Сколько лет жил ап павел. Святой апостол Павел. Его жизнь и деятельность. Труды апостола Павла

Человек, о котором больше всего спорят христиане и иудеи, да и среди самих христиан он вызывает к себе далеко не однозначное отношение. Мог ли один человек со всеми своими слабостями и недостатками, но одновременно великий человек, превратить религиозную доктрину узкой группы последователей в мировую религию - христианство? Да - потому что это сделал апостол Павел.

Христианские теологи были озабочены в основном вопросом насколько верно Павел понял учение Иисуса из Назарета. В своем произведении "Антихрист" Фридрих Ницше представил Павла подлинным основателем и одновременно величайшим фальсификатором христианства. И довел до логического конца всю критику, выпавшую на долю апостола Павла в Новое время. Не только философ и поэт Ницше, но и христианские богословы требовали отказаться от паулинистского христианства в пользу возвращения к Иисусу.
Иудей Савл или Саул (Шаул) родился в киликийском (ныне турецком) богатом портовом городе Тарсе. По всей видимости он был основан хеттами около 1400 года до н. э. Через него проходили армии персидского царя Кира Великого и македонского царя Александра, тоже носившего этого прозвище. В 64 г. до н. э. римляне сделали его центром провинции, а в 41 году до н. э. в его гавани бросила якорь трирема Клеопатры, которая прибыла завоевать сердце Антония.

В древности считалось, что родители Павла (возможно, что свое греческое имя он получил одновременно с иудейским) из рода Израилева, колена Вениаминова были уроженцы города Гисхала в Иудейской провинции. По учению фарисей, о чем он сам писал, он с гордостью говорил: "Я - римский гражданин!" В то время в Европе насчитывалось не более пяти миллионов граждан Римской империи, то есть одна десятая часть всего населения. Неизвестно, унаследовал ли Павел права римского гражданина от своего отца и был ли отец первым в семье, кто получил римское гражданство. Привилегия быть римским гражданином неоднократно спасала жизнь Павла, хотя он и не избежал многочисленных наказаний, которым подвергался за годы своей миссионерской деятельности.

загадка Лао Цзы

На восьмой день после рождения он был обрезан и наречен Саулом ("выпрошенный" или "вымоленный") в честь первого царя Израиля, также происходившего из колена Вениаминова. По эллински его имя звучало как Савлос, Савл и лишь позднее превратится в Павел. Предположительно у Савла была сестра и брат, которого Павел называл Руфом. Павел был почти ровесником Иисуса, но в отличие от Христа, его разговорным языком был не арамейский, а греческий. Павел читал Ветхий Завет в версии Септуагинты - в греческом переводе, сделанном в 3 веке до н. э. в Александрии. Об этом говорит тот факт, что некоторые из употребляемых им терминов (в частности, "грех") восходят именно к Септуагинте.

Все послания Павла написаны по-гречески. Критики не нашли доказательств того, что он не знал или знал плохо этот язык. Наоборот, речь Павла грамотна и чиста. Судя по цитатам, он знал произведения афинского поэта Менандра, критского поэта Эпименида, стоика Арата и даже неологизмы.

Фарисеи же, по свидетельству историка Иосифа Флавия, верили в бессмертие души и ожидали за гробом награду за добродетель или возмездие за греховную жизнь. На фарисеях лежала обязанность соблюдать 613 заповедей закона Моисеева и при этом они не были скованы запретами и ограничениями, если не считать желание быть праведными, помогать бедным и больным. Фарисеи стремилисьосвободиться от власти эллинизированных царей династии Ирода и от священников-саддукеев, отрицавших бессмертие души.
Павел нигде не упоминает есть ли у него жена. В Деяниях апостолов нет и намека на его женитьбу.

Использованное им греческое слово agamos, которое переводится как "безбрачный", означало человека без спутницы жизни, равно применимым и к вдовцам, и к проживающим отдельно от супруги и к тем, кто никогда не был женат. Большинство ученых на основании нелестных высказываний Павла о женщинах делают вывод, что он никогда не был женат. Среди специалистов есть и крайние точки зрения: о существовании супруги у апостола Павла и о его нетрадиционной сексуальной ориентации или импотенции.

Павел должен был стать раввином. Однако по обычаю за обучение Торе нельзя было брать деньги и Павел освоил ремесло, которое его кормило бы. Он стал делать палатки. Его негативное отношение к христианам и евангельской проповеди привело к тому, что будущий апостол христианства присутствовал (если даже не был зачинщиком) при побивании камнями первого христианского мученика Святого Стефана.

Благодаря своим природным талантам и полученному воспитанию Савл сделался главой гонений на апостолов и их последователей. При этом он проявлял инициативу и служебное рвение. Савл пришел к первосвященнику Каиафе и попросил у него полномочия отправиться в Дамаск, в котором после казни Стефана скрывались многие ученики Христа. Без различия пола и возраста он обязался привести их в оковах в Иерусалим на истязание. Написавший об этом Лука или лукавит или не знает, что синедрион не обладал властью над синагогами Дамаска. Зато примечательно отношение к своей миссии Савла!

Основатели учений в реальности: Августин

На пути в Дамаск 26-летнего "инквизитора" поразил чудесный свет с неба, настолько сильный яркий, что он потерял зрение. И перед ним явился сам Иисус Христос. В Дамаск потерявшего зрение Савла привезли на каком-то вьючном животном. Через восточные ворота, которые сегодня называются Баб Шарки, он проследовал по двухкилометровой и широкой (три метра) Прямой улице - Via Recta - прямо к храму. Вскоре он чудесным образом вновь обрел зрение и принял крещение. С этого времени он становится Павлом и получает высокое назначение в звании апостола язычников.

Предположительно апостол Павел был казнен в Риме при императоре Нероне. Одно из свидетельств принадлежит преемнику Петра, Клименту Римскому, которого считают римским папой. Оно написано приблизительно в 80-е годы. Другое появилось на свет спустя столетие - между 200 и 213 годами и написано отцом латинской патристики Тертуллианом Карфагенским. В 313 году Евсевий Кесарийский в своей "Церковной истории" подтвердит: "Рассказывают, что в царствование Нерона Павлу отрубили голову прямо в Риме и что там же был распят Петр, и рассказ этот подтверждается тем, что до наших времен кладбище этого города называют именем Петра и Павла".

