Приветствие на входе в синагогу. Этикет поведения в православном или католическом храме, синагоге или мечети. Правила поведения в синагоге

Ковчег

Прямо перед входящим находится святейшее место синагоги, ковчег – это углубление в стене, в котором хранятся свитки Торы – Пятикнижия. Эти свитки – главная ценность общины прихожан, и все они написаны от руки специально обученным писцом. В тяжелые для иудеев времена эти свитки были первым, что спасали при пожаре или погроме.

Чтение свитков Торы

Перед ковчегом находится небольшое возвышение – бима, с него еженедельно читают вслух Тору. За год священнослужители успевают прочесть все пять книг Торы, от сотворения Адама до получения Моисеем Закона Божьего на горе Синай, чтобы в новом году начать читать все сначала. Читать вслух в синагоге считается почетным делом, и помимо раввинов на такие чтения зовут почетных членов общества и тех, кому хотят оказать уважение.

Время работы

Открывается синагога на рассвете для проведения утренней молитвы и остается открытой весь день. За это время в ней пройдут еще две молитвы – полуденная и вечерняя.

Особые дни в синагоге – пятница и суббота. Именно вечером в пятницу в синагоге проходит чтение свитка Торы. В этот же день звучат дополнительные благословения и молитвы в преддверии священного дня субботы. Те, кто не мог прийти в синагогу в будние дни, собираются в ней именно в пятницу, поэтому в этот день тут очень людно. Многие приходят целыми семьями и после служения отправляются домой к праздничному столу.

В субботу молитвы длиннее, поскольку никто не спешит на работу. По субботам после утренней или дневной молитвы в синагоге часто собираются члены общины для изучения Торы.

Отправляясь в синагогу, оденьтесь в соответствии с традициями

Перед походом в синагогу позаботьтесь о головном уборе. Это обязательное правило и для мужчин, и для женщин.

Женщина должна покрыть голову платком, шляпой или даже париком, мужчина – надеть кипу. Кипа – религиозный головной убор евреев. Если кипы не оказалось под рукой, ее можно приобрести при входе в храм. Если не получилось найти кипу, наденьте любой другой головной убор: шляпу, кепку и т.д.

Не позволяйте себе приходить в синагогу в чересчур яркой или пляжной одежде и в спортивном костюме, это вызовет неодобрение среди прихожан.

Женщинам полагается быть в юбке ниже колен и с закрытыми до локтя руками.

Правила поведения в синагоге

Оказавшись в синагоге впервые, внимательно наблюдайте за поведением прихожан, чтобы не попасть в неудобное положение.

Соблюдайте ритуалы на входе

Прежде чем зайти в синагогу, выключите мобильный телефон. Затем омойте руки из специальной раковины с ковшом, расположенной у входа, – сначала правую руку, затем левую. Входя в синагогу, помните, что в традиционных храмах мужчины и женщины молятся раздельно и попадают внутрь тоже через разные входы. Мужчинам полагается находиться в центральной части синагоги, в молитвенном зале, женщинам – на втором этаже, на балконе или в галерее, с которых хорошо виден ковчег. Эти балконы часто отгорожены прозрачной занавеской, которую ни в коем случае не надо поднимать.

В праздники ограничения на передвижения в синагоге отменяются, и мужчины могут заходить на женские балконы и галереи, а женщины – спускаться в молитвенный зал.

Находясь в синагоге, старайтесь исключить все тактильные контакты с вашими попутчиками противоположного пола.

На территории синагоги мужчине позволительно дотрагиваться до женщины, только если она является его ближайшей родственницей.

Во время молитвы постарайтесь не разговаривать

Некоторые молитвы читаются только священнослужителем. Если вы неопытный посетитель синагоги, вы можете не знать, когда именно следует помолчать. Кроме того, у иудеев есть правило, по которому женщинам категорически запрещается петь соло перед мужчиной, даже молитву.

Иудеи молятся стоя и сидя, поэтому справа и слева от алтаря установлены скамьи, на которые можно присесть, если возникнет такая потребность.

Но обычно эти скамьи заняты пожилыми людьми, которым позволительно не вставать во время молитвы.

Синагога также служит местом проведения религиозных праздненств

Когда отмечают бар-мицву (переход во взрослую жизнь, мальчики достигают религиозного совершеннолетия в 13 лет, а девочки в 12), в синагоге устраивается шумное празднование, и женщины кидают с галерей в зал конфеты и сладости. Дети, девочки до 12 лет и мальчики до 13, не обязаны молиться как взрослые, обычно они, нарядно одетые, играют на улице.

