Психодиагностическое заключение. Шаблон-образец написания индивидуального психологического заключения на воспитанника доу. Высшего профессионального образования

Цель: ознакомиться с понятием диагностического заключения, рассмотреть различные формы заключения, сформулировать общие правила его написания.

Основные понятия: психологический диагноз, заключение психодиагностическое, этические нормы диагностики.

Задание для самоподготовки

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме, раскрыть следующие вопросы:

Психодиагностическое заключение: форма и содержание;

1. Содержание и стиль заключения зависят от теоретических установок и специализации диагноста-клинициста. Поэтому они не имеют единой стандартной формы и правила написания. Важно, чтобы заключение соответствовало потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто его получит. Например, учителя предпочитают заключения с конкретными рекомендациями, а психиатрам нравятся заключения с объяснением основных данных, но без конкретных рекомендаций. В заключениях, рассчитанных как на специалистов, так и на людей несведущих, должна даваться краткая аннотация содержательного характера, а вслед за этим приводиться более подробное описание конкретных данных.

3. Заключение обычно ориентируется на действие, т.е. в нем дается рекомендация относительно программ обучения, типа лечения, выбора профессии и т.п.

4. Заключение эффективно, если в нем отражены отличительные свойства конкретного индивида, т.е. черты, результаты обследования которых были или значительно ниже, или значительно выше средних показателей. То есть заключение должно относиться только к данному индивиду, а не к людям, чей возраст, пол, образование, социально-экономический уровень и другие факторы близки к аналогичным данным обследуемого.

6. Всякая описательная оценка действий индивида и сама система оценок должны быть четкими. В заключении необходимо отметить, основываются ли суждения об индивиде на критериально-ориентированной оценке или на нормативно- ориентированной, обязательно указав, с какими нормами сравниваются показатели индивида.

Факторы, которые необходимо учитывать при написании психодиагностического заключения:

При проведении тестирования психологу необходимо учитывать влияние на обследование неблагоприятных факторов: напряжённость и враждебность, негативизм и циничное равнодушие, страх и неуверенность, а также другие эмоциональные проявления обследуемых. Поэтому необходимо использовать коммуникативные приёмы и навыки для установления доверительного контакта с тестируемым. Проводящий обследование, с одной стороны, не должен выглядеть развязно, фамильярно, как "свой парень", а с другой стороны, держать себя надменно, ставить себя "над обследуемым" или проявлять излишнюю настойчивость.

2. Ознакомиться с образцами различных форм психодиагностического заключения:

карта индивидуального психологического развития ребенка (5, с. 149, таблица 4);

карта индивидуального психологического развития детей, поступающих в школу и младших школьников (5, с. 262, таблица 13);

карта индивидуального психологического развития подростка и старшего школьника (5, с. 402, таблица 24);

индивидуальная карта уровня развития ребенка (см. приложение);

заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования: форма 2 (см. приложение);

3. Сформулировать (письменно) общие правила написания психодиагностического заключения:

Главное правило - заключение должно соответствовать интересам заказчика и уровню его подготовки. Различия относятся к представителям разных профессий. Если заключение пишется для учителя - они любят конкретные рекомендации. Врачи - конкретные данные не приемлют, требуют описания и объяснения данных.

В заключении должно содержаться: краткая аннотация содержательного характера. Что именно диагностировалось? Заключение начать с описания тех характеристик, которые являются отличительными и наиболее выраженными для данного индивида (черты заметно выше или заметно ниже по сравнению с типичными). Заключение эффективно, если оно применимо к конкретному индии виду, который диагностируется. Не надо составлять заключение, которое можно отнести к большинству, состоящее из общих стереотипных утверждений.

Основное - интерпретация и выводы. В заключение результатов в виде цифр или количества баллов не должно быть. Они могут прилагаться отдельно. Заключение нужно спланировать. Если данные содержат противоречия, их нужно отметить и по-возможности объяснить в заключении. Описание должно быть четким, понятным, рассчитанным на уровень того, для кого составляется.

А. Анастази - заключение должно сообщать, а не сбивать с толку, нельзя поучать того, кому предназначено, подавлять своими знаниями.

Не существует стандартной формы написания заключения. Оно видоизменяется в зависимости от цели, ситуации, в которой проводится тестирование, адресата, теоретических установок и специализации психолога.

При составлении заключения следует избегать специальной терминологии и необходимо помнить о том, что оно должно

Соответствовать потребностям, интересам, уровням квалификации заказчика;

Отражать отличительные свойства обследуемого, то есть показатели, заметно "высокие" или "низкие", а не близкие к средним;

Быть ориентировано на действия, которые необходимо предпринять в связи с тем или иным психологическим диагнозом (должно содержать рекомендации);

Быть составлено в соответствии с этическими нормами диагностики.