Евсевий Кесарийский относит казнь Павла к промежутку между июлем 67 и июнем 68 года. Некоторые современные исследователи наиболее вероятным называют время накануне самого знаменитого пожара в Риме - в ночь с 18 на 19 июля 64 года.

Закончить рассказ о реальной жизни апостола Павла хотелось бы словами русского религиозного философа Василия Розанова: "Да, Павел трудился, ел, обонял, ходил, был в материальных условиях жизни: но он глубоко из них вышел, ибо уже ничего более не любил (курсив автора - ред.) в них, ничем не любовался".

урождённый Саул ; Савл ; Шауль ; ивр. ‏שאול‏‎, - пер. «выпрошенный», «вымоленный»

иудейский «апостол язычников»; не входит в число двенадцати апостолов и семидесяти апостолов

предп. 5/10 - 64/67

Краткая биография

Апо́стол Па́вел (урождённый Саул ; Савл; Шауль ; ивр. ‏שאול‏‎, - пер. «выпрошенный», «вымоленный»; Саул из Тарса (Киликия); Савл Тарсянин ; ивр. ‏שאול התרסי‏‎; Šaʾul HaTarsi ; др.-греч. Σαούλ (Saul ), Σαῦλος (Saulos ); позднее Παῦλος (Paulos ); лат. Paulus или Paullus, - пер. «малый»; предп. 5/10, Тарс - 64/67, Рим) - иудейский «апостол язычников» (Рим. 11:13); не входит в число двенадцати апостолов и семидесяти апостолов.

Как воинствующий фарисей, Савл участвовал в преследовании первых христиан. На пути в Дамаск от внезапного ярчайшего света с неба ослеп (Деян. 22:11) и, услышав укоризненный голос Иисуса, уверовал в Него (Деян. 9:3-8). Шедшие с ним привели Савла в Дамаск, где он был исцелён от слепоты Ананией и принял крещение. Уже в Дамаске Савл стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий (Деян. 9:1-20). На Кипре обратил ко Христу проконсула Сергия Павла, после этого Савл именуется Павлом (Деян. 13:4-12). Им были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Проповедовал учение о спасении не делами, а верой и силой благодати, и окончательно обособил христианское учение от иудаизма и иудействующих христиан. Был схвачен в Иерусалиме и доставлен по его просьбе в Рим, где по приговору суда обезглавлен 29 июня, в день, когда распяли ап. Петра.

Четырнадцать посланий Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия. В этих посланиях, являющихся дополнением к Евангельскому учению, Павел разъяснил учение Иисуса Христа , подтвердил необходимость совершения Таинства Евхаристии (1Кор. 11:28), опроверг иудеохристианство. Послания апостола Павла широко употребляются в христианском богослужении: отрывки из них читаются при совершении Божественной литургии и некоторых других богослужений, а также на различных требах.

Художественно-символически изображается лысеющим и бородатым, в красно-зелёном одеянии, с мечом, которым его обезглавили, и с книгой посланий в руках.

Источники

Главными источниками сведений о жизни и проповеди Павла являются книги Нового Завета: Деяния святых Апостолов и Послания Павла. Аутентичные послания являются первичными источниками, содержащими свидетельство от первого лица и современными исследуемым событиям. Вопрос о том, какие именно из 14 новозаветных посланий, традиционно приписываемых апостолу Павлу, согласно библейской критике бесспорно принадлежат ему, рассмотрен ниже и в статьях, посвящённых отдельным посланиям. Свидетельства Посланий требуют критического подхода. Павел небеспристрастен и непосредственно вовлечён в упоминаемые события, поэтому при чтении Посланий необходимо принимать во внимание его склонность к той или иной интерпретации фактов. Необходимо также, насколько это возможно, учитывать адресата послания и ситуацию, в которой оно было написано, поскольку это влияет на риторику письма и характер возвещения Евангелия (керигмы).

Деяния Апостолов, датируемые многими исследователями 70-ми - первой половиной 80-х годов, написаны уже после смерти Павла и являются источником, содержащим сведения из вторых рук. Возможное исключение - так называемые «мы-отрывки» (Деян. 16:10-17, 20:5-8, 27:1-16 - все три отрывка относятся к морским путешествиям Павла), в которых автор внезапно начинает повествование от первого лица. Не исключено, что этим он подчёркивает, что был свидетелем описываемых событий; существует даже предположение, что это отрывки из дневника, который Лука или кто-то другой вёл во время путешествия. Достоверность свидетельств книги Деяний существенно повышается, если они находят хотя бы косвенное подтверждение в Посланиях или других источниках (включая упоминание тех или иных реалий у античных авторов, археологические находки и др.). Подробнее о проблемах источников и историчности Деяний см. статью Деяния святых Апостолов.

Послания Павла - основной источник сведений о его вере, учении и мировоззрении. Приводимые в Деяниях речи Павла нельзя считать безусловно подлинными. Сопоставление книги Деяний, основным действующим лицом второй половины которой является Павел, с упоминаниями мест, лиц и путешествий в Посланиях позволяет в некоторой мере реконструировать жизнь Павла, прежде всего во время его миссионерских путешествий (прибл. 46-61 гг.). Существует ряд противоречий между Деяниями и Посланиями; в таких случаях, как правило, предпочтение отдаётся свидетельству Посланий.

О Павле несколько раз упоминается в писаниях мужей апостольских. Павел также является действующим лицом или ложным автором ряда новозаветных апокрифов, но ценность этих книг как источников информации об историческом Павле неизмеримо ниже. К числу таких апокрифов относятся Деяния Павла, Псевдо-Клементины, Деяния Петра и Павла, Апокалипсис Павла, апокрифические послания Павла и к Павлу (включая переписку с Сенекой) и др.

Жизнь

Происхождение

Павел - иудей средиземноморской диаспоры, родившийся в Тарсе, главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Еврейское имя Павла - Савл (др.-греч. Σαῦλος, эллинизированная форма имени Шауль, ивр. ‏שאול‏‎). Павел происходил из колена Вениаминова, и, вероятно, был назван в честь принадлежавшего к тому же колену библейского царя Саула.

