Что учитывается на счете 401 5. Отражение расходов будущих периодов в учете и отчетности бюджетного и автономного учреждения. Факт хозяйственной жизни

В предлагаемом материале рассказывается о том, как правильно закрыть счета в конце года, как сформировать и определить финансовый результат для отражения его в годовом балансе учреждения и как провести анализ финансового результата.

По завершении отчетного года бухгалтерия учреждения должна в обязательном порядке:

  • провести инвентаризацию (ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете», п. 20 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 12.10.2012; далее — Инструкция № 157н);
  • закрыть счета текущего финансового года;
  • определить финансовый результат.

Учет финансового результата учреждение ведет на аналитических счетах к счету 401.00 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта». Счет предназначен для отражения результата финансовой деятельности учреждений, а также финансового результата публично-правового образования по результатам исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, сметы (плана финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения, автономного учреждения за текущий финансовый год и за прошлые финансовые периоды (п. 293 Инструкции № 157н).

До закрытия счетов текущего финансового года необходимо произвести все расчеты по налогам и сборам, а также расчеты с дебиторами и кредиторами.

В конце года нужно закрыть счета по видам деятельности (видам финансового обеспечения), отражающие доходы и расходы отчетного периода. В нашем случае это бюджетный вид деятельности КФО 4 (за счет получения субсидий на выполнение государственного задания) и предпринимательский вид деятельности КФО 2 (оказание услуг юридическим и физическим лицам на платной основе).

При этом сальдо, сформированное на конец года на соответствующих счетах счета 401.20 «Расходы текущего финансового года» и счета 401.10 «Доходы текущего финансового года», списывается на счет 401.30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (пп. 297, 300 Инструкции № 157н).

Закрытие счетов согласно Методическим указаниям по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденным Приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н (далее — Методические указания), отражается в справке (ф. 0504833).

Порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по закрытию счетов доходов и расходов зависит от типа государственного (муниципальное или федеральное) учреждения.

В учете казенных учреждений закрытие счета 401.20 отражается следующими проводками:

Дебет счета гКБК 0.401.30.000 Кредит счета КРБ 0.401.20 (в разрезе КОСГУ) — отражено списание на финансовый результат расходов.

Закрытие счета 401.10 отражается проводкой:

Дебет счета КДБ (КИФ) 0.401.10 (в разрезе КОСГУ) Кредит счета гКБК 0.401.30.000 — отражено списание на финансовый результат доходов.

В соответствии с Инструкцией № 157н на счет 401.00 «Финансовый результат экономического субъекта» отражаются:

  • «Доходы текущего финансового года» — счет 0.401.10.000;
  • «Расходы текущего финансового года» — счет 0.401.20.000;
  • «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» — счет 0.401.30.000.

Бюджетные учреждения — получатели бюджетных средств операции по закрытию счетов доходов и расходов отражают в порядке, установленном для казенных учреждений. В учете бюджетного учреждения, которое получает субсидии из бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, данные операции отражаются следующим образом:

  • закрытие счета 401.20:

Дебет счета 0.401.30.000 Кредит счета 0.401.20 (в разрезе КОСГУ) — отражено списание на финансовый результат расходов (на основании справки ф. 0504833);

  • закрытие счета 0.401.10 (в разрезе КОСГУ) Кредит 0.401.30.000 — отражено списание на финансовый результат доходов (на основании справки форма 0504833).

В учете автономных учреждений используются следующие проводки:

  • для закрытия счета 401.20:

Дебет счета 0.401.30.000 Кредит счета 0.401.20 (в разрезе кодов видов выбытий) — отражено списание на финансовый результат расходов (на основании справки ф. 0504833);

  • для закрытие счета 401.10:

Дебет счета 0.401.10 (в разрезе кодов видов поступлений) Кредит счета 0.401.30.000 — отражено списание на финансовый результат доходов (на основании справки ф. 0504833).

В 24-26 разрядах номера счета указывается код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения (пп. 3, 184 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 23.10.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н), Инструкцией № 157н).

Рассмотрим пример закрытия счетов в конце года.

Пример 1

Доходы учреждения за год составили 1 000 000 руб., расходы — 500 000 руб. Кроме этого, за год произведены расходы за счет прибыли в сумме 100 000 руб. В течение года авансовые платежи по налогу на прибыль составили 80 000 руб.

В течение года делаются следующие бухгалтерские записи:

Дебет счета КДБ.2.205.31.560 Кредит счета КДБ.2.401.10.130 — начислен доход за оказанные услуги в сумме 1 000 000 руб.;

Дебет счета КРБ.2.109.61.200 Кредит счета КРБ.2.302.00.730 — отражены затраты, связанные с оказанием услуг, в сумме 500 000 руб.;

Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета КРБ.2.109.61.200 — списаны затраты на формирование фактической стоимости оказанных услуг в сумме 500 000 руб.;

Дебет счета КРБ.2.401.20.290 Кредит счета КРБ 2.302.91.730 — произведены расходы за счет прибыли в сумме 100 000 руб.;

Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета КДБ.2.303.03.730 — начислены авансовые платежи по налогу на прибыль в сумме 80 000 руб.

В конце года делаются проводки:

Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета КДБ.2.303.03.730 — 20 000 руб. ((1 000 000 руб. - 500 000 руб.) × 20 % - 80 000 руб.) — начислен налог на прибыль;

Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета гКБК.2.401.30.000 — 400 000 руб. (1 000 000 руб. - 500 000 руб. - (80 000 руб. + 20 000 руб.)) — закрыт счет 2.401.10.130;

Дебет счета гКБК.2.401.30.000 Кредит счета КРБ.2.401.20.290 — 100 000 руб. — закрыт счет 2.401.20.290.

___________________

Показатели, собранные за текущий финансовый год на счете 304.04 «Внутриведомственные расчеты» (в части законченных расчетов), в конце года списываются на счет 401.30 (п. 300 Инструкции № 157н, п. 172 Инструкции № 183н).

Обратите внимание!

Получатели бюджетных средств при наличии неиспользованных средств на конец года должны перечислить эти средства главному распорядителю (распорядителю).

Рассмотрим пример закрытия счета 4.304.04.000 и перечисления остатка неизрасходованного финансирования главному распорядителю бюджетных средств.

Пример 2

Учреждение в течение года получило от главного распорядителя на оплату коммунальных услуг 300 000 руб. За год на оплату коммунальных услуг израсходовали 280 000 руб.

В течение года бухгалтер делает следующие проводки по счетам:

Дебет счета КИФ.4.201.11.510 Кредит счета КРБ.4.304.04.223 — 300 000 руб. — получено финансирование на оплату коммунальных услуг;

Дебет забалансового счета 17 (код бюджетной классификации расходов) — 300 000 руб. — отражено поступление средств на счет учреждения;

Дебет счета КРБ.4.401.20.223 Кредит счета КРБ.4.302.23.730 — 280 000 руб. — начислены расходы по коммунальным услугам;

Дебет счета КРБ.4.302.23.830 Кредит счета КИФ.4.201.11.610 — 280 000 руб. — оплачены коммунальные услуги согласно заключенным договорам;

Кредит забалансового счета 18 (код бюджетной классификации расходов) — 280 000 руб. — отражено выбытие средств со счета учреждения.

В конце года в учете оформляются следующие проводки:

Дебет КРБ.4.304.04.223 Кредит счета КИФ.4.201.11.610 — 20 000 руб. — перечислена сумма неиспользованных средств;

Кредит счета 18 (код бюджетной классификации расходов) — 20 000 руб. — отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет счета гКБК.4.401.30.000 Кредит счета КРБ.4.401.20.223 — 280 000 руб. — закрыт счет 4.401.20.223 ;

Дебет счета КРБ.4.304.04.223 Кредит счета гКБК.4.401.30.000 — 280 000 руб. — закрыт счет 4.304.04.223.

__________________

Уточним, что такое КДБ, КРБ, КИФ в бюджетной классификации. В программе «1C: 8.2» используется справочник группы «Бюджетная классификация» для формирования 26-разрядных номеров счетов Рабочего плана счетов учреждения, оформления расчетно-платежных документов, а также для построения иерархической структуры бюджетной классификации в целях формирования бюджетной отчетности в структуре бюджета (сводной бюджетной росписи). Справочники поставляются заполненными и содержат соответствующие бюджетные классификаторы, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (в ред. от 11.06.2014). Так, классификация доходов (КДБ) представлена четырьмя справочниками:

  • группы, подгруппы КДБ;
  • статьи, подстатьи КДБ;
  • подвиды доходов КДБ.

Классификация источников финансирования (КИФ) дефицита бюджетов представлена также четырьмя справочниками:

  • группы по бюджетной классификации;
  • группы, подгруппы КИФ;
  • статьи КИФ;
  • виды источников КИФ.

Классификация расходов бюджетов (КРБ) представлена семью справочниками:

  • главы по бюджетной классификации;
  • разделы, подразделы КРБ;
  • целевые статьи КРБ;
  • программы целевых статей КРБ;
  • подпрограммы целевых статей КРБ;
  • виды расходов КРБ;
  • КОСГУ.

Справочник «Коды экономической классификации (КЭК)» поставляется в программе 1С заполненным, содержит коды операций сектора государственного управления (КОСГУ).

КЭК задается в карточке счета и хранится в регистре сведений «КОСГУ счетов».

Учет по кодам КОСГУ реализован в виде субконто «КЭК», которое прикреплено ко всем балансовым счетам.

Подбор полного 26-разрядного счета в объектах конфигурации осуществляется на основании регистров сведений «Рабочие счета» и «КОСГУ счетов».

КОСГУ — это аналитический код номера счета в 24-26 разрядах номера счета в плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений.

Так, доходы от оказания платных услуг отражаются на счете 2.401.10.130, здесь мы видим КОСГУ 130. Прочие доходы отражаются на счете 2.401.10.180 (КОСГУ 180).

Расходы за счет себестоимости по предпринимательской деятельности отражаются на счете 2.109.61.000, где применяется в последних разрядах КОСГУ. Например, затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг отражаются на счете 2.109.61.211 (КОСГУ 211).

Рассмотрим КОСГУ по видам затрат:

211. Заработная плата.

212. Прочие выплаты.

213. Начисления на выплаты по оплате труда.

220. Приобретение работ, услуг,

в том числе:

221. Услуги связи.

222. Транспортные услуги.

223. Коммунальные услуги.

224. Арендная плата за пользование имуществом.

225. Работы, услуги по содержанию имуществом.

226. Прочие работы, услуги.

260. Социальное обеспечение,

в том числе:

262. Пособия по социальной помощи населению.

263. Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления.

290. Прочие расходы.

270. Расходы по операциям с активами,

в том числе:

271. Амортизация основных средств и нематериальных активов.

272. Расходование материальных запасов.

273. Чрезвычайные расходы по операциям с активами.

Также счет 0.401.20.000 в разделе «Финансовый результат» имеет аналитический КОСГУ. Например «Прочие расходы» отражаются на счете 0.401.20.290 (КОСГУ 290).

В бюджетных учреждениях себестоимость готовой продукции работ, услуг отражается на счете 0.109.61.000 (в разрезе КОСГУ) по КФО 2 по предпринимательской деятельности и по КФО 4 по бюджетной деятельности. Расходы за счет прибыли по предпринимательской деятельности (материальная помощь, расходы на цветы, на подарки) относят сразу на финансовый результат счет 2.401.20.000.

Чтобы в конце года сделать закрытие счетов и определить финансовый результат нужно сначала в конце отчетного периода затраты по счету 0.109.61.000 (в разрезе КОСГУ) списать на счет 0.401.20.000 (в разрезе КОСГУ) (рис. 1).

СЧЕТ 401.20 КФО 2

Сальдо на начало

Обороты за период

Сальдо на конец

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

Виды затрат

211. Заработная плата

263. Пенсии,пособия,выплачиваемые организациями сектора государственного Управления

271. Аморизация основных средств

272. Расходование материальных запасов

290. Прочие расходы

Итого

1 218 071,12

1 218 071,12

Рис. 1. Расходы текущего года, отнесенные сразу на финансовый результат (руб.)

B программе «1С: Предприятие8.2» выбираем операцию «Услуги» → «Списание затрат». После этого выбираем режим заполнения «Заполнить по итогам» и нажимаем F5.

Подбираем услуги (зарплата, начисления на зарплату, коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги по содержанию имущества, аренда, прочие услуги и т. д.), результат заполнения — в документ (все услуги в итоговой сумме по счету 0.109.61.00). Так формируется справка ф. 0504833, которая отражает «Списание затрат по услугам и работам» (рис. 2).

Номер счета

КОСГУ

Номер счета

КОСГУ

Наименование затрат

Сумма

Заработная плата

Компенсация за отпуск

Больничный 3 дня

Пособие до 3 лет

Спецжиры

Соц. страх 2,9 %

Пенсионный накопительный

Травматизм

Пенсионный страховой

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Услуги связи

Прочие услуги

Налог на имущество

Транспортный налог

Коммунальные услуги

Списание материалов

Транспортные услуги

Вневедомственная охрана

Расходы на амортизацию

Зарплата по договорам

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Пенсионный накопительный

Пенсионный страховой

Зарплата по договорам

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Пенсионный страховой

Пенсионный накопительный

Итого

16 083 462,42

Рис. 2. Справка к документу «Списание затрат по услугам и работам» от 31.12.2013 (форма 0504833) по предпринимательской деятельности, руб.

Итак, мы сформировали справку ф. 0504833 «Списание затрат по услугам и работам» по завершению финансового отчетного года и можем перейти к формированию документа по закрытию балансовых счетов в конце года и определению финансового результата. Формируем форму 0504833 (рис. 3). Эта же форма используется для закрытия балансовых счетов в конце года.

Номер счета

КОСГУ

Номер счета

КОСГУ

Наименование затрат

Сумма

2.401.10

Заработная плата

Компенсация за отпуск

Больничный 3 дня

Пособие до 3 лет

Спецжиры

Соц. страх. 2,9 %

Пенсионный накопительный

Травматизм

Пенсионный страховой

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Услуги связи

Прочие услуги

Налог на имущество

Транспортный налог

Коммунальные услуги

Списание материалов

Транспортные услуги

Вневедомственная охрана

Расходы на амортизацию

Зарплата по договорам

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Пенсионный накопительный

Пенсионный страховой

Зарплата по договорам

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Пенсионный страховой

Пенсионный накопительный

Прочие расходы

Пенсии, пособия

Итого

35 647 690,96

Рис. 3. Справка «Закрытие балансовых счетов в конце года» от 31.12.2013 года (форма 0504833) по предпринимательской деятельности, руб.

Из этой формы мы определяем финансовый результат по предпринимательской деятельности учреждения:

Дебет счета 2.401.10.130 Кредит счета 2.401.30.000 — 18 346 157,42 руб.;

Дебет счета 2.401.30.000 Кредит счета 2.401.20 (КОСГУ) — 17 301 533,54 руб.

Финансовый результат равен 1 044 623,88 руб. по предпринимательской деятельности. Налог на прибыль за отчетный год — 200 000 руб.

Значит, в годовой форме 0503721 «Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» по коду строки 300 «Чистый операционный результат» будет отражена сумма 844 623,88 руб. (1 044 623,88 руб. - 200 000 руб.).

Как видим из справки «Закрытие балансовых счетов в конце года» от 31.12.2013 года (ф. 0504833) (рис. 4), бюджетное финансирование за счет субсидий, полученное от главного распорядители бюджетных средств, закрыто полностью, иначе говоря, израсходованы субсидии для выполнения государственного задания в полном объеме, финансовый результат равен 0:

Номер счета

КОСГУ

Номер счета

КОСГУ

Наименование затрат

Сумма

Заработная плата

Начисления на зарплату

Услуги связи

Коммунальные услуги

Прочие расходы

Итого

22 279 200,00

Рис. 4. Справка «Закрытие балансовых счетов в конце года» от 31.12.2013 года (ф. 0504833) по бюджетной деятельности

Как видим, бюджетное финансирование за счет субсидий, полученное от главного распорядителя бюджетных средств, закрыто полностью, иначе говоря, субсидии для выполнения государственного задания израсходованы в полном объеме, финансовый результат равен 0:

Дебет счета 4.401.30.000 Кредит счета 4.401.20(КОСГУ) — 11 139 600 руб.;

Дебет счета 4.304.04(КОСГУ) Кредит счета 4.401.30.000 — 11 139 600 руб.

Итак, мы рассмотрели бухгалтерские проводки по закрытию счетов в конце года казенных, бюджетных, автономных учреждений, проанализировали простые примеры закрытия счетов бюджетного учреждения, рассмотрели порядок формирования таблиц к справке 0504033 «Закрытие балансовых счетов в конце года» в двух вариантах — по предпринимательской и по бюджетной деятельности (за счет субсидий), и после закрытия счетов определили финансовый результат (он у нас положительный, это значит, что доходы превысили расходы).

С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера

В планах счетов бухгалтерского учета бюджетных, автономных учреждений предусмотрен счет 401 40 «Доходы будущих периодов». Он имеет ограниченное применение у бухгалтеров, не в последнюю очередь из-за скупого описания в инструкциях. Разберемся, какой экономический смысл заложен в понятие «доходы будущих периодов» и какие операции можно отражать на соответствующем счете.

Что относится

Доходы являются объектом бухгалтерского учета на основании п. 5 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В то же время инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях не содержат четкого определения понятия «доходы».

Из буквального прочтения п. 3 Инструкции № 157н следует, что доходы и расходы государственных (муниципальных) учреждений – это финансовый результат изменения состояния активов и обязательств.

Такая трактовка согласуется с определением доходов в МСФО (IAS 18 «Выручка»), согласно которому доходами является экономическая выгода в период определенного отчетного периода в форме увеличения активов организации или уменьшения объемов обязательств.