По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза вначале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных – итоговое.

Итоговое психологическое заключение является либо конечным этапом диагностического процесса деятельности психолога, либо только составной частью общего заключения «диагноза» в том, например, случае, когда психологическое исследование проведено для уточнения клинико-психологической структуры нарушения. Диагноз выставляется врачом (детским психиатром или невропатологом) при совместном обсуждении полученных результатов с психологом.

Выделение вариантов психологического заключения в известной степени условно, поскольку итоговое психологическое заключение при любом повторном обследовании или обращении клиента переходит в разряд первичного уточненного. Психологическая реальность не является в полном объеме стабильной и неизменной. Даже при олигофрении, благодаря правильной коррекционно-воспитательной работе с ребенком, имеют место положительные сдвиги.

Психологическое заключение должно быть кратким, но по возможности наиболее полно отражать характер выявленных нарушений применительно к целям обследования:

  • клиническая практика – объективизация психологической структуры психопатологического состояния для его квалификации или дифференциальной диагностики;
  • экспертиза эффективности лечебного или учебного процесса – фиксация состояния ребенка на данный момент;
  • школьная практика – определение основных параметров психологической структуры нарушения развития применительно к учебному процессу.

Психологическое заключение может быть написано и в свободной форме, однако использование различных схем заключения, как показывает практика, объективирует и унифицирует работу психолога, помогая выделять ключевые факты среди полученных, дифференцировать существенное и второстепенное. Варианты схемы заключения разработаны различными авторами. Рассмотрим схему, предложенную М.М. и Н.Я. Семаго.

  • А. Общая часть заключения
    1. Основные паспортные данные ребенка.
    2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию.
    3. Наиболее важные анамнестические данные.
    4. Специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе его эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность).
    5. Сформированность регуляторных функций.
    6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности в различные моменты обследования (в том числе и ее динамический аспект).
    7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.
    8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.
  • Б. Специальная часть
    1. Психологический диагноз.
    2. Вероятностный прогноз развития.
    3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Общая часть заключения ориентирована не только на специалистов, но и на тех педагогов, кто имеет непосредственный контакт с ребенком. В этой части раскрываются не только трудности и особенности развития ребенка, но и методы, благоприятные для обучения: особые формы работы, передачи материала и т.д. Желательно по мере возможности отметить выявившиеся в ходе диагностики «сильные» стороны ребенка, способные стать дополнительными средствами компенсации имеющихся трудностей.

Только при условии, что все специалисты полностью осведомлены об особенностях развития ребенка и используют эти знания в своей работе, можно построить действительно эффективную коррекционно-развивающую работу, основанную на целостном интегративном подходе. Однако «открытость» информации о ребенке должна быть подчинена деонтологическому принципу ее неразглашения, учитывая интересы ребенка и его близких.

Психологическое заключение и комплексный клинико-психологический диагноз состояния являются «дефинициями внутреннего пользования». Варианты комплексного (коллегиального) заключения, предназначенные для неспециалистов, формулируются и оформляются в соответствии с принятыми рекомендациями. Специальная часть заключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана», участвующим в сопровождении ребенка, оказании ему специальной помощи. В связи с ее особой важностью рассмотрим эту часть подробнее.

Понятие психологического диагноза нельзя считать достаточно разработанным в современной психологии. В практике этот термин применяется часто в очень широком и неопределенном смысле как констатация количественной и качественной характеристики того или иного признака. В психометрии диагноз является производным от процедур тестового измерения, а психодиагностика определяется как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов. Предпосылки содержательного подхода к определению психологического диагноза были намечены Л.С. Выготским и развивались позднее Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.Ф. Талызиной и др.

Цель диагностического процесса – ответить на психологические вопросы и подготовить фундамент для решения проблемы. Целостность процесса оказания психологической помощи отражает принцип единства диагностики и коррекции. В этом плане сохраняют свою актуальность мысли Выготского о том, что качество постановки диагноза определяется не только качеством диагностической методики, но и профессиональными знаниями, способностями и навыками психодиагноста: умение интерпретировать, расшифровывать иероглифы – основное условие для того, чтобы перед исследователем открылась осмысленная картина личности и поведения ребенка.

Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Он подчеркивал, что конечной целевой установкой педологического изучения ребенка должно быть педологическое или лечебно-педагогическое назначение – т.е. вся система коррекционных индивидуально-педагогических мероприятий как важнейшая практическая часть исследования одна только и может доказать его истинность, сообщит ему смысл.

Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления, психолог должен уметь сочетать данные наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестовых и других объективных методик. При этом ему следует творчески истолковывать симптомы. Начало научного знания - в точном наблюдении, тщательном и творческом мышлении а не в накоплении только лабораторных данных, подчеркивает позднее К. Роджерс.

Единственно научный путь построения психологического диагноза – квалификация данного этапа развития ребенка в контексте этапов и закономерностей всего психологического онтогенеза, исследование механизмов формирования установленных трудностей. Никоим образом в центре психологического диагноза не должны оказываться негативные или болезненные проявления, он всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. В плане изучения конкретного случая это означает применение двустороннего анализа: с одной стороны, «расчленение психологических функций» с выяснением их качественного своеобразия; с другой – установление структурных и функциональных связей между развитием отдельных сторон личности.

Сложность структуры отклоняющегося развития ребенка любого варианта дизонтогенеза, определяемая взаимообусловленным сочетанием органических и психофизических факторов с приобретенными вторичными отклонениями, обусловливает необходимость комплексного, мультимодального подхода и к изучению его развития, и к постановке диагноза.

Клинический (нозологический) диагноз требует констатации, описания и сведения к той или иной диагностической формуле выявляемых у ребенка симптомов, которые структурируются в определенном синдроме. Клинический диагноз основной практической целью ставит оказание врачебной помощи в виде определенных медикаментозно-терапевтических схем. Задача комплексной психолого-педагогической коррекции выявляемых у ребенка дефицитов и искажений развития определяет роль клинического диагноза как первичного, ориентировочного, приблизительного знания, если, конечно, он не рассматривается лишь как средство селекции (И.А. Коробейников).

Оказание необходимой ребенку с отклонениями или нарушениями развития помощи во многом выходит за границы чисто врачебной компетенции, поэтому в клинической психологии и психиатрии вводится понятие функционального диагноза. Согласно В.В. Ковалеву, это диагноз индивидуальных особенностей заболевания, болезненных изменений и сохранных свойств личности, реакции личности на болезнь, преморбидного (доболезненного) состояния социальной адаптации и ее возможностей в условиях болезни. Специалистами практически единодушно подчеркивается неразрывная связь функционального и клинического диагнозов, отражающая единство биологического и социального в диагностике.

Если диагноз понимается как прежде всего основа оказания реальной помощи ребенку, то говорят о динамическом соотношении нозологического и функционального диагноза, определяемого, с одной стороны, спецификой и выраженностью психических расстройств (клиническая составляющая), с другой – характером и индивидуальным содержанием проблем психического развития и социальной адаптации ребенка (социально-психологическая составляющая). В случаях, квалифицируемых как резидуальные состояния, например психическое недоразвитие, функциональный диагноз является ведущим, так как только на его основе возможна своевременная и полноценная коррекция нарушений развития ребенка.

Отношение специалистов к понятию «психологический диагноз» неоднозначно. Отдельные авторы считают, что прямое использование его в психологической практике не совсем корректно, так как за ним стоит определенный клинический контекст, стереотип восприятия, а как бы квалифицированно ни было проведено исследование психологом, до уровня врачебного диагноза его результаты не поднимаются. Аналогичная ситуация имеет место в логопедии: учитель-логопед также занимается диагностикой, формулируя «речевое заключение», но не ставит «диагноза».

В то же время имеющиеся определения понятия «психологический диагноз» не дифференцируют его достаточно четко от «психологического заключения», что видно из следующего определения: психологический диагноз – это формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности.

Психологический диагноз является основной целью и конечным результатом психодиагностики. Психодиагностика отклоняющегося развития направлена на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целями:

  • оценки их актуального состояния,
  • прогноза дальнейшего развития,
  • разработки рекомендаций, определяемых задачами обследования.

Таким образом, предметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и патологии. Важнейший элемент диагноза – необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

В целом психологический диагноз может быть определен как отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологических переменных, обусловливающих определенные параметры его деятельности или состояния (А.Ф. Ануфриев).

Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях.

  1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку, как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.
  2. Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.
  3. Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Диагноз не просто ставится по результатам обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Недопустимо употребление в психологическом диагнозе медицинских (нозологических) понятий, таких как «ЗПР», «психопатия», «невротические состояния» и др. Этим психолог не только нарушает деонтологические принципы, но и выходит за пределы содержания своего профессионального поля.