Семья и воспитание

Отец Павла был фарисеем (Деян. 23:6), и сам Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия. При этом Павлу перешло от отца римское гражданство, что говорит о высоком статусе семьи, поскольку в то время лишь немногие обитатели провинций Римской империи обладали статусом гражданина. С этим, вероятно, связано наличие у Павла римского имени лат. Paulus (в греческой транскрипции др.-греч. Παῦλος), что означает «малый». Впоследствии, называя себя «наименьшим из апостолов» (1Кор. 15:9), Павел возможно обыгрывал смысл своего имени.

Павел говорит о себе: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе [то есть, в Иерусалиме] при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе» (Деян. 22:3). Если это свидетельство Деяний, не находящее, правда, подтверждения (или опровержения) в Посланиях, верно, то Павел обучался Торе и искусству её раввинистической интерпретации у одного из самых знаменитых учителей того времени, раввина Гамалиила Старшего. Примеры раввинистического толкования можно найти в посланиях Павла, причём в качестве толкуемого текста выступает не Тора на древнееврейском, а её греческий перевод, Септуагинта. Во времена Павла этот перевод широко использовался среди евреев диаспоры, чьим родным языком как правило был греческий (позже, в ходе роста противостояния с христианством, иудеи практически отказались от использования Септуагинты).

Павел был обучен ремеслу - шитью палаток (Деян. 18:3). Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение Торе нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом. В посланиях Павел не раз упоминает, что не был обузой для общины, поскольку кормил себя сам.

Павел пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1Кор. 7:8). Был ли сам Павел безбрачным или вдовцом, в Новом Завете явно не сказано. Православные предания трактуют эти слова Павла в том смысле, что он был именно девственником.

Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом (1Кор. 7:8), тем не менее осуждает «лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак» (1Тим. 4:2-1Тим. 4:3)

…Святые Апостолы Иоанн Богослов, Павел, Варнава и, без сомнения, многие другие были девственниками

Однако, согласно сообщению из книги Деяний апостолов: «…получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос» (Деян. 26:10), - можно заключить, что Павел был членом синедриона, поскольку имел право голоса казнить христиан. Члены этой организации были обязаны вступать в брак. Более того, Павел, будучи строгим фарисеем, вряд ли пожелал бы пренебречь тем, что Иудеи считали священным долгом, а именно браком. Его подробные наставления из седьмой главы первого послания к Коринфянам также позволяют предположить, что он был хорошо знаком с проблемами, подобными тем, которые возникают в связи с браком, а значит, мог быть женат до написания этого отрывка.

Согласно преданию, святые мученицы Зинаида Тарсийская и Филонила являются родственницами (по некоторым данным - родными сёстрами) апостола Павла.

Связи с эллинизмом

Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, риторики. По широко распространённой версии, послания Павла написаны на живом идиоматическом греческом языке. По другой, существует чёткое доказательство применения игры слов, стихосложения, проявляющихся только на арамейском языке. Родной город Павла Тарс был одним из центров эллинистической образованности, уступавшим в этом отношении лишь Александрии и Афинам. Правда, неизвестно, в каком возрасте Павел покинул Тарс и отправился на учёбу в Иерусалим, но известно (Деян. 9:30), что уже после обращения Павел был вынужден вернуться на длительное время на родину, чтобы избежать преследований со стороны бывших соратников.

Было убедительно показано, насколько широко в речах и посланиях Павла используются приёмы античной риторики. Можно также отметить, что многие из встречающихся в Новом Завете цитат или аллюзий на произведения секулярных античных авторов приводятся Павлом или, по крайней мере, вкладываются в его уста. Многие исследователи пытались также найти в богословии Павла следы влияния малоазийских мистериальных культов.

Участие в преследовании христиан

Судя по Деяниям святых Апостолов, Павел был моложе Иисуса. Весьма вероятно, что оба они находились в Иерусалиме в одни и те же пасхальные дни. Однако в Новом Завете нет никаких свидетельств о том, что Павел видел Иисуса до казни.

В 7-9 главах Деяний Апостолов несколько раз говорится об активном участии Павла (называемого вплоть до Деян 13:9 исключительно Савлом) в гонениях на раннюю христианскую церковь; сам Павел также упоминает в ряде посланий, что до обращения участвовал в преследовании христиан.

Убийство Стефана

«Каменование Св. Стефана». Рембрандт, 1625 г. (Музей изящных искусств, Лион). На заднем плане, сидящим с одеждой свидетелей на коленях (Деян. 7:58) изображён Савл.

Впервые Савл упоминается в сцене избиения камнями первомученика Стефана, причем будучи несовершеннолетним он не принимал непосредственного участия в казни, но лишь сторожил одежды (Деян. 7:58). Поскольку в следующем году Савл уже принимает участие в гонениях на христиан в Дамаске, можно предположить, что год смерти Стефана (33 год) совпал с годом совершеннолетия Савла, который у иудеев отмечается в 13 лет. Таким образом, годом рождения Савла можно признать 20 год. В Деяниях описан суд над Стефаном, но непонятно, был ли ему вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая дожидаться окончания суда.

Причины и характер преследований

Гонения, в которых принял участие Павел, были вызваны ранней христианской проповедью, становившейся неприемлемой для ортодоксального иудаизма из-за таких моментов как:

  • Проповедь распятого Мессии . «…мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн…» (1Кор. 1:23). Такая проповедь воспринималась как богохульство, поскольку распятие было особо позорной казнью, несовместимой с богоизбранностью Мессии, который должен прийти как царь и победитель. В Послании к Галатам (Гал. 3:13) Павел цитирует Второзаконие (Втор. 21:33): «… проклят всяк, висящий на древе». Для Павла-фарисея было немыслимо видеть в распятом и, следовательно, проклятом преступнике Мессию.
  • Критика храмового культа . Многие исследователи считают, что уже в это время в среде христиан из «эллинистов», таких, как Стефан, стало проявляться критическое отношение к еврейской сосредоточенности на Иерусалиме и Храме, плохо совместимой с вселенским характером христианского благовестия. В речи Стефана перед Синедрионом, в написании которой Лука мог опираться на источник, довольно точно передающий взгляды «эллинистов», содержатся открытые нападки на Храм. Возможно, именно критика храмового культа и стала основной причиной преследований.

В ранних гонениях на христиан можно видеть попытку синагогальных общин, находившихся под всецелым влиянием фарисеев, навести порядок в своей среде путём «дисциплинарного» наказания неортодоксальных взглядов. Именно таким наказанием могли быть упоминаемые Павлом бичевание (5 раз по 40 ударов без одного) и тюремное заключение, которым он подвергся уже став христианином (2Кор. 11:23, 2Кор. 11:24). Не исключено, что преследования христиан велись в основном в эллинистских общинах, членом одной из которых мог быть Савл. Основную роль в преследованиях играли, по всей видимости, фарисеи, но в них могло принять участие и храмовое саддукейское священство. В Деяниях (Деян. 9:1 - Деян. 9:2) фарисей Савл получает от саддукейского первосвященника полномочия привести в Иерусалим христиан из Дамаска для наказания.

После обращения

Около 34 года на пути в Дамаск он неожиданным образом услышал неведомый голос «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» и на три дня ослеп (Деян. 9:8 - Деян. 9:9). Приведённый в Дамаск, он был исцелён христианином Ананией и крестился (Деян. 9:17 - Деян. 9:18). Пробыв несколько дней с учениками Дамаска, Ап. Павел проповедует Евангелие среди иудеев Аравии (Гал. 1:17), под которой обычно понимается Набатея. После он возвращается в Дамаск, где сталкивается с преследованиями царя Ареты (2Кор. 11:32).

Около 37 года или 39 года он посещает Иерусалим (Гал. 1:18). Местные христиане долго не могли принять его, только заступничество Варнавы примирило Павла с апостолами (Деян. 9:26 - Деян. 9:27). После Иерусалима он возвращается в родной Тарсус, откуда его забирает Варнава и приводит в Антиохию (Деян. 11:25). В антиохийской церкви соратниками Павла были Симеон Нигер, Луций Киринеянин и Манаил.

1-е апостольское путешествие

Из Антиохии около 46 года Павел совершает своё 1-е апостольское путешествие совместно с Варнавой. Первым делом он посещает Селевкию, откуда переправляется на Кипр (Деян. 13:4), дойдя до Пафа, он состязается с лжепророком Вариисусом (Деян. 13:6). После Кипра путь Павла лежал в Памфилию, где он впервые начинает обращаться к язычникам (Деян. 13:46). Из Памфилии он пришёл в Иконию (Деян. 14:4). Изгнанный оттуда иудеями, он отправляется в Ликаонию, где язычники его принимают за Гермеса (Деян. 14:12). Затем, через Писидию Павел возвращается в Памфилию и отплывает в Антиохию (Деян. 14:26).

Апостольский собор 51 года

Споры в апостольской общине между иудеохристианами и паулинистами (сторонниками Павла) приводят к необходимости созыва Апостольского собора в Иерусалиме (Деян. 15:1 - Деян. 15:6). Павел отстаивал позицию, что христианам неевреям нет необходимости совершать обрезание. Старые апостолы Пётр и Иаков приняли сторону Павла и тот убеждённый в своей правоте возвратился в Антиохию (Деян. 15:35). Когда в Антиохию прибывает Пётр, то у него с Павлом начинаются прения (Гал. 2:11 - Гал. 2:14).

2-е апостольское путешествие

Затем Павел уже с Силой отправляется во 2-е апостольское путешествие (Варнава тем временем отбывает на Кипр). В Листре он встречает Тимофея, которого берёт с собой. Дальше его путь лежит в Фригию и Галатию (Деян. 16:6). Пройдя через Мисию он оказывается в Троаде, где созревает план проповедовать в Европе. Оказавшись в Европе, Павел посещает Филиппы (Деян. 16:12). Здесь Павла и Силу задерживают, но как римского гражданина отпускают. Пройдя через Амфиполь, Павел оказывается в Фессалониках (Деян. 17:1). Далее путь его лежит в Афины, где знакомится с Дионисием Ареопагитом (Деян. 17:34). В Коринфе он знакомится с супружеской парой Прискиллой и Акилой (Деян. 18:2) и останавливается на 1,5 года в годы правления Галлиона (Деян. 18:12), то есть в 52 году. Именно здесь он пишет первое и, возможно, второе послание к Фессалоникийцам. Затем Павел морем переплывает в Эфес (там он оставляет Акилу и Прискиллу), а оттуда морем в Иерусалим через Кессарию (Деян. 18:22).

Было предпринято в Эфес (Деян. 19:1), где апостолом Павлом в 54-57 годах были написаны Послание к Галатам и Первое послание к Коринфянам. Из Эфеса Павел вторично отправился в Македонию, откуда он написал Второе послание к Коринфянам (57 год), а затем посетил Элладу (Деян. 20:2). Зимой 57 года Павел прибыл в Коринф. Далее его путь лежал через Филиппы в Троаду, а оттуда в Милет. Морем, через Родос и Кипр, Павел прибыл в Тир (Деян. 21:3). В Коринфе в 58 году апостол Павел написал одно из самых значимых его посланий – Послание к Римлянам, адресованное христианской общине Рима.

Суд

В Иерусалиме иудеи обвинили Павла в том, что он язычников вводит в Храм Соломона (Деян. 21:28). Его повели на суд в синедрион, где началась распря между фарисеями и саддукеями. Однако иудеи не могли казнить Павла из-за римского гражданства, тогда его отправили в Кесарию на суд прокуратору Феликсу, который «оставил Павла в узах» (Деян. 24:27). Новый прокуратор Иудеи Порций Фест совместно с иудейским царём Агриппой решает переправить Павла в Италию на суд императору (Деян. 26:32). Здесь Павел в качестве пленника отправляется в своё последнее путешествие. Его корабль минует Сидон, Кипр, Миры Ликийские, Крит, Адриатическое море и терпит крушение близ острова Мелит (Деян. 28:1). Оттуда на корабле «Диоскуры» Павел прибывает сначала в Сиракузы, потом в Ригию и затем около 60 года в Рим, где прожил ещё 2 года (Деян. 28:30). Из Рима апостол Павел написал послание к Филиппийцам, к Ефесянам, к Колоссянам и к Филимону. Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. К этому же времени, возможно, относится и написание апостолом Послания к Евреям.