Вместе с тем применяемое в российских стандартах бухгалтерского учета понятие «доходы будущих периодов» в МСФО отсутствует. Вероятно, в рамках мероприятий по реформированию российской системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО будут внесены изменения в Инструкцию № 157н и другие нормативные правовые акты, устанавливающие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в государственных (муниципальных) учреждениях.

Одним из принципов бухгалтерского учета и отчетности является принцип соответствия, т. е. все доходы и связанные с ними расходы должны отражаться в бухгалтерской отчетности в том временном промежутке, когда они произошли.

Согласно п. 301 Инструкции № 157н поступления, начисленные (полученные) в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, являются доходами будущих периодов.

Здесь же приведены примеры таких доходов:

  • доходы, начисленные за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящиеся к доходам текущего отчетного периода;
  • доходы, полученные от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;
  • доходы по месячным, квартальным, годовым абонементам;
  • иные аналогичные доходы.

При классификации доходов будущих периодов очень важно отличать их от сумм полученных предоплат (авансов), оплат в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг). При изменении условий договора или его расторжении предоплата (аванс) частично или полностью подлежит возврату заказчику (покупателю). А вот доходы будущих периодов – это доходы, которые с большой степенью вероятности не будут возвращены.

Поэтому к иным аналогичным доходам могут быть отнесены, например, доходы от предоставления неисключительных прав на нематериальные активы, если плата получена едино временно.

Порядок учета

Для учета доходов будущих периодов предназначен одноименный счет 401 40 (п. 301 Инструкции № 157н). По кредиту этого счета отражаются суммы доходов, относящихся к будущим отчетным периодам, а по дебету – суммы доходов, зачисленных на соответствующие счета доходов текущего финансового года при наступлении периода, к которому эти доходы относятся.

Пунктом 157 Инструкции № 174н и п. 185 Инструкции № 183н для бюджетных и автономных учреждений соответственно предусмотрено применение аналитических счетов:

  • 0 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»;
  • 0 401 40 180 «Прочие доходы будущих периодов».

Бухгалтерские записи по счету 401 40 установлены для бюджетных учреждений – п. 158 Инструкции № 174н, для автономных – п. 186 Инструкции № 183н.

Пример

Бюджетное учреждение образования в рамках приносящей доход деятельности заключило с заказчиком договор на выполнение научно-исследовательской работы (НИР) на сумму 1 500 000 руб. Работа будет выполняться в два этапа:

  • I этап – с 01.07.2014 по 01.12.2014. Стоимость работ составляет 1 000 000 руб.;
  • II этап – с 02.12.2014 по 31.05.2015. Стоимость работ составляет 500 000 руб.

Договором предусмотрены расчеты по отдельным этапам выполнения работ. Передача результатов НИР осуществляется после завершения всех этапов.

В учете учреждения данная операция отражается следующими корреспонденциями:

  • начислен доход в соответствии с договором и расчетными документами за выполненный и сданный заказчику I этап работ (декабрь 2014 г.), 1 000 000 руб.
    Дебет 2 205 31 560 Кредит 2 401 40 130;
  • оплачен заказчиком I этап работ (декабрь 2014 г.), 1 000 000 руб.
    Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 31 660,
    одновременно поступление учитывается на забалансовом счете 17 (код 130 КОСГУ);
  • отражен доход текущего периода в сумме договорной стоимости сданных и принятых заказчиком результатов НИР (июнь 2015 г.), 1 000 000 руб.
    Дебет 2 401 40 130 Кредит 2 401 10 130;
  • начислен доход в соответствии с договором и расчетными документами за выполненный и сданный заказчику II этап работ (июнь 2015 г.), 500 000 руб.
    Дебет 2 205 31 560 Кредит 2 401 10 130.

Аналитический учет доходов будущих периодов осуществляется по видам доходов (поступлений), предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, в разрезе договоров, соглашений. При формировании учетной политики учреждение вправе предусмотреть дополнительные условия аналитического учета доходов будущих периодов, принимая во внимание специфику своей деятельности. Эти условия могут согласовываться с требованиями налогового законодательства, например п. 2 ст. 271 НК РФ.

Перспективы реформирования

В настоящее время счет 401 40 применяется в основном с кодом 130 КОСГУ в рамках приносящей доход деятельности, как правило, в случаях, когда заключаются договоры на длительный период, превышающий один финансовый год, с поэтапной сдачей результатов работ. Однако, как мы успели убедиться, такое ограничение использования данного счета законодательством не установлено.

Кроме того, Минфин России планирует расширить функциональное назначение счета. Предполагается, что в будущем он будет использоваться для отражения следующих операций:

  • 0 401 40 172 – реализация имущества в случае, если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов. При ведении учета методом начисления в период от момента заключения договора купли-продажи до прекращения права оперативного управления доходы от реализации имущества отражаются на субсчете 0 401 40 172;
  • 0 401 40 180 – получение средств по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в т. ч. на иные цели, по соглашениям о предоставлении грантов, по иным договорам. Если соглашение заключено на несколько лет, то доходы по нему должны отражаться на счете 0 401 40 180. Они будут признаваться доходами текущего финансового периода согласно графику платежей.

В письме Минфина России № 02-07-007/57698, Казначейства России № 42-7.4-05/2.3-870 от 26.12.2013 в качестве рекомендации допускалась возможность отражения перечисленных операций на счете 401 40 по кодам 172, 180 КОСГУ. В будущем эти изменения планируется внести в инструкции по учету и отчетности.

Финансовый результат учреждения отражает разницу между доходами и расходами, полученными и произведенными в текущем отчетном периоде. Но если учреждение получило единовременно доходы или произвело единовременные расходы, в экономическом смысле которые должны быть распределены на последующие отчетные периоды, то для целей учета и обеспечения формирования финансового результата деятельности бюджетного учреждения в очередных финансовых периодах используются счета 0 401 40 ООО «Доходы будущих периодов» и 0 401 50 ООО «Расходы будущих периодов».