Для некоторых частей молитвы необходим миньян

Это собрание десяти взрослых мужчин-евреев.

При необходимости они могут выйти на улицу и попросить прохожего зайти помолиться вместе с ними. Не смущайтесь, если к вам обратятся с подобной просьбой, а иногда просто с вопросом: «Вы – еврей?», но и не соглашайтесь, если оказались возле синагоги случайно или в качестве туриста, чтобы не вводить собравшихся в заблуждение.

by Записки Дикой Хозяйки

Церковь - место особое. Нормы поведения в храме любой конфессии проходили очень длительный путь становления. Каждая религия предусматривает свои нормы и правила поведения в доме Бога. Общими нормами поведения во всех храмах являются лишь следующие: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя с уважением к месту присутствия Бога. Все остальные правила очень различны. С появлением возможности путешествовать за рубежом, многие туристы имеют возможность посещать страны, где другая религия. Знание правил этикета при посещении синагоги вам может быть полезным.

Центром религиозной и общественной жизни иудейской общины является синагога. В настоящее время в иудаизме сосуществуют различные течения - от ультраортодоксальных до ультралиберальных. Соответственно, синагогальные богослужения в различных еврейских общинах могут значительно различаться между собой. Древние традиции в наибольшей степени сохранились в ортодоксальном иудаизме.

Богослужения в ортодоксальных синагогах обычно проводятся трижды в день, а в праздничные и субботние дни читаются дополнительные молитвы. Чтобы богослужение состоялось, необходимо присутствие, как минимум, десяти мужчин старше 13 лет, которые составляют миньян (кворум).

Места для женщин в синагоге либо отделяются от мест для мужчин перегородкой, либо женщины занимают места на галерее. Мужчинам запрещено находиться в синагоге с непокрытой головой, поэтому во время утренней молитвы они надевают особое молитвенное покрывало (талит), представляющее собой четырехугольный кусок шерстяной материи с четырьмя кистями по углам (цицит). В будние дни во время утренней молитвы мужчины надевают тфилин - кожаные коробочки с вложенными в них кусочками пергамента с отрывками Священного Писания. С помощью длинных ремешков эти коробочки привязываются ко лбу и левой руке молящихся.

Молитвы произносятся стоя или сидя: молящимся не разрешается простираться ниц или становиться на колени, за исключением отдельных моментов праздничных богослужений.

При входе в синагогу и чтении некоторых молитв принято склонять голову. Молитвы читаются на иврите, а ряд молитв - на арамите, (арамейском) языке повседневного общения древних евреев.

Разработанный в течение веков порядок богослужения предусматривает произнесение определенных молитв, последовательность которых соответствует тому или иному дню религиозного календаря. Руководить богослужением может любой взрослый мужчина-еврей. В больших общинах обычно для чтения молитв по праздникам и субботам специально назначается особо почитаемый человек (хаззан), которому иногда сопутствует мужской хор. Некоторые части литургии поются всеми присутствующими в синагоге.

Во многих общинах, принадлежащих к другим направлениям иудаизма – консервативному, реформистскому, либеральному, - синагогальные традиции могут значительно отличаться. Так, в реформистских общинах мужчины и женщины сидят вместе. Мужчины могут не надевать талит и тфилин, хотя нередко носят на голове специальную шапочку (кипу).

В синагогальный хор в реформистских и многих консервативных синагогах входят женщины. Во многих странах часть богослужения может вестись на языке этой страны, причем соотношение количества молитв на иврите и молитв на другом языке различно в разных общинах. Меняется и сам состав молитв в богослужениях различных общин.

Раввины возглавляют еврейские общины и сегодня, хотя их руководство по большей части носит характер духовного наставничества. В обязанности раввинов входит организация торжественных религиозных церемоний - заключение браков, проведение похорон и т. д.

В различных странах мира функции и положение раввината могут отличаться. Так, в Израиле раввины являются государственными должностными лицами. Они утверждаются в должности верховными раввинами, министерством по делам религий и принимают на себя часть важных государственных и судебных функций.

В отличие от других религий, где существуют определенные правила этикета в общении со священнослужителями разного ранга, в иудаизме в целом таких правил нет. Единственное, при обращении к раввину по имени иногда добавляют слово «рабби».

Каждый, кто пришел в синагогу - желанный гость. Не стесняйтесь спрашивать у более «опытных» прихожан, если не знаете, как поступить в том или ином случае. Надеемся, что приведенные ниже правила сделают ваш визит в синагогу более комфортным.

Одежда

Одежда для посещения синагоги должна быть достойной и опрятной. Не принято посещать синагогу в шортах, спортивном костюме, плавках или рабочей одежде сантехника.