4-е апостольское путешествие

Согласно преданию, в Риме апостол был освобождён и совершил четвёртое миссионерское путешествие. На востоке он посетил ранее основанные им церкви. На острове Крит он рукоположил Тита во епископа Критского, затем в Малой Азии около 64-65 годов написал к нему послание (Послание к Титу). Затем апостол Павел рукоположил Тимофея во епископа Ефесского, после посетил Македонию, откуда написал Первое послание к Тимофею (65 г.). В Коринфе Павел встретил апостола Петра, с которым пришёл в Рим в 66 году. Из Рима Павел осуществил путешествие в Испанию, по возвращении из неё был схвачен в Риме и помещён в узы. Считается, что из тюрьмы около 67 года Павел написал Второе послание к Тимофею.

Смерть

Согласно традиционной точке зрения, апостол Павел перенёс много страданий и был как римский гражданин не распят, а обезглавлен в Риме при Нероне. Возможно, это произошло в 64 году, однако обстоятельства написания Послания к Титу позволяют отнести его смерть к более позднему времени - к 67 или 68 году, то есть после четвёртого апостольского путешествия.

На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

Католики отмечают память Петра и Павла 29 июня; Православные церкви, использующие Юлианский календарь, отмечают его 12 июля (н. ст.). В православии и католичестве Пётр и Павел - два наиболее почитаемых апостола, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.

Сподвижники Павла

Энрике Симоне, Усекновение главы св. Павла (1887)

Усекновение главы св. Павла (1278-79)

Поскольку роль апостола Павла как апостола язычников была велика, то его миссия была бы невозможной без многочисленных сподвижников, которые упоминаются на страницах Нового Завета:

  • Аполлос
  • Артема
  • Ахаик
  • Гаий Коринфянин
  • Димас (Кол. 4:14)
  • Зина Законник
  • Ераст
  • Иасон
  • Иродион
  • Крискент
  • Евангелист Лука, лекарь
  • Евангелист Марк
  • Онисифор
  • Прискилла и Акила
  • Силуан
  • Сосипатр
  • Тертий
  • Тимофей Эфесский - адресат двух посланий ап. Павла
  • Тихик
  • Трофим
  • Фортунат

Обнаружение останков апостола Павла

В день памяти апостола Павла 29 июня 2009 года, папа римский Бенедикт XVI рассказал, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарём римского храма Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. По словам папы, в саркофаге были обнаружены


Этот человек никогда не общался с Иисусом Христом во время его земной жизни и не был в кругу учеников Спасителя. Его биография содержит немало темных пятен и очень странных эпизодов. Почему же так вышло, что именно апостол Павел в конце концов стал одним из наиболее почитаемых авторов Нового Завета?

В прошлом не раз бывало так, что ярый противник какого-либо учения впоследствии превращался в его ревностного апологета. Но история Савла из города Тарc, позже ставшего апостолом Павлом, конечно, стоит особняком. Во-первых, потому что написанные им тексты, вошедшие в состав Нового Завета, стали фундаментом для всей христианской богословской мысли. А во-вторых, потому что он прошел путь не просто от противника до сторонника, а от гонителя и палача христиан до защитника веры, принявшего мученическую смерть за свои убеждения.

Фарисей из Киликии.

Будущий апостол родился в знатной семье фарисеев из Тарса, главного города Киликии. С самого своего рождения он принадлежал к элите, потому что обладал статусом римского гражданина - честь, которой могли похвастаться далеко не все жители имперских провинций. Его растили в достатке, но при этом с соблюдением строгих традиций фарисейского благочестия. Он получил отличное религиозное образование, хорошо знал Тору и умел ее толковать. Казалось, что впереди его не ждет ничего, кроме успешной карьеры.

По некоторым данным, Савл даже входил в состав местного синедриона - высшего религиозного учреждения, которое одновременно исполняло функции суда. Там-то ему и пришлось впервые столкнуться с главными идеологическими врагами фарисеев на тот момент - христианами. Как и полагалось верному последователю фарисейского учения, он активно включился в гонения.

«Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос; и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах», - такие слова будущего апостола приводятся в Деяниях святых апостолов. Одним из самых заметных эпизодов было участие Савла в судьбе святого Стефана, которого насмерть забили камнями. Сам он не принимал участия в расправе, но не пытался остановить убийц и вполне одобрял происходящее.


Жизнь Савла резко изменилась на пути в Дамаск, куда он вел группу христиан для наказания. Согласно преданию, он внезапно услышал голос, говоривший: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» После этого на три дня его поразила слепота, исцелить которую смог лишь дамаскский христианин Анания. На этом закончилась история фарисея Савла и начался тернистый путь апостола Павла.

Конфликт столпов веры.

Сразу после обращения Павел начал активно проповедовать христианство. 14 лет он ездил по миру и рассказывал о Христе в Аравии, Сирии, Киликии... Спустя некоторое время в Антиохию (столицу Сирии в то время) прибыл и апостол Петр - «камень», на котором основал свою церковь. И между двумя истовыми проповедниками разгорелся нешуточный конфликт. Удивительное дело - бывший фарисей, имеющий за плечами столь тяжкие грехи, не побоялся обвинить Петра в лицемерии!


«...сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» - рассказывает об этом сам Павел в Послании к Галатам. Речь шла о том, что Петр, проповедуя, вел себя не всегда искренне, пытаясь одновременно и вызвать симпатию язычников, и не навлечь на себя осуждение со стороны единоверцев.

Тут стоит напомнить, что христиане поначалу не хотели принимать Павла, памятуя об его фарисейском прошлом. Собственно, только заступничество апостолов Варнавы и Петра помогло ему стать «своим» среди тех, кого он еще вчера подвергал жестоким гонениям. А теперь «в благодарность» он обвинял старшего среди двенадцати апостолов в лицемерии! Удивляет как то, что Павел осмелился на такое, так и то, что это не вызвало никаких нареканий со стороны Петра.