Как подчеркивал К. Роджерс, необходимо понимать, что получаемые психологические данные отличаются и должны отличаться определенной, допустимой степенью неточности. Выводы всегда относительны, поскольку делаются на основании экспериментов или наблюдений, проведенных по одной или нескольким из возможных методик и с использованием одного из возможных способов интерпретации данных.

В.И. Лубовский замечает, что при квалификации отклонения в развитии ребенка лучше недооценить, чем переоценить степень тяжести нарушения.

Значительные трудности в постановке диагноза могут быть связаны с недостаточно четким представлением психолога о границах своей профессиональной компетенции. Важно, чтобы в тех случаях, когда возникают сомнения в характере выявленных нарушений, психолог не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям обратиться к соответствующим специалистам. То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную психологическую характеристику ребенка (например, в случаях наркотической зависимости). Психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь.

Формулировка диагноза обязательно должна содержать и психологический прогноз – предсказание на основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего развития ребенка. Прогноз должен учитывать: а) условия проведения с ребенком своевременной необходимой работы и б) условия отсутствия такой своевременной работы. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Одним из важнейших аспектов составления прогноза развития является понимание общей динамики развития ребенка, представление о его компенсаторных возможностях.

Вконтакте

Готовый бланк заключения с различными вариантами в скобках. Выбирайте подходящее, убирайте лишнее, может где-то симпровизируете - и заключение готово

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам психологического обследования
Ф. И. ребенка_____________________________ возраст ________

Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др. ) с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой сферы, д р). Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (посредством наблюдения ).

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.

В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается ), но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм ) характер.

Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма ).

При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие ).

После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции ).

В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий ).


Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный ).

Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость ).

Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность ).

Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении ).

Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют ) из-за низкой концентрации внимания, несформированной речевой регуляции, недостаточной зрительно – моторной координации.

Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен ).

Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями.

Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый ).

Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает ).

Ориентировочная деятельность носит активный и целенаправленный характер (выраженная активность и целенаправленность, сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование ).

Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи) вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить план действий (боязни допустить ошибку – нужна стимулирующая помощь, пресыщения деятельностью – нужна организующая помощь, поверхностного или нестойкого интереса ).

Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный ) характер: целенаправленность и активность резко падают из-за быстрой переключаемости внимания (неудач или замечаний, пресыщения деятельностью ).

Динамика деятельности неравномерная (равномерная ), темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность ).

Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная – пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая ).

По характеру организуемой помощи при выполнении заданий, ребенок в основном нуждается в организующей, обучаемой (стимулирующей, разъясняющей, наглядно – действенной, контролирующей ) помощи.

Ошибки при выполнении задания отсутствуют (исправляются самостоятельно, не замечаются без помощи взрослого ).

Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую ).

Результаты изучения психических функций следующие. Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов. Различает геометрические фигуры. Зрительное восприятие формы низкое. Уровень пространственного восприятия низкий. Уровень развития кратковременной и долговременной памяти ниже среднего. Не испытывает трудности при составлении рассказов. Фонематическое восприятие нарушено. Наглядно-действенное мышление: «Почтовый ящик» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб. Наглядно-образное мышление: «Разрезные картинки» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб, перебора вариантов. Уровень операции, абстрагирования низкий. Уровень операции обобщения низкий, наблюдается ярко выраженная избирательность мышления. Уровень понимания смысла причинно-следственных отношении ниже среднего. Уровень развития как вербального, так и невербального воображения низкий. Внимание поверхностное, неустойчивое, организующая помощь эффективна. Манипулятивния функция рук несколько ограничена.

Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушении следующая:

    Незрелость всех форм мышления; Низкая концентрация внимания; Несформированность саморегуляции и контроля поведения; Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;

Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.

    формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления. развитие фонема тического восприятия. развитие концентрации, переключаемости внимания. развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины, развитие вербального воображения. Развитие эмоциональной, сферы, коммуникативных навыков Коррекция импульсивности

Дата __________________ ФИО, подпись психолога____________________

Иногда от психолога требуется представить подробное заключение об особенностях психического и личностного развития ребенка. Такое заключение требует очень подробного обследования, позволяющего сделать вывод о всех основных характеристиках развития. Как правило, подобные заключения приходится составлять о трудных детях, вызывающих наибольшие нарекания педагогов.

В заключении должны быть максимально раскрыты сильные стороны индивидуальности ребенка, прежде всего для более эффективной помощи ребенку и преодоления возможного негативного видения ребенка взрослыми.