Женщины

По еврейскому закону, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть парик, платок или любой другой головной убор. По , руки женщины до локтя должны быть прикрыты рукавами, а ноги ниже колена – юбкой, поэтому синагогу не принято посещать в открытых нарядах. По традиции не принято, чтобы женщина ходила в брюках, поэтому в синагогу лучше прийти в юбке или в платье.

Мужчины

Мужчинам находиться в синагоге . Чаще всего на голову одевают кипу, хотя это может быть и любой другой головной убор. Вообще-то покрывать голову по еврейской традиции следует не только в синагоге: это знак признания власти Б-га, волю которого часто невозможно постигнуть разумом.

Что же касается практики, никто специально не контролирует соответствие внешнего вида пришедшего существующим правилам. Замечание могут сделать мужчине с непокрытой головой или в случае вопиющего нарушения общепринятых норм приличия.

Мезуза

Переступая порог синагоги, нужно дотронуться до укрепленной на дверном косяке - футляра, в который вложен пергамент с отрывком из Торы. Но в некоторых синагогах мезузы может не быть, поскольку обязанность устанавливать мезузу распространяется прежде всего на частные жилые помещения, а синагога таковым не является.

Поведение

Правила поведения в синагоге подчиняются понятной логике и вполне очевидны. В синагоге, как и в любом другом месте, следует вести себя достойно, не перебивать своими замечаниями выступление раввина, не мешать громкими разговорами вести молитву кантору и т.д. и т.п. Не стоит брать с собой на молитву совсем маленьких детей, если они мешают молящимся. Раньше встречались синагоги, предназначенные лишь для молитвы, и тогда в этом помещении нельзя было даже разговаривать о делах, но в наше время почти все синагоги строят с тем условием, что в них можно заниматься и будничными делами.

По еврейскому закону, мужчина может прикасаться к женщине только в том случае, если это его ближайшая родственница (мать, сестра, дочь) или жена, поэтому при встрече между мужчиной и женщиной не принято пожимать руку, обниматься и целоваться.

Где взять молитвенник (Сидур)

Обычно для хранения молитвенников в синагоге есть специальный стеллаж или шкаф. Если его не видно, можно подойти и спросить у шамеса или у любого молящегося.

Если Вы опоздали на молитву

Как и любое опоздание, опоздание на молитву не приветствуется. Но если Вы все же опоздали на начало молитвы, это не значит, что в молитвенный зал зайти нельзя. Заходите не стесняясь, вас никто не осудит. Нужно взять молитвенник и попросить, чтобы вам показали, где сейчас читают. Если вам по какой-то причине необходимо уйти раньше, чем закончится молитва, можно выйти из молитвенного зала, не привлекая к себе большого внимания.

(Андрей)

Отвечает Михаил , раввин мессианской общины Винницы:

Ш алом, Андрей.

Хотелось бы понять, что именно Вас интересует:

1. Можно ли ходить христианину в синагогу с точки зрения правил христианского приличия? То есть, не будет ли это грехом?
2. Можно ли ходить христианину в синагогу с точки зрения представителей ортодоксального иудаизма — разрешат ли христианину туда войти?
3. Полезно ли христианину ходить в синагогу, будет ли это для него назидательно?
4. Можно ли христианину ходить в синагогу, чтобы проповедовать там Евангелие?

Давайте разберемся по порядку.

1. Не будет ли это грехом?

Вот, например, что говорит по этому поводу известный московский священник, протоирей Олег Стеняев: «Апостольские правила, правила Вселенских и Поместных Соборов запрещают православным христианам посещать синагоги, еретические собрания, слушать их поучения, читать их книги.»

А вот и кое-что из Апостольских правил:

«70. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или принимает от них дары праздников их, как-то: опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен.

71. Если какой христианин принесет елей в капище языческое или в синагогу иудейскую, в их праздники, или зажжет свечу: да будет отлучен от общения церковного.»

Более того, кроме посещения синагог и празднования еврейских праздников (Что имеется в виду? Библейские праздники Израиля? ), постановлениями церковных соборов запрещается, также, лечиться у еврейских врачей и даже мыться с евреями в бане. Вот, в частности, 11-е правило Трулльского («Пятошестого», 691 - 692 г.) Вселенского Собора:

«Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.»

Заодно, правилами этого собора, как пережитки язычества, запрещались, гадания, карнавалы ряженых и даже ученые медведи. Позже фраза «обвиняемый был замечен принимающим баню» стала обычной в отчетах инквизиции, как несомненное доказательство ереси.