Объяснить поведение Павла несложно. Как известно, нет более горячего фанатика, чем неофит. Энтузиазм новообращенного христианина еще не успел остыть, а препятствия, которые приходилось постоянно преодолевать на пути этого служения, лишь жарче разожгли пламя веры в его душе. Кроме того, Павел явно ощущал свое преимущество над большинством других апостолов. На фоне искренних, но неумелых речей рыбаков, мытарей и странников проповеди профессионального богослова, свободно ориентировавшегося в сложнейших вопросах толкования Торы, наверняка звучали более убедительно и ярко. Вполне возможно, что это давало повод считать себя лучше разбирающимся в вопросах веры, нежели его старшие, но менее образованные собратья. А потому он не боялся поучать, искренне считая, что знает «как надо».

Что касается Петра, то ему хватило мудрости не спорить с Павлом, а признать его правоту. Ведь тот, вольно или невольно, задел самую больную тему - лицемерие. Кому как не Петру, трижды за одну ночь отрекшемуся от своего Учителя, было знать всю силу этого греха! А потому, Петр смирился и не стал возражать обвинениям Павла.

Миссионер или предатель?

Интересен и вопрос о том, почему жестокий фарисей Савл в одночасье превратился в пламенного христианина Павла. Ответ на это снова дает текст Деяний апостолов. Когда Бог велит Анании идти и исцелить Савла от слепоты, тот настолько удивляется, что даже смеет перечить: «Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме». Но Господь настаивает: «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми». И Анания повинуется.

Для Савла, воспитанного на ветхозаветных принципах «око за око», проявление милосердия - это что-то странное и непривычное. Неизвестно, что больше впечатлило его: явленное могущество Бога или поведение Анании, который, пусть сомневаясь, но все же пришел и исцелил злейшего врага своих братьев по вере.

Перед молодым фарисеем, который думал, что во всех подробностях знает, как устроен мир, внезапно открылась новая реальность, построенная на иных, уже христианских ценностях. Эта внезапная смена системы координат и заставила его обратиться в новую веру.

Бог не зря избрал «сосудом» такого человека, как Павел. Вновь вспомним об его образовании и подготовке. Теперь все эти способности были употреблены на благо христианства. Вот почему слова проникали в каждое сердце. И вот почему его слышали во всех концах земли, за что он и был прозван «апостолом язычников».

Он мог проповедовать вдвойне эффективнее, нежели любой христианин, потому что заранее знал, что ему могут возразить фарисеи. И потому выходил победителем из всех диспутов, тем самым еще сильнее зля своих вчерашних соратников.


Потому-то Павла и постигла трагическая судьба, подобно другим апостолам. Ему не могли простить перехода в другой лагерь. Иудеи хотели убить его еще в Дамаске, сразу после начала его проповеди. Но этот план не удался.

В конце концов, решающее слово, как и в случае с , сказало римское правосудие. Павел был казнен в Риме, при императоре Нероне. Причем, как римский гражданин, он был обезглавлен, а не распят. Но слова, сказанные им, живут до сих пор.

Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию;
но благодатию Божиею есмь то, что есмь,и благодать Его во мне не была тщетна 1 Кор. 15 , 9-10).

Продолжается Петров пост, установленный Церковью в память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В прошлом номере мы писали о жизни и трудах святого апостола Петра, сегодня расскажем о святом апостоле Павле. Этот человек, призванный к евангельскому благовестию последним из апостолов, более всех новозаветных священных писателей потрудился в деле изъяснения христианского учения. Блестяще образованный фарисей, он был ревностным гонителем христианского учения, но, чудесным образом вразумленный Господом, стал «Апостолом языков», пламенным проповедником Евангелия, жизнь и силы свои положившим на несение в мир слова Истины.

Гонитель христиан

(Деян. 8 , 3).

Святой апостол Павел, или Савл (первое имя апостола еврейское, второе — латинское) родился и получил начальное образование в киликийском городе Тарсе, славившемся греческой академией и ученостью своих жителей. Тарс в то время по уровню образования приравнивался к Афинам или Александрии. Павел имел римское гражданство со всеми правами и привилегиями. Дальнейшее обучение он продолжил в Иерусалиме у знаменитого учителя Гамалиила, который, несмотря на свою принадлежность к партии фарисеев, был человеком, способным мыслить и высказываться смело и независимо. Об этом можно судить по его знаменитой речи в синедрионе. Когда решалась участь апостолов за проповедь Евангелия, Гамалиил сказал слово, ставшее решающим: говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками (Деян. 5 , 38-39). Щедро одаренный способностями, Савл преуспевал в Иудействе более многих сверстников… будучи неумеренным ревнителем отеческих… преданий (Гал. 1 , 14). Вполне вероятно, что он готовился к должности раввина и в исполнении фарисейского закона проявлял поистине чудовищную ревность.

После событий Святой Пятидесятницы, когда апостолы, исполнившись Духа Святого, проповедовали слово Божие, исцеляли больных и воскрешали мертвых, когда в Иерусалиме стремительно разрасталась христианская община, тогда на свое страшное служение выходит молодой фарисей Савл. С невероятной решимостью он принимается за истребление христиан. Первой жертвой пал диакон Стефан. Разъяренная толпа вывела его из Иерусалима и побила камнями. Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам… (Деян. 8 , 1.) А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8 , 3).

Церковь несла потери, ужас и трепет заставлял христиан скрываться. Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику (Деян. 9 , 1), выпросил официальное разрешение преследовать христиан даже за пределами Палестины и отправился в Дамаск, узнав, что и там много приверженцев этого нового, ненавистного ему учения. Вооруженный отряд двинулся к Дамаску. Казалось, Савла ничто не могло остановить, никакая сила не была способна заставить его поверить, что учение Того, Кто умер на Кресте позорной смертью беглого раба, — учение Истины. Никто. Только Бог!

