионализм. И в-третьих, понимание серьезных проблем глобального характера - превосходящее его возраст. Вот эта своеобразная смесь настроений и интересов присутствовала в нем всегда. Но он страшно любил при случае валять дурака. Он садился к роялю, начинал играть, фантазировать, пародировать. Мог начать с фуги Баха и постепенно превратить ее в фугу Шостаковича. Причем, так гармонично, что иногда трудно было заметить, каким образом это произошло. Однажды на моем дне рождения он так же сел за рояль и стал валять дурака. И зазвучали произведения нескольких композиторов сразу. Скажем, это была пятая симфония Бетховена, пятая Шостаковича, рондо каприччиозо Сен-Санса и "Миллион алых роз". И все это одновременно, переплетаясь, и порознь, и вместе. Это было чрезвычайно смешно. Слушать его можно было часами.

У него начался блестящий период - победа на конкурсе Чайковского, стремительная концертная карьера, общение и выступления с Рихтером: что-то изменилось тогда в нем?

Алексей Бруни: Абсолютно ничего не изменилось. Внутренне он был готов к успехам, и сами по себе проявления успеха его не интересовали. Ему все равно - лауреат он, или не лауреат. Он продолжал с тем же рвением относиться к музыкальному искусству, к расширению своего музыкального кругозора, к тому, чтобы исполнять музыкальные сочинения с возможной степенью совершенства. Но, конечно, в становлении его карьеры главной была победа на конкурсе Чайковского. После этой победы он сразу получил возможность выступать на ведущих концертных площадках и за рубежом с крупнейшими дирижерами и оркестрами. Уже в те годы выработались и его исполнительские приоритеты: Бетховен, Чайковский, Шостакович.

Сейчас он играет много музыки, которая практически не исполняется у или мало известна у нас?

Алексей Бруни: Это звенья одной и той же цепи. В нем всегда была страсть осваивать новое, неизвестное. Ему интересны творческие люди, ему интересно открывать то, что никто не знает. Он исполнил многие сочинения Сибелиуса, которые мне не доводилось слышать никогда: "Пеллеаса и Мелизандау", "Бурю". В последние годы он увлекся Мечиславом Карловичем, музыку которого нигде, кроме Польши, не знают и не играют. Плетнев старается восстановить историческую справедливость, делает все, чтобы возродить интерес к какому-то композитору. Он, например, много исполняет музыки Сергея Танеева, записал с РНО "По прочтении псалма", "Иоанн Дамаскин" Танеева, исполнял в концертном варианте его оперу "Орестея". Ему важно, чтобы люди услышали и оценили по достоинству музыку этих композиторов.

Вы - первая скрипка у Плетнева и его друг. На ваши отношения не влияет то, что Плетнев имеет самый высокий статус в музыкальном мире?

Алексей Бруни: В нем никогда не было ни малейшей степени дешевого зазнайства. Как говорил Константин Сергеевич Станиславский - "надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве". Это и есть основная черта Плетнева. Никогда наши взаимоотношения не омрачались из-за того, что у нас было неравенство по степени известности. Не скажу, что в нашей дружбе все было просто, но нас всегда объединяла музыка и целый ряд других интересов - шахматы, спорт, поэзия и много другое. В нем никогда не было осознания собственных достижений, в нем с ранних лет было достоинство художника.

И при этом склонность к риску, неожиданные интересы, в том числе, пилотирование самолетом.

Александр Бруги: Это черта талантливости: его слишком многое интересует. Он не может зацикливаться на чем-то одном. У него натура, которая проявляет себя через риски, в том числе, через летное искусство, самолеты, вертолеты. В общем-то, вся его жизнь - бесконечный риск. Потому что сцена - это испытание всегда. Сцена - это риск.

Что говорят коллеги и друзья

Не только пианист и дирижер - еще и композитор

Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра:

Михаилу Васильевичу Плетневу хочу пожелать удачи и здоровья. Мы когда-то выступали вместе, а теперь он еще и руководитель одного из лучших наших оркестров.

Денис Мацуев, пианист, народный артист РФ:

Михаилу Васильевичу исполняется 60 лет, а у меня ощущение, что я только что играл на его 50-летие. Тот юбилей я запомнил навсегда: это был выход девяти симфоний Бетховена и пяти концертов Бетховена в исполнении Плетнева. И таких концертов и симфоний я не слышал никогда - это удивительно свежий, какой-то новый, плетневский Бетховен. Михаил Васильевич - выдающийся пианист, стал уникальным выдающимся дирижером. Таких примеров в мире единицы: можно только с Сергеем Васильевичем Рахманиновым сравнить. Он действительно сегодня музыкальная фигура планетарного масштаба, продолжающая рахманиновскую линию. В моей жизни Михаил Васильевич Плетнев - это отдельная глава: я студентом ходил на все его концерты в консерваторию, потом, после моей победы на конкурсе Чайковского в 1998 году мы впервые сыграли вместе. Помню, как он тогда проводил параллели: он выиграл конкурс Чайковского в 1978 году, а я - 20 лет спустя, у него председателем жюри был Андрей Эшпай - и у меня, он в третьем туре играл концерт Чайковского и концерт Листа, и я - тоже. А как-то в Монреале мы играли Третий концерт Рахманинова, и я получал колоссальное удовольствие от игры с ним - потому что как пианист он знает каждую ноту концерта, а как дирижер предлагает уникальные идеи. После концерта мы сидели всю ночь и слушали записи Николая Голованова. Это икона для Михаила Васильевича, он ориентируется на Голованова в своем творчестве. И для меня он тоже открыл этого уникального дирижера. Михаил Плетнев еще и композитор. Вспоминаю, как на его 50-летний юбилей я исполнял его Квинтет с флейтой, скрипкой, альтом и виолончелью: какая это феноменально тонкая, грациозная и с глубоким сюжетом внутри в духе Шостаковича, музыка! Конечно, он еще не оценен как композитор по достоинству. Мы все знаем, что последнее десятилетие прошло под знаком отсутствия Плетнева-пианиста на сцене, и мы словно осиротели. Но три года назад он вернулся на сцену, и это был уже другой Плетнев - немного отстраненный, холодноватый, от интерпретаций которого оторваться было невозможно. Иногда он может шокировать - как в исполненной им Сюите Цфасмана. Это было сыграно им с таким особенным, колким плетневским юмором! Михаил Васильевич остается одним из лучших музыкантов в мире, как и созданный им в 1990 году Российский национальный оркестр. В этот оркестр музыканты идут работать не на зарплату, они идут к Плетневу, идут за общением, за тем, чтобы вместе музицировать, чтобы вместе быть в творчестве. А это удовольствие, которое словами непередаваемо.

Владимир Федосеев, дирижер, народный артист СССР, художественный руководитель БСО им. П.И. Чайковского, музыкальный руководитель "Геликон-оперы":

Михаил Плетнев очень индивидуальный человек, который не вписывается ни в какие стандарты. У него сердце и ум соединены вместе. Он музыкант одновременно интеллектуальный и эмоциональный. После конкурса Чайковского мы записали с ним все концерты Чайковского в Лондоне с Лондонским филармоническим оркестром, и он произвел на всех громадное впечатление. С каждым годом это впечатление возрастает в моих глазах и в глазах публики. Он музыкант, отдельно живущий музыкой, как своим миром. Он композитор, дирижер. Фактически я был первый, кто понял, что он хочет дирижировать. Он тогда консультировался со мной, задавал вопросы дирижерские, и я понял, что он стремится к этому. Спустя некоторое время у него появился свой оркестр. Не скрою, я был обижен, когда он увел в РНО несколько музыкантов из Большого симфонического оркестра. Но я ему все простил, поскольку понимал ситуацию. Мы всегда были с ним в очень близких, дружеских отношениях, и я всегда рад с ним встретиться и сыграть. Я его просто люблю и желаю как можно дольше творить. И еще: его надо всегда поддерживать. Таких музыкантов редко встречаешь. Пианистов у нас много по количеству, но Михаил Плетнев в особом ряду стоит.

Мартин Энгстрем, музыкальный руководитель фестиваля в Вербье:

Михаил Плетнев - один из великих пианистов нашего времени. С 1999 по 2006 годы я работал директором Deutsche Grammophon и тогда же имел удовольствие познакомиться с ним. С тех пор я побывал на многих его концертах; принимал участие в создании записей его выступлений в прямом эфире, и среди них, - знаменитая запись Третьего концерта для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева в Карнеги Холле, а также Третий концерт Сергея Рахманинова, которым дирижировал Мстислав Ростропович. На Музыкальном фестивале в Вербье мы записали с ним камерную музыку - Фортепианный Квинтет Танеева. Много раз пианист выступал с нашим фестивальным оркестром и дирижировал им. Этим летом мы ждем его снова и уже в новом качестве - на сей раз он выступит со знаменитым немецким баритоном Штефаном Генцем.

Я большой фанат пианистической манеры и артистичности этого музыканта. Думаю, что общение с ним в течение ряда лет привело нас к некой общности эмоционального отклика, восприятия. В каждом концерте Михаила Плетнева всегда присутствует элемент нового, неожиданного. Никогда не предугадаешь, что он скажет нам сегодня своей музыкой. И при этом, ты всегда чувствуешь, что это он говорит сейчас только тебе, иногда используя всего одну лишь заветную фразу, даже просто интонацию!.. И придя на один и тот же концерт, вы никогда не услышите одно и тоже. Этот музыкант обладает уникальной способностью к творению нового образа, созданию новых фантастических интерпретаций. Я им восхищаюсь.

Алексей Шалашов, генеральный директор Московской филармонии:

Михаил Плетнев - продолжатель великих фортепианных традиций, музыкант-философ, музыкант-мыслитель. Его концерты всегда становятся событиями - глубокими, внутренними, личностными. Когда слушаешь его, то понимаешь, что это не просто музыка, а отточенная ясность смысла, поражающая простотой ее изложения.



Loading...Loading...