В соответствии си. 301 Инструкции № 157н в составе доходов будущих периодов учитывают поступления, полученные бюджетным учреждением в текущем периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам:

  • 1) доходы, начисленные за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящихся к доходам текущего отчетного периода;
  • 2) доходы, полученные от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;
  • 3) доходы по месячным, квартальным, годовым абонементам;
  • 4) доходы по операциям реализации имущества казны, в случае если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов;
  • 5) доходы по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в том числе на иные цели, а также на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность;
  • 6) доходы по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов;
  • 7) иные аналогичные доходы.

В соответствии с действующей нормативной правовой базой бухгалтерского учета можно сказать, что доходы будущих периодов - это уже полученные активы, но согласно принципу сопоставимости их надлежит сравнить с теми расходами, которые к этим доходам относятся.

Учет доходов будущих периодов ведется на одноименном счете 0 401 40 000 по видам доходов (поступлений), предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, в разрезе договоров, соглашений.

В соответствии си. 157 Инструкции № 174н для отражения доходов бюджетного учреждения, относящихся к будущим периодам, применяются следующие счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции по доходам учреждения:

  • 0 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»;
  • 0 401 40 172 «Доходы будущих периодов от операций с активами»;
  • 0 401 40 180 «Прочие доходы будущих периодов».

В рамках формирования учетной политики бюджетные учреждения вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету доходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете доходов (поступлений) государственного и муниципального учреждения.

При наступлении периода, к которому относятся доходы будущих периодов, их сумму списывают. Ее включают в состав текущих доходов бюджетного учреждения и отражают в соответствии с аналитическим счетом. Корреспонденция счетов по учету доходов будущих периодов представлена в табл. 9.3.

Таблица 9.3

Корреспонденция счетов по учету доходов будущих периодов в бюджетных учреждениях

Факт хозяйственной жизни

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Получены доходы будущих периодов от выполнения работ или оказания услуг

Получены доходы будущих периодов от продукции животноводства и земледелия

0 105 26 340 0 105 36 340

Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания

4 205 30 000 (4 205 31 560)

Доходы будущих периодов включены в состав текущих доходов

Бухгалтеру бюджетного учреждения необходимо отделять доходы (поступления) будущих периодов от сумм полученных авансов. Так, авансы перечисляют в счет оплаты товаров, работ или услуг, которые будут поставлены или выполнены в будущем. В противном случае аванс подлежит возврату. В то же время доходы будущих периодов - это те доходы, которые, скорее всего, возвращены не будут. Связано это с тем, что свои обязательства, в счет которых доходы будущих периодов были получены, бюджетное учреждение уже выполнило (например, осуществило выполнение отдельного этапа работы).

В последнее время довольно распространенным явлением становится ситуация, когда бюджетные учреждения заключают договоры на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Научные исследования могут проводиться в течение длительного периода времени. Договоры с длительным сроком выполнения можно классифицировать:

  • 1) как договоры, предусматривающие особые условия перехода права собственности на результаты работ с поэтапным выполнением;
  • 2) договоры, не имеющие особых условий их выполнения.

Договоры на проведение работ с длительным сроком исполнения

могут предусматривать особые условия перехода права собственности, а именно переход к заказчику права собственности в момент подписания акта выполненных работ в целом по договору.

Также возможна поэтапная передача работ. Учет по таким договорам имеет некоторые особенности. Как правило, до окончания работ доход от сданных заказчику этапов работ подлежит отражению в учете исполнителя в качестве доходов будущих периодов.

При окончательной сдаче работ по договору суммы указанных доходов списываются на доходы текущего периода. Следовательно, счет О 401 40 ООО «Доходы будущих периодов» следует открывать, если в договоре прописано, что право собственности на результаты работ переходит после окончательного выполнения научно-исследовательской или конструкторской работы, а работы при этом сдаются поэтапно.

Пример 1. Государственное бюджетное учреждение заключило договор на выполнение научно-исследовательской работы. В соответствии с соглашением работа сдается заказчику в два этапа, а право собственности на результаты работ переходит после окончательного выполнения работы. Стоимость работ по договору - 300 000 руб. (в том числе стоимость первого этапа работ - 140 000 руб., второго - 160 000 руб.).

В бухгалтерском учете государственного бюджетного учреждения должны быть составлены записи, представленные в табл. 1.

Если в договоре на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не предусмотрено особых условий перехода права собственности, а предусматривается только срок выполнения работ без разделения на отдельные этапы, то нет необходимости в учете использовать счет 0 401 40 ООО «Доходы будущих периоТаблица 1

Учет выполнения научно-исследовательской работы в два этапа (право собственности на результаты работ переходит после окончательного выполнения работы)

дов». В этом случае сразу признаются доходы текущего периода (счет 0 401 10 000).

Счета, выставленные на предоплату заказчикам, т.е. авансы к получению, не являются доходами будущих периодов.

Пример 2. Государственное бюджетное учреждение заключило договор на выполнение научно-исследовательской работы для института дополнительного профессионального образования. Стоимость работы по договору составила 300 000 руб. Срок исполнения установлен 30 апреля 2016 г. Акт выполненных работ подписан 25 апреля 2016 г.

Оплата за выполненную работу производится заказчиком в течение пяти дней со дня подписания акта сдачи-приемки работы. Работа налогом на добавленную стоимость не облагается (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ).

В бухгалтерском учете государственного бюджетного учреждения составляются записи, представленные в табл. 1.

Если стоимость работ (услуг), в оплату которых получены «будущие» доходы, облагается НДС, то при их поступлении бюджетному учреждению нужно начислить его сумму.

В дальнейшем ее можно принять к вычету. В данном случае НДС нужно рассчитывать в том же порядке, что и при получении аванса (т.е. по расчетной ставке 10/110, 18/118).

Таблица 1

Бухгалтерский учет операций бюджетного учреждения при выполнении научно-исследовательской работы (не предусмотрено особых условий перехода права собственности)

Пример 3. Бюджетное учреждение получает доходы от продажи абонементов на посещение оздоровительного центра. Стоимость полугодового абонемента составляет 11 800 руб. (в том числе НДС - 18%).