Обращение ко Христу

Отряд приближался к Дамаску. Нещадно палило солнце. Вдалеке показалась городская стена. Там, в этом городе, в синагогах, как смертоносная зараза, распространяется новое учение о воскресшем Иисусе из Галилеи. Совсем скоро, думал Савл, он поедет этой же дорогой назад, а впереди отряда на суд синедриона в Иерусалим пойдут закованные в узы христиане. Так, вероятно, размышлял он. …Внезапно осиял его свет с неба.Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9 , 4-6).

От сияния этого Божественного света Савл ослеп. Сопровождающие привели его в Дамаск, где он от сильнейшего потрясения первые три дня ничего не ел и не пил. В Дамаске жил христианин именем Анания, которому Господь в видении повелел пойти к Савлу и возложить на него руки, чтобы он прозрел. Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме (Деян. 9 , 13), — возразил Анания. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми (Деян. 9 , 15). Анания пошел и сделал, как повелел ему Господь. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его (Савла), и вдруг он прозрел; и, встав, крестился (Деян. 9 , 18). Пламенный дух Савла не терпел бездействия, и он, уверовав во Христа, с той решимостью и напором, с которыми ранее преследовал христиан, стал проповедовать Евангелие в синагогах. Теперь на основании Ветхого Завета, в знании которого с ним мало кто мог сравниться, он учил, что Иисус Христос и есть ожидаемый иудеями Мессия. Сила его слова, основанная на блестящем образовании и просвященности Духом Святым, приводила иудеев в замешательство. Они возненавидели Савла как предателя и днем и ночью стерегли городские ворота, чтобы без свидетелей расправиться с ним, когда он выйдет из города. Но Савл, знавший о грозившей ему опасности, был спущен учениками в корзине с городской стены и таким образом избежал смерти.

Труды апостола Павла

…Но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15 , 10).

Трудно себе представить, как святой апостол Павел (он же и Савл), имея слабое здоровье, мог понести такие труды. Вся жизнь апостола стала подтверждением слов: сила Божия в немощи совершается (см. 2 Кор. 12 , 9). Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти… три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников… в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11 , 23, 25-27), — в назидание Коринфянам вспоминает апостол Павел. Такие труды и испытания невозможно перенести, опираясь только на человеческие силы. Все успехи своей проповеднической деятельности апостол Павел приписывает исключительно действию Божественной благодати и старается лишь о том, чтобы быть достойным Духа Святого.

Апостол Павел написал четырнадцать посланий, которые по важности своего содержания и высоте богословской мысли некоторыми именуются «вторым Евангелием». В его трудах раскрывается догматическое и нравственное учение Церкви. Богословская глубина его Посланий нередко приводила в замешательство таких толкователей Священного Писания, как Иоанн Златоуст и Блаженный Августин. Исключительно апостолу Павлу принадлежат выражения «совоскреснуть», «облечься во Христа», «совлечься ветхого человека».

Смерть Апостола

И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое (Деян. 9 , 16).

Содержащими свидетельство от первого лица и современными исследуемым событиям. Вопрос о том, какие именно из 14 новозаветных посланий, традиционно приписываемых апостолу Павлу, в действительности принадлежат ему, рассмотрен ниже и в статьях, посвящённых отдельным посланиям. Свидетельства Посланий требуют критического подхода. Павел небеспристрастен и непосредственно вовлечён в упоминаемые события, поэтому при чтении Посланий необходимо принимать во внимание его склонность к той или иной интерпретации фактов. Необходимо также, насколько это возможно, учитывать адресата послания и ситуацию, в которой оно было написано, поскольку это влияет на риторику письма и характер возвещения Евангелия (керигмы) .

Послания Павла - основной источник сведений о его вере, учении и мировоззрении. Приводимые в Деяниях речи Павла нельзя считать безусловно подлинными . Сопоставление книги Деяний, основным действующим лицом второй половины которой является Савл-Павел, с упоминаниями мест, лиц и путешествий в Посланиях позволяет в некоторой мере реконструировать жизнь Павла, прежде всего во время его миссионерских путешествий (прибл. 46-61 гг.). Существует ряд противоречий между Деяниями и Посланиями; в таких случаях, как правило, предпочтение отдаётся свидетельству Посланий.

О Павле несколько раз упоминается в писаниях мужей апостольских . Павел также является действующим лицом или ложным автором ряда новозаветных апокрифов , но ценность этих книг как источников информации об историческом Павле неизмеримо ниже. К числу таких апокрифов относятся Деяния Павла, Псевдо-Клементины, Деяния Петра и Павла, Апокалипсис Павла, апокрифические послания Павла и к Павлу (включая переписку с Сенекой) и др.

Жизнь

Происхождение

Семья и воспитание

Статуя Св. Апостола Павла у Базилики в городе Эгер

Связи с эллинизмом

Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, риторики . По широко распространенной версии, послания Павла написаны на живом идиоматическом греческом языке . По другой, существует четкое доказательство применения игры слов, стихосложения проявляющихся только на арамейском языке . Родной город Павла Тарс был одним из центров эллинистической образованности, уступавшим в этом отношении лишь Александрии и Афинам . Правда, неизвестно, в каком возрасте Павел покинул Тарс и отправился на учёбу в Иерусалим, но известно (Деян 9:30), что уже после обращения Павел был вынужден вернуться на длительное время на родину, чтобы избежать преследований со стороны бывших соратников.

Участие в преследовании христиан

Судя по Деяниям святых Апостолов, Павел был моложе Иисуса . Весьма вероятно, что оба они находились в Иерусалиме в одни и те же пасхальные дни. Однако в Новом Завете нет никаких свидетельств о том, что Павел видел Иисуса до казни.

В 7-9 главах Деяний Апостолов несколько раз говорится об активном участии Павла (называемого вплоть до Деян 13:9 исключительно Савлом) в гонениях на раннюю христианскую церковь ; сам Павел также упоминает в ряде посланий, что до обращения участвовал в преследовании христиан .

Убийство Стефана

Впервые Савл упоминается в 7-ой главе Деяний, в сцене избиения камнями первомученика Стефана . Проповедника Стефана привлекли к суду за богохульство представители синагог «эллинистов» (евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке), в частности, выходцев из Киликии (Деян 6:9) , одним из которых мог быть Савл. В Деяниях описан суд над Стефаном, но непонятно, был ли ему вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая дожидаться окончания суда. .