Формально и сегодня любой православный может быть отлучен от Церкви за совместный поход в баню с евреем. По признанию сотрудника отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата священника Всеволода Чаплина, «церковь испытывает большие затруднения в связи с тем, что наше каноническое право сегодня не всегда можно применять буквально. Иначе всех нужно отлучить от Церкви. Если православный ходит в баню, то он должен следить за тем, нет ли рядом еврея. Ведь по каноническим правилам православному нельзя мыться в бане с евреем ».

Так что, если в своем христианстве человек руководствуется вышеперечисленными постановлениями, то ему категорически не рекомендуется заходить в синагогу. Если же заглянуть в Библию, то можно увидеть, что такие новозаветные личности, как Павел и соратники, например, ничего греховного в том, чтобы заходить в синагогу, не находили. Более того, приходя в разные города неизвестной им, языческой Европы, они первым делом искали синагогу и служили какое-то время именно там:

Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению (!), вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, (Деян. 17:1,2)

В той же главе:

В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими [Бога], и ежедневно на площади со встречающимися.

После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф… Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. (Деян. 18:1,4)

Сравните, Андрей, эти места из Писания с тем, что написано в т.н. Апостольских правилах, и выбирайте, что Вам ближе.

Вообще, идея запретить верующим заходить в синагоги, появилась по причине того, что, бывало, многих неукрепленных, необученных в церкви верующих проповеди раввинов отваживали от посещений церковных храмов и разубеждали в божественности личности Машиаха Иешуа. Необразованные, иногда даже не умеющие читать, священники зачастую просто бледно выглядели на фоне хорошо подкованных в своем деле синагогальных проповедников. Ничего лучше, чем запретить, под страхом отлучения и проклятия, нееврейским верующим (как правило, номинальным христианам из простолюдинов, хотя среди них иногда находились и высокопоставленные личности – например, таковым был духовник одного из вестготских королей Испании) заходить в синагоги, авторы подобных постановлений не нашли.

2. Разрешат ли христианину туда войти?

Насколько мне известно, не существует никаких препятствий для того, чтобы нееврей смог зайти в синагогу. Единственное, о чем могут попросить при входе, так это чтобы человек надел на голову кипу, которую могут тут же предложить. Но, вместо нее подойдет и любой другой головной убор, шапка или бейсболка.

3. Будет ли это для него назидательно?

Полезно ли христианину нееврею ходить в синагогу? Ну, если кому-то будет интересно послушать чтение из Писаний на непонятном для него языке, то можно походить и послушать. Большинство евреев, кстати, во время синагогальных служений по субботам, проводящихся на территории бывшего СССР, тоже не понимают, о чем идет речь, так как не знают иврит. Во многих синагогах служения проводятся сейчас крайне нерегулярно, из-за отсутствия миньяна, т.е., минимально необходимого количества евреев-мужчин в десять человек.

4. Можно ли там проповедовать Евангелие?

Если речь идет о положении дел на территории бывшего Советского Союза, то синагога, на сегодняшний день, не лучшее место для проповеди Евангелия. Хотя бы потому, что иногда там сложно вообще кого-то найти даже в Шаббат.

Бывает так, что христианин-нееврей находит для себя в Писаниях Божий призыв свидетельствовать евреям о спасении через Иешуа Мессию. Далее, он видит в Библии, как тот же рабби Шауль (ап.Павел) регулярно проповедовал в синагогах и очень в этом преуспел. Какое решение может созреть в голове у такого верующего христианина-нееврея? Правильно, идти в синагогу и спасать Израиль. Но вот в чем разница между ситуацией в синагоге времен Павла и положением дел там в наше время:

Подписывайтесь:

1) В первом веке синагоги были регулярно заполнены евреями, знающими Тору и пророчества. Слово Павла падало на благодатную почву, если кто-то из слушающих хотел действительно разобраться в теме;

2) Сейчас же люди, приходящие на собрания в синагогу могут даже не верить в Бога, не говоря уже о хоть каком-то знании Священного Писания. Более того, мне сложно понять, как нееврей может получить слово в синагоге, во время собрания там, чтобы проповедовать Евангелие? Разве что, пытаться говорить без разрешения, что будет продолжаться недолго и, скорее всего, приведет к результатам, прямо противоположным от ожидаемых.

Подавляющая масса евреев на постсоветской территории сейчас находится вне синагоги. И если у христианина-нееврея есть желание засвидетельствовать еврею о спасении, ему сейчас совсем не обязательно начинать это делать в синагоге. Скорее, наоборот.



Loading...Loading...