При написании текста заключения психолог обычно руководствуется алгоритмами, сложившимися в клинической психологии для составления подобных текстов. Они носят универсальный характер и приемлемы для работы практических психологов.

Заключение начинается кратким описанием поведения ребенка во время обследования – заинтересованно ли относится к диагностической процедуре, контактен ли он и т.д. Затем следует отметить психофизиологические особенности, влияющие на учебу. Далее перечисляют особенности высших психических функций ребенка (произвольная память, внимание, мышление и т.д.). Затем характеризуют личностные особенности. Завершается заключение кратким выводом, в котором психолог называет наиболее яркую особенность ребенка – способность, личностную характеристику (такую, опираясь на которую лучше строить дальнейшие взаимоотношения с ребенком). Весь текст заключения должен в итоге подготавливать раскрытие этой особенности. Составленное таким образом заключение может оказать существенную помощь в понимании ребенка и выработке адекватного подхода к нему.

При проведении психодиагностики применяют общепсихологические методы: наблюдение, тесты, опросники, интервью, анализ продуктов и результатов деятельности и т.д.. В курсе «Общей психологии» вы уже начали подробное ознакомление с данными методами.

Наблюдение. Важным средством диагностической работы является наблюдение.

В зависимости от положения наблюдателя различают включенное и невключенное (стороннее) наблюдение. Включенным называется наблюдение. Когда психолог выступает как участник ситуации (например, во время развивающих занятий, психологического тренинга и т.д.). Примером невключенного наблюдения может служить наблюдение за поведением какого-нибудь школьника во время уборки или перемены.

В зависимости от способа анализа наблюдаемого поведения и фиксации результатов выделяют формализованное и неформализованное наблюдение. В формализованном наблюдении существуют заранее заданная стандартизованная схема, в которой выделены легко наблюдаемые фрагменты поведения. При этом ответы фиксируются на специальном бланке, что дает возможность количественно представить степень выраженности у ребенка тех или иных проблем.


При неформализованном наблюдении психолог заранее определяет, на что стоит обратить внимание, но не обязательно строго придерживается этой предварительной ориентировки. Наблюдаемые данные в данном случае фиксируются в свободной форме.

Беседа. Данный метод является важнейшим психологическим инструментом, одним из необходимых навыков психолога-практика. Беседа включена во все формы работы психолога. Она составляет основу психологического консультирования, психопрофилактики, является неотъемлемой формой в работе, как со взрослыми, так и детьми.

В психодиагностике до начала применения методик беседа используется для знакомства с ребенком, для ориентации в его духовном мире, установления с ним партнерских, доверительных отношений. Беседу используют для изучения ситуации клиента глазами его самого, поиска тех его особенностей, которые могут быть использованы в последующей развивающей и коррекционной работе.

В диагностической работе используют: диагностическое интервью , которое имеет целью получение разнообразных данных о свойствах личности и особенностях психического развития, поэтому для такого интервью характерно органичное включение в структуру тестовых приемов обследования. применяется прежде всего для проверки исследовательских гипотез.

Психотерапевтическая беседа (клиническое интервью) используется в целях оказания психологической помощи. Это самый сложный вид беседы, посредство которого психолог помогает человеку осознать внутренние проблемы, связанные с ними переживания. Конфликты, обнаружить их причины и т.д.

В зависимости от целей беседы, ее содержания, предпочтений самого иссле­дователя выделяют структурированную (с заранее подготовленными вопросами) и неструктурированную беседу, которая носит более свободный, импровизацион­ный характер.

Тестирование. Тестом называют "краткое, стандартизованное, ограни­ченное во времени психологическое ис­пытание, предназначенное для уста­новления в сравниваемых величинах межиндивидуальных различий"(Психологический словарь/ Под ред. В.В.Давыдова, и др. М., 1983). Тесты должны отвечать требова­ниям надежности и валидности. В последующем при изучении курса «Психодиагностика» вы ознакомитесь с данными понятиями более глубоко. Сейчас же охарактеризуем валидность теста как его адекватность поставленным задачам и способности диагностировать именно то, что необходимо. Например, при исследовании памяти, необходимы методы, диагностирующие именно память и т.д.). Надежность теста характеризует его способность получать устойчивые результаты по прошествии определенного времени.

Проективные методы . Проективные методы пользуются большой популярно­стью у практико- ориентированных психологов. Различают несколько групп про­ективных методик, среди них

Методики интерпретации (ТАТ и его детские варианты - САТ, тест фрустра­ции Розенцвейга),

Методики дополнения (неокончен­ные предложения, неоконченные рассказы);

Методики катарсиса (психодрама, проективная игра);

Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей рече­вого общения);

Методики изучения продуктов твор­чества (тест рисования фигуры человека, рисунок "Дом - дерево - человек", рисунок семьи и его модификации], рисунок несуществующего животного).

Отличительными признаками проек­тивных методик являются неопределен­ность инструкции или стимульного ма­териала, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в вы­боре ответа или тактики поведения, ат­мосфера доброжелательности, в которой протекает деятельность испытуемого при полном отсутствии оценочного от­ношения со стороны экспериментатора, и диагностическая направленность не на ту или иную психическую функцию, а на модус личности во взаимодействии с ее социальным окружением.

К проективным методам не приме­нимы в полной мере требования валид­ности и надежности. К этому следует до­бавить, что при интерпретации всех проек­тивных методов, имеющих качественную обработку данных, нельзя проводить однозначную связь между отдельным диагностическим признаком и особен­ностью личности испытуемого. Любой вывод на основе диагностики с помощью проективных методов можно считать правомерным только в том случае, если он подтверждается другими диагности­ческими данными - той же методики или какой- либо другой.

Опросники и анкеты. В детской практической психологии широко при­меняются опросники и анкеты. Их ис­пользуют в основном для изучения инте­ресов, склонностей, других личностных особенностей младших и старших под­ростков, в профориентации, для прове­дения социально-психологических об­следований. В работе с учениками на­чальных классов анкеты и опросники применяются чрезвычайно редко. Анке­ты бывают с закрытыми вопросами, предполагающими ответы "да", "нет", "не знаю"; с открытыми вопросами, ответы на которые можно построить са­мостоятельно. В форме анкет с закры­тыми вопросами созданы многие лич­ностные опросники (например, MMPI и его многочисленные модификации). Не­смотря на большую популярность в ряде отраслей практической психологии, в работе с детьми и подростками много­факторные опросники используются не очень широко.

На примере работы с детьми рассмотрим виды диагностической работы.

а) Одной из самых типичных диаг­ностических задач является изучение различных форм мышления ребенка. Как пример можно назвать хорошо извест­ный тест Векслера , разработанный для определения "коэффициента интел­лекта" (IQ). Качественная ин­терпретация результатов тестирования позволяет строить развивающую работу с учащимися.

б) Другой важной диагностической задачей является изучение социально-психологической ситуации в детских группах. С этой целью применяют различные социометрические методики, ко­торые позволяют определить структуру коллектива, социальный статус каждого школьника. Результаты социометриче­ских обследований необходимо допол­нить изучением особенностей коммуни­кации детей друг с другом, в первую очередь, оказавшихся в изоляции от сверстников, а также действий педагогов, в которых проявляется отношение к ребенку и т.п. Все это позволяет понять причины неблагополучных межличност­ных отношений и наметить пути улуч­шения психологического климата в группе.

в) Диагностика психофизиологиче­ских особенностей детей. Психофизиоло­гические методики применяются для изу­чения основных свойств нервной си­стемы (НС) (силы - слабости, подвиж­ности - инертности, уравновешенности - неуравновешенности). Например, для
диагностики подвижности нервной си­стемы применяется методика, разрабо­танная В.Т. Козловой, для оценки силы нервной системы - В.А. Даниловым .

Для индивидуальной диагностики применима любая из психофизиологиче­ских методик, упомянутых выше. Если возникает необходимость обследования целого класса (например, для выявления учеников, причина низкой успеваемости которых заключается в неадекватном использовании ими своих психофизио­логических особенностей), удобно ис­пользовать теппинг - тест, который лег­ко проводится в группе. Для учеников средних и старших классов понимание задания и его выполнение в группе не составляет труда. Ученики 8-11 классов могут выполнять самостоятельно и пер­вичную обработку данных - подсчет ко­личества точек и построение графиков. Это позволит непосредственно после проведения задания дать детям рекомен­дации по более эффективному использо­ванию своих психофизиологических воз­можностей в учебе и преодоление огра­ничений, присущих своему типу НС.

г) Диагностика особенностей лич­ности . Перечислим некоторые типичные диагностические задачи, возникающие при изучении особенностей личности.

Изучение самооценки ребенка. Наи­более распространенной техникой яв­ляется методика самооценки Дембо-Рубинштейн. Как показывает практика, если задание объяснено ребенку просто и доступно, оно применимо в работе с детьми даже семилетнего возраста.

Для изучения общих представлений о себе и уровня самопрезентации исполь­зуются свободные самоописания, иногда по типу сочинений, иногда - как 10-15-20 ответов на вопрос "Кто я?", или любое количество ответов за определенное время. Такие само описания применимы уже в работе с младшими подростками и являются не только диагностическим, но и развивающим средством для расшире­ния представлений о себе.

Широкое применение нашли в диаг­ностике особенностей личности проек­тивные методы. Для изучения представ­лений о себе через представления о своем физическом "Я" применяется рисунок че­ловека. То же свойство, но в метафо­рической форме, изучается при помощи техники рисунка несуществующего жи­вотного. Неосознаваемые мотивы и по­требности, переживания, интересы изу­чаются при помощи теста неокончен­ных предложений в многочисленных мо­дификациях. Наконец, для изучения мо­тивации личности, значимых пережива­ний применяются апперцептивные тех­ники, и, прежде всего, ТАТ и его "детские" варианты.

Вышеописанные диагностические сферы являются вневозрастными, одна­ко, наряду с общими встречаются и спе­цифические для возраста диагностиче­ские задачи. Например, для выявления профессиональных интересов учеников 9-11 классов используются опросники профессиональных склонностей. Изуче­ние ценностных ориентации проводится при помощи методики Рокича и ее мо­дификаций.

Диагностика личностных особенно­стей должна давать психологу по воз можности более полное представление о человеке. Подбор методик играет здесь важную роль. Сочетание диагностиче­ских средств разных типов, комбиниро­вание стандартизированных методик и диагностических средств без жесткого алгоритма, подобных беседе и наблюде­нию, помогут детскому психологу- прак­тику составить разностороннее пред­ставление о личности ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

По результатам психологического исследования.

11.11.2016г.

Дата исследования:

2.11.2016г., 11ч.00 мин. – 12ч 00мин. и

9.11.2016г., 11ч. 00.мин. – 12ч.00 мин

Место проведения исследования ;

г. ________, ул. XXXXXXXXX ,

кабинет педагога-психолога.

Основание производства исследования :

Запрос (ФИО родителя) XXXXXXXXXXXXX от 1.11.2016 года на проведение психологического исследования в отношении ее несовершеннолетнего сына ФИО ребенка и год рождения для суда.

Специалист, выполнивший исследование: педагог-психолог ФИО специалиста

Ребенок, XXXXXX , проживает постоянно с мамой XXXXXXX . и братом.

С отцом ребенка мать находится в разводе с XXXX года, ребенок отца 4 года не видел, практически не общался. XXXXXXXXXX ответственный, отзывчивый родитель, любящая мама для своих детей. Ее дети всегда для нее на первом месте, она уделяет им достаточно внимания, XXXXXX любит ее и чувствует ее поддержку.

Вопросы, поставленные для исследования:

    Каково психоэмоциональное состояние и каков уровень психического развития ребёнка XXXXXXX ?

    Каково действительное отношение и привязанность ребёнка (XXXXXXXXXX ) к каждому из родителей?

Используемые методы:

    Наблюдение;

    непринужденная беседа;

    проективные методики «Свободный рисунок» (диагностика актуальных потребностей и ценностей);

    Проективная методика «Рисунок семьи» (диагностика восприятия ребенком внутрисемейных отношений):

    Тест Люшера (диагностика состояний и внутриличностных конфликтов)»

    Методика «Почта» (диагностика отношений ребенка к членам семьи). Модификация А.Г.Лидерса и А.В.Анисимовой

    Методика «Рисунок человека» (изучение общего интеллектуального статуса)

    Экспресс-диагностика в детском саду. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко (диагностика психических процессов ребенка).

    Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В Юстицкис

Экспериментально-психологическое исследование ребенка

(ФИО ребенка и дата рождения)

Ребенок поступил в МАДОУ № XXX 17 сентября 2012 года. В возрасте 2-х лет. Адаптация прошла успешно, в легкой форме. Психологическое развитие ребенка за все время пребывания в детском саду соответствовало возрасту ребенка.

Наблюдение и беседа

Ребенок с интересом вступает в контакт, свободен, но сдержан в общении. Отвечает только на вопросы, которые ему задают. Когда речь заходит о брате и о маме, фон настроения яркий, светлый, он с особой теплотой говорит о них. Но когда вопросы касаются разговора о папе, то ребенок сразу напрягается, чувствуется тревога в голосе и страх. К отцу ребенок имеет противоречивые чувства. Ребенок сам рассказал, как отец его забрал к себе, а он не хотел, как был в одной квартире с малознакомой женщиной, в другом городе, как ему было страшно, и он хотел к брату и к маме. А потом вдруг вспомнил, что отец обещал ему показать самолет в следующий раз. Эти противоречия наблюдаются и дальше в исследовании. Например, в одном из них, в методике «Почта» XXXX отметил папу такими письмами: «Я его не люблю» и «Он самый добрый и хороший». Ребенок как бы сопротивляется естественной сердечной привязанности к отцу. Маму ребенок отметил письмами: «всегда жалеет», «любит меня», «я люблю», «мне нравится ей помогать», «всегда веселая». Брата – « всегда играет со мной», «я всегда по нему скучаю», «я люблю с ним играть и читать», «я часто рассказываю ему свои секреты».