Доходы бюджетного учреждения, которое в соответствие со ст. 298 ГК РФ может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами, поступают в его самостоятельное распоряжение.

В соответствии с указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ доходы, полученные бюджетным учреждением от продажи таких абонементов, относятся на ст. 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Реализация подобных услуг на территории Российской Федерации является объектом налогообложения НДС (поди. 1 и. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база для исчисления НДС будет определяться дважды: в день получения платы за абонемент и на день оказания услуг, т.е. ежемесячно в последний день месяца исходя из 1/6 стоимости абонемента без НДС (абзац 6 п. 1 ст. 154, п. 14 ст. 167 НК РФ).

В первом случае применяется налоговая ставка 18/118% в соответствии с и. 4 ст. 164 НК РФ, а во второй раз применяется налоговая ставка 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Исходя из и. 1 ст. 271 НК РФ при методе начисления, такие доходы признаются в том периоде, в котором они имели место независимо от фактического поступления денежных средств, и облагаются налогом на прибыль организаций в соответствии с и. 1 ст. 248, и. 1 ст. 249 НК РФ.

Полученный доход от продажи абонементов распределяется бюджетным учреждением самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов, т.е. ежемесячно в размере 1/6 стоимости абонемента. Порядок отражения записей в бухгалтерском учете бюджетного учреждения представлен в табл. 1.

Таблица 1

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения полученного дохода от продажи абонементов

Факт хозяйственной жизни

Корреспонденция счетов

Сумма,

вичный

документ

дебет

кредит

Получены в кассу учреждения денежные средства за абонемент

Начисление доходов будущих периодов

Бухгалтерская

Отражен НДС с полученной оплаты (11 800 х 18%/118%)

Бухгалтерская

В период действия абонемента (ежемесячно в последний день месяца)

Отражение в доходах текущего отчетного периода стоимости оказанных (11 800/6)

Бухгалтерская

Отражен НДС с доходов от оказания услуг (1 966,67 / 118) х 18%

Бухгалтерская

Принятие к вычету НДС, начисленного при получении оплаты

Бухгалтерская

Бюджетному учреждению в учетной политике следует отразить порядок и сроки отнесения доходов будущих периодов к доходам текущего периода.

Счет 0 401 50 ООО «Расходы будущих периодов» предназначен для учета сумм расходов, начисленных бюджетным учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам (п. 302 Инструкции № 157н).

В частности, на этом счете, в случае когда организация не создает соответствующий резерв предстоящих расходов, отражаются расходы, связанные:

  • с подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером;
  • добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников организации;
  • приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов нематериальными активами;
  • неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств;
  • иными аналогичными расходами.

Учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов (выплат) организации, по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), соглашениям.

Бухгалтерский учет расходов будущих периодов бюджетными организациями ведется, соответственно, в порядке, установленном п. 160 Инструкции № 174н.

Таблица 9.4

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения расходов будущих периодов

Факт хозяйственной жизни

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Отражение расходов, произведенных в текущем отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам: 1) по заработной плате;

2) прочим выплатам;

4) прочим работам, услугам;

5) социальным пособиям

Признание расходов, произведенных ранее и учитываемых в составе расходов будущих отчетных периодов, расходами текущего финансового года, в том числе: 1) по заработной плате;

2) прочим выплатам;

3) работам, услугам на содержание иму-

4) прочим работам, услугам;

5) социальным пособиям

Затраты, произведенные бюджетным учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета 0 401 50 000 как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета 0 401 50 000) в порядке, установленном учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся (табл. 9.4).

В рамках формирования учетной политики бюджетное учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету расходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности организации, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете расходов (выплат) организации.

В учетной политике бюджетному учреждению следует отразить порядок и сроки списания расходов будущих периодов на финансовый результат текущего года.

Аналитический учет расходов будущих периодов бюджетным учреждением осуществляется в разрезе видов расходов, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности, по договорам (и. 302 Инструкции № 157н).

При формировании учетной политики учреждение может устанавливать и дополнительные требования к аналитическому учету доходов и расходов будущих периодов с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения и требований налогового законодательства РФ о раздельном учете доходов и поступлений учреждения.

Расходы будущих периодов. Счет 401 50 (для госсектора)

Одним из принципов бухгалтерского учета и отчетности является принцип соответствия доходов и расходов, согласно которому все доходы и связанные с ними расходы должны отражаться в бухгалтерской отчетности в том временном промежутке, когда они произошли.

Плата за сертификат ключа электронной цифровой подписи;

Плата за пользование исключительными правами (программными продуктами, сайтами, электронными справочными системами и т.п.).

Примечание

Расходы на оплату подписки на газеты и журналы не относятся к расходам будущих периодов. Указанные расходы следует учитывать как авансовые платежи и и отражать на счете 206 00 "Расчеты по выданным авансам" (п. 202 Инструкции N 157н, см. также решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 19.01.2017 по делу N А74-13404/2016).

Расходы, относящиеся к будущим отчетным периодам, принимаются к учету по дебету счета 401 50 "Расходы будущих периодов", а порядок их отнесения на финансовый результат текущего финансового года устанавливается учреждением в учетной политике (см. образец).

Примечание

Признание расходов на осуществление капитального ремонта расходами текущего финансового года может осуществляться на основании информации (сведений) о проведенном ремонте, предоставленных банком, в котором открыт спецсчет, и владельцем спецсчета, либо региональным оператором. Для этого учреждение - балансодержатель жилого помещения может оформлять соответствующие запросы (письмо Минфина России от 25.01.2016 N 02-05-11/2678).

Учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом ФХД) учреждения, по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), соглашениям.

Аналитические счета учета расходов будущих периодов установлены п. 124 Инструкции N 162н, п. 159 Инструкции N 174н и п. 187 Инструкции N 183н соответственно для казенных, бюджетных и автономных учреждений. В рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету расходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения, а также требований налогового законодательства Российской Федерации о раздельном учете расходов (выплат) учреждения.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на июль 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.


С. Бычков , заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина , заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов , главный редактор объединенной редакции "Бюджетная сфера", руководитель Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков , начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин , зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк , государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский , начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

Cпециалисты объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева , ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова , ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина , редактор-эксперт

В. Сульдяйкина , редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина , эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова , эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

И. Русецкий, эксперт

И. Салтыкова, эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Монако , редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина , редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук


Направляйте в редакцию "Бюджетная сфера" предложения и пожелания по аналитическим материалам и сервисам, предназначенным для бухгалтеров, экономистов и аудиторов сектора госуправления


Перечень сокращений :

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная

В составе расходов будущих периодов (РБП) учитывают затраты, которые начислены в текущем, но относятся к будущим отчетным периодам. Данные расходы списывают постепенно в порядке, установленном учетной политикой учреждения.

Конкретного перечня таких расходов законодательство не содержит. Их примерный и открытый перечень дан в пункте 302 Инструкции. Так, к РБП могут относиться затраты:

По подготовительным к производству работам в связи с их сезонным характером;

По освоению новых производств, установок и агрегатов;

По рекультивации земель и осуществлению иных природоохранных мероприятий;

По добровольному страхованию (пенсионному обеспечению) сотрудников учреждения;

По приобретению неисключительного права пользования нематериальным активом в течение нескольких отчетных периодов;

По неравномерно производимому в течение года ремонту основных средств;

По иным аналогичным расходам.

Бухгалтеру нужно четко разделять расходы будущих периодов и суммы выданных авансов. Так, РБП - это расходы, которые уже понесены учреждением. Поэтому, например, те или иные контрагенты, которым данные расходы оплачены, не несут перед учреждением каких-либо обязательств. Так, что к «иным аналогичным расходам» можно отнести и затраты на сертификацию или лицензирование. В то же время затраты на подписку на периодические печатные издания расходами будущих периодов не признаются. При оплате таких затрат у издателя остается обязанность регулярно предоставлять компании экземпляры печатных или электронных изданий в течение срока подписки. Поэтому суммы, перечисленные издателю, отражают не как РБП, а как выданные авансы.

Сумму расходов будущих периодов отражают по дебету счета 0 401 50 000 (по соответствующим аналитическим счетам) в корреспонденции со счетом 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (по соответствующим аналитическим счетам). Обратите внимание: сумму РБП, учтенную по счету 0 401 50 000, отражают в строке 625 баланса учреждения со знаком «минус».

Если данные расходы понесены в рамках деятельности организации, не облагаемой НДС, то сумму «входного» налога по ним учитывают в составе этих затрат. Если РБП понесены в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, то налог принимают к вычету в общем порядке (то есть после их отражения в учете при условии, что данные затраты нужны для деятельности, облагаемой налогом, и при наличии счета-фактуры поставщика).

Сумму РБП в зависимости от их вида включают в состав текущих расходов учреждения (счета 0 109 60 000, 0 109 70 000 ... 0 401 20 000). Списание РБП на счета по учету текущих затрат происходит постепенно. При этом учреждение вправе самостоятельно определять, каким способом это будет осуществляться. Инструкция предлагает 2 варианта:

Равномерно в течение срока, к которому они относятся;

Пропорционально объему выпущенной продукции.

Перечень этих способов открыт. Учреждение вправе установить и другой экономически обоснованный вариант. Конкретный способ закрепляют в качестве элемента учетной политики организации.

Первый вариант самый простой. Поэтому его использует большинство учреждений. Для того чтобы его применять, нужно определить период, к которому РБП относятся. Например, при лицензировании это срок действия лицензии, при покупке неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности - срок, на который такие права были предоставлены. Подобный срок определяют на основании документов, которыми РБП были оформлены.

Пример

В конце декабря текущего года за счет субсидии на выполнение государственного задания учреждение приобрело неисключительные права на нематериальный актив (программу для ЭВМ). Стоимость прав - 276 120 руб. (НДС не облагается), срок предоставления - 18 месяцев. Для приобретения прав учреждение воспользовалось инфор мационно-консультационными услугами сторонней организации. На них было потрачено 17 700 руб. (в том числе НДС - 2700 руб.). Программа используется в деятельности учреждения, не облагаемой НДС. Согласно учетной политике учреждения РБП списываются равномерно в течение периода, к которому они относятся. Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не при водится.

Операции по приобретению неисключительных прав на программу для ЭВМ будут отражены записями:

– 276 120 руб. - отражены стоимость неисключительных прав и перед правообладателем;

– 276 120 руб. - оплачена стоимость неисключительных прав с лицевого счета учреждения в казначействе;

– 276 120 руб. - учтена стоимость неисключительных прав увеличением забалансового счета ;

Дебет 4 401 50 226 Кредит 4 302 26 730

– 17 700 руб. - отражены стоимость информационно-консультационных услуг, связанных с приобретением неисключительных прав, и кредиторская задолженность перед исполнителем (с учетом «входного» НДС);

Дебет 4 302 26 830 Кредит 4 201 11 610

– 17 700 руб. - оплачена стоимость информационно-консультационных услуг, связанных с приобретением неисключительных прав с лицевого счета учреждения в казначействе.

Общая сумма расходов будущих периодов составила:

276 120 + 17 700 = 293 820 руб.

Эта сумма будет учтена в строке 620 и отражена по строке 625 (со знаком «минус») баланса учреждения.

Указанные расходы будут включаться в текущие затраты учреждения в течение 18 месяцев (срока, на который предоставлены исключительные права). Соответственно, ежемесячно учреждению нужно списывать:

293 820 руб. : 18 мес. = 16 323,33 руб.

Списание РБП ежемесячно отражают записью:

Дебет 4 109 60 226 (4 109 70 226 ...) Кредит 4 401 50 226

– 16 323,33 руб. - списана сумма РБП, приходящихся на один месяц.

За 12 мес. отчетного года в состав текущих затрат учреждения будет включена сумма РБП в размере:

16 323,33 руб. × 12 мес. = 195 879,96 руб.

Сумма РБП, не списанная на конец года, составит:

293 820 – 195 879,96 = 97 940,04 руб.

Если из документов, которыми оформлены РБП, установить срок, в течение которого они должны быть списаны, невозможно, учреждение вправе определить его самостоятельно. Его утверждают приказом руководителя организации. При этом могут учитываться те или иные нормы гражданского законодательства. Например, в отношении неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности обычно он определяется в 5 лет.

Мнение специалиста

Платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового платежа, должны отражаться в бухгалтерском учете учреждения (лицензиата) в качестве расходов будущих периодов (списываться в дебет счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов»).

Последующее отнесение данных сумм в дебет счетов 0 401 20 000, 0 109 00 000 должно осуществляться в течение срока действия договора в порядке, установленном учетной политикой (например ежемесячно в равных суммах). В том случае, когда лицензионным договором (соглашением) не предусмотрен конкретный срок использования учреждением программного продукта, учреждение самостоятельно устанавливает этот срок, руководствуясь при этом положениями гражданского законодательства (такие рекомендации, в частности, даны Минфином России для целей учета расходов при налогообложении прибыли в письмах от 02.02.2011 № 03-03-06/1/52, от 20.04.2009 № 03-03-06/2/88). В частности, в соответствии с п. 4 ст. 1235 ГК РФ срок, на который заключается , не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если ГК РФ не предусмотрено иное.

А. Семенюк , эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,

В. Пименов , рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Расчет суммы РБП, подлежащей списанию, можно вести исходя из количества не месяцев, а дней, в течение которых они должны быть списаны. Подобный порядок расчета является более точным. Однако бухгалтерское законодательство такого требования не содержит. Поэтому бухгалтер вправе установить более удобный для себя способ (подневный или помесячный) и закрепить его в качестве элемента учетной политики.

Второй вариант, как правило, используют крупные промышленные или сельскохозяйственные организации. Он предусматривает, что РБП списывают пропорционально выработке той продукции, для выпуска которой данные затраты были понесены. Например, по горно-подготовительным работам это предполагаемые объемы горных выработок, по подготовительным работам, связанным с сезонным выпуском продукции, - предполагаемый объем ее выпуска.

Отметим, что в составе РБП может учитываться тех или иных работников учреждения. При этом План счетов не предусматривает отражения как РБП взносов по обязательному социальному страхованию, которые с нее начислены. В связи с этим, по нашему мнению, сумма взносов может быть единовременно учтена в составе текущих расходов учреждения.

Пример

Учреждение занято производством продукции сельскохозяйственного назначения. В I квартале за счет приносящей доход деятельности в процессе подготовки к процессу выращивания и производства сельскохозяйственного сырья было израсходовано 1 163 635 руб. (без НДС), в том числе:

748 800 руб. - заработная плата работников, занятых в подготовке;

227 635 руб. - взносы на обязательное соцстрахование, начисленные с заработной платы работников, занятых в подготовке;

187 200 руб. - расходы на оплату услуг сторонних организаций.

Согласно учетной политике учреждения РБП списываются пропорционально объему выпущенной продукции.

При отражении данных расходов в учете учреждения сделаны записи:

Дебет 2 401 50 211 Кредит 2 302 11 730

– 748 800 руб. - отражены в составе РБП заработная плата работников, занятых подготовкой к производству, и задолженность перед ними;

Дебет 2 109 60 213 (2 109 70 213 ...) Кредит 2 303 02 730 (2 303 06 730 ...)

– 227 635 руб. - начислены взносы по обязательному социальному страхованию;

Дебет 2 401 50 226 Кредит 2 302 26 730

– 17 700 руб. - отражены в составе РБП стоимость услуг, связанных с подготовкой к производству, и кредиторская задолженность перед подрядчиками.

Предположим, учреждение планирует выпустить 40 000 т сырья. В течение года его фактический выпуск составил:

Во II кв. - 15 000 т;

В Ill кв. - 20 000 т;

В IV кв. - 2 000 т.

Сумма РБП, которая подлежит списанию в части заработной платы работников учреж дения, составит:

Во II кв.:

(15 000 т: 40 000 т) × 748 800 руб. = 280 800 руб.;

(20 000 т: 40 000 т) × 748 800 руб. = 374 400 руб.;

(2000 т: 40 000 т) × 748 800 руб. = 37 440 руб.

Сумма РБП, которая подлежит списанию в оплату услуг сторонних организаций, составит:

Во II кв.:

(15 000 т: 40 000 т) × 187 200 руб. = 70 200 руб.;

(20 000 т: 40 000 т) × 187 200 руб. = 93 600 руб.;

(2000 т: 40 000 т) × 187 200 руб. = 9360 руб.

Операции по списанию РБП будут отражены в учете учреждения записями:

– 280 800 руб. - списана сумма РБП в части заработной платы, приходящихся на II квартал;

– 70 200 руб. - списана сумма РБП в оплаты услуг сторонних организаций, приходящихся на II квартал;

Дебет 2 109 60 211 (2 109 70 211 ...) Кредит 2 401 50 221

– 374 400 руб. - списана сумма РБП в части заработной платы, приходящихся на III квартал;

Дебет 2 109 60 226 (2 109 70 226 ...) Кредит 2 401 50 226

– 93 600 руб. - списана сумма РБП в оплату услуг сторонних организаций, приходящихся на III квартал;

Дебет 2 109 60 211 (2 109 70 211 ...) Кредит 2 401 50 221

– 37 440 руб. - списана сумма РБП в части заработной платы, приходящихся на IV квартал;

Дебет 2 109 60 226 (2 109 70 226 ...) Кредит 2 401 50 226

– 9360 руб. - списана сумма РБП в оплату услуг сторонних организаций, приходящихся на IV квартал;

Сумма РБП, которая не будет списана за отчетный год, составит:

748 800 + 187 200 – 280 800 – 70 200 – 374 400 – 93 600 – 37 440 – 9360 = 70 200 руб.

Эта сумма будет учтена в строке 620 и отражена по строке 625 (со знаком «минус») баланса учреждения на конец отчетного года.

По материалам книги-справочника "Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений "
под редакцией В.Верещаки



Loading...Loading...