Причины и характер преследований

Гонения, в которых принял участие Павел, были вызваны ранней христианской проповедью, становившейся неприемлемой для ортодоксального иудаизма из-за таких моментов как:

  • Критика храмового культа . Многие исследователи считают, что уже в это время в среде христиан из «эллинистов», таких, как Стефан, стало проявляться критическое отношение к еврейской сосредоточенности на Иерусалиме и Храме, плохо совместимой с вселенским характером христианского благовестия. В речи Стефана перед Синедрионом , в написании которой Лука мог опираться на источник, довольно точно передающий взгляды «эллинистов», содержатся открытые нападки на Храм. Возможно, именно критика храмового культа и стала основной причиной преследований.

В ранних гонениях на христиан можно видеть попытку синагогальных общин, находившихся под всецелым влиянием фарисеев, навести порядок в своей среде путём «дисциплинарного» наказания неортодоксальных взглядов. Именно таким наказанием могли быть упоминаемые Павлом бичевание (5 раз по 40 ударов без одного) и тюремное заключение, которым он подвергся уже став христианином (2 Кор 11:23-24) . Не исключено, что преследования христиан велись в основном в эллинистских общинах , членом одной из которых мог быть Савл. Основную роль в преследованиях играли, по всей видимости, фарисеи, но в них могло принять участие и храмовое саддукейское священство. В Деян 9:1-2 фарисей Савл получает от саддукейского первосвященника полномочия привести в Иерусалим для наказания христиан из Дамаска .

Обращение

Как повествует книга Деяний, на пути в Дамаск был поражен чудесным образом с неба, и Иисус открылся ему со словами «Почему ты гонишь меня?». Савл обратился, получив из уст Господа призвание и достоинство апостольское. Вскоре принял крещение и стал Павлом.

Ефесяне сжигают колдовские книги после проповеди апостола Павла

Впоследствии стал одним из главных идеологов христианства и автором нескольких книг Нового Завета (девять посланий различным церквам и четыре послания частным лицам). Одним из самых значимых его посланий является Послание к Римлянам , написанное в 58 году в Коринфе и адресованное христианской общине Рима.

Апостол Павел стал ревностным проповедником Евангелия в Палестине , Греции , Малой Азии , Италии и других регионах античного мира. Согласно книге Деяний, во время празднования воскресного дня в Троаде апостол Павел воскресил юношу по имени Евтих, который сидел на окне и, заснув, упал вниз с третьего этажа . За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был обезглавлен в Риме при Нероне в году (по другой версии - в 67-68 гг.).

Согласно преданию, с первыми лучами солнца солдаты вывели Павла на эшафот. Палач стоял наготове, с обнаженным топором. Павла раздели до пояса, поставили на колени и положили его голову на плаху… Перед смертью он успел сказать: «Думаю, что по нынешним временам страдания ничего не стоят в сравнении с той славою, которая откроется в нас».

Рядом с ним не было никого из единоверцев. Павел простился с жизнью с горестным сознанием, что он покинут всеми. На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура .

Православные христиане отмечают память Петра и Павла в один день - (12 июля н. ст.), католики 29 июня , как двух наиболее почитаемых апостолов , называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.

Послания апостола Павла

Русское Латинское Рус. Полн. Мин. Язык оригинала
Послание к Римлянам Epistula ad Romanos Рим Rom Ro Греческий
1-е к Коринфянам Epistula I ad Corinthios 1Кор 1 Cor 1C Греческий
2-е к Коринфянам Epistula II ad Corinthios 2Кор 2 Cor 2C Греческий
Послание к Галатам Epistula ad Galatas Гал Gal G Греческий
Послание к Ефесянам Epistula ad Ephesios Еф Eph E Греческий
Послание к Филиппийцам Epistula ad Philippenses Фил Phil Phi Греческий
Послание к Колоссянам Epistula ad Colossenses Кол Col C Греческий
1-е к Фессалоникийцам Epistula I ad Thessalonicenses 1Фес 1 Thess 1Th Греческий
2-е к Фессалоникийцам Epistula II ad Thessalonicenses 2Фес 2 Thess 2Th Греческий
1-е к Тимофею Epistula I ad Timotheum 1Тим 1 Tim 1T Греческий
2-е к Тимофею Epistula II ad Timotheum 2Тим 2 Tim 2T Греческий
Послание к Титу Epistula ad Titum Тит Tit T Греческий
Послание к Филимону Epistula ad Philemonem Флм Philem P Греческий
Послание к Евреям Epistula ad Hebraeos Евр Heb H Греческий

Литература

  • Дэвид Ауни Новый Завет и его литературное окружение. - СПб.: РБО, 2000. - ISBN 5-85524-110-6
  • Ален Бадью Апостол Павел. Обоснование универсализма. - СПб.: Университетская книга, 1999. - ISBN 5-85133-062-7
  • Рудольф Бультман Избранное: Вера и понимание. - М.: РОССПЭН, 2004. - ISBN 5-8243-0493-9
  • Джеймс Д. Данн Единство и многообразие в Новом Завете. - М.: ББИ, 1999. - ISBN 5-89647-014-2
  • Епископ Кассиан (Безобразов) Христос и первое христианское поколение. - М.: ПСТБИ, 2003. - ISBN 5-7429-0106-2
  • И. А. Левинская Деяния Апостолов. Главы I-VIII: Историко-филологический комментарий. - М.: ББИ, 1999. - ISBN 5-89647-033-9
  • Брюс М. Мецгер Новый Завет: контекст, формирование, содержание. - М.: ББИ, 2006. - ISBN 5-89647-149-1
  • Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. Учебное издание с историко-филологическими примечаниями. - М.: РБО, 2006. - ISBN 5-85524-323-0
  • Н. Т. Райт Что на самом деле сказал апостол Павел. - М.: ББИ, 2004. - ISBN 5-89647-085-1
  • Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс III Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. - СПб.: Библия для всех, 2001. - ISBN 5-7454-0545-7
  • Толкование Нового Завета: сборник эссе о принципах и методах. - СПб.: Библия для всех, 2004. - ISBN 5-7454-0835-9


Loading...Loading...