Из рисунка «Моя семья» тоже видно, что ребенок предпочитает общаться с мамой и братом, именно с ними ему комфортно и безопасно. А данная ситуация вызывает тревогу и беспокойство.

Ситуация, сложившаяся в данный момент, действует угнетающе на ребенка, он подавлен, эмоционально напряжен, он стремиться вырваться из этой ситуации. Эта спонтанная поездка с отцом мальчика, напугала его, ребенок находится в стрессе. В беседе ребенок несколько раз говорил, что не хочет жить с папой, а хотел бы просто видеть его иногда. На данный момент у ребенка функциональная перегрузка, истощение, состояние депрессии. Это показал цветовой тест Люшера, который основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием.

Из «Рисунка человека» видно, что ребенок на данный момент имеет психическую нестабильность, неуравновешенность, неуверенность в себе и очень привязан к матери.

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования был адекватный, уравновешенный и сохранялся до конца обследования.

Ребенок без труда усваивает инструкции к методическому материалу и руководствуется ими при выполнении экспериментальных заданий. Ребенок обладает хорошим темпом работоспособности. Внимание, восприятие и память развиты в соответствии с возрастом ребенка. Согласно тесту «Лесенка» ребенок имеет адекватную самооценку.

При исследовании мышления выявилось, что ребенок не знает некоторые обобщающие слова, но умеет объединять предметы в группы по определенным признакам, подбирает подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу, классифицирует предметы (мебель, посуда, овощи, фрукты, транспорт и т.д.). Он выстраивает легкие логические цепочки, но рассказ получается по каждой картинке, не связанный единой сюжетной линией. Познания об окружающем мире соответствуют возрасту.

Речь недостаточно развита, так как имеются выраженные нарушения звукопроизношения. Также необходимо развивать мелкую моторику и ориентировку право-лево.

При обследовании у ребенка развитие основных психических процессов по «Экспресс-диагностика для детского сада» ребенок набрал 17 баллов из 24, что соответствует среднему уровню развития ребенка.

Для изучения отношения матери к ребенку, определения ее стиля родительского воспитания была проведена психологическая диагностика (ФИО родителя)…. с помощью методик: тест-опросник родительского отношения, авторами которого являются А.Я.Варга и В.В.Столин и опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.). Анализируя полученные результаты, можно увидеть, что высокие баллы получила шкала «Кооперация», это свидетельствует о том, что мать XXXXXXX . проявляет искренний интерес к тому, что важно для ребенка, высоко оценивает его способности, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Она принимает ребенка таким, как он есть, уважает его индивидуальность. Это наилучший вариант оценки педагогических способностей взрослого человека. Неудачи ребенка мама считает случайными и верит в него. Мама уделяет очень много времени, сил, внимания ребенку. Поэтому можно сказать, методы воспитания ребенка являются психологически правильными, и ребенок в свою очередь, чувствует любовь и поддержку матери и позитивно относится к ней.

Таким образом, отвечая на поставленные в начале исследования вопросы, можно сказать, что ребенок в данный отрезок времени находиться в стрессовом подавленном состоянии, сложившаяся ситуация действует на ребенка угнетающе и он хочет поскорее выбраться из нее, находится в состоянии вынужденного напряжения и беспомощности. К отцу у ребенка амбивалентные чувства – мальчик испытывает к отцу и любовь, которую не хочет признавать и страх. Ребенку комфортнее и безопаснее находиться в привычной для него обстановке, рядом с близкими, мамой и братом. Брат для него является очень значимым и близким по духу. Только ему XXXXXX может доверить свои секреты. С ним любит играть. Если сравнивать отношения обследуемого ребенка к обоим родителям, то эмоционально ближе ему мать, именно ее он воспринимает как носителя социальных норм и правил.

Педагог-психолог МАДОУ № XXXX ____________________ XXXXXXX

Заведующий МАДОУ № XXXX ________________________ XXXXXXX

С заключением ознакомлена и согласна______________ ФИО родителя.



Loading...Loading...