Творчество Епифания Премудрого. «Житие Сергия Радонежского. Преподобный епифаний премудрый - житие преподобного сергия радонежского Житие преподобного Сергия в XVI в

Епифа́ний Солове́цкий (ум. 14 (24) апреля ) - инок (прежде монах Соловецкого монастыря), противник церковных реформ Патриарха Никона . Вместе со своим другом и сподвижником Аввакумом был казнён в Пустозерске 14 апреля 1682 года . Известен как автор автобиографического «Жития». Почитается старообрядцами как священномученик .

Биография

Епифаний родился в крестьянской семье, дата и место рождения неизвестны. В 1645 году он пришёл в Соловецкий монастырь (предположительно из Москвы), был келейником старца Мартирия. После семилетнего послушничества пострижен в монахи.

В 1657 году, после начала церковных реформ Епифаний покидает монастырь и некоторое время живёт в скиту на реке Суне (этот период подробно описан в «Житии»). В 1666 году пришёл в Москву на церковный собор, где обличал царя и патриарха Никона. Епифаний был расстрижен и вместе с другими вождями раскола сослан в Пустозерск . В Пустозерске Епифаний продолжал свою проповедь. В 1670 году монаху отрезали язык и отрубили пальцы на руке, а в 1682 году он был сожжён вместе с протопопом Аввакумом, дьяконом Фёдором и священником Лазарем.

Житие

Житие состоит из двух частей, причём первая написана примерно в 1667-1671 годах, а вторая - в 1675-1676 (по предположениям некоторых исследователей - в 1673-1675). В первой части Епифаний рассказывает о жизни в скиту на Суне; во второй - о гонениях за веру и о жизни в Пустозерске. Как и произведения Аввакума, «Житие» Епифания написано «природным» русским языком. Однако, в отличие от Аввакума, Епифаний уделяет мало внимания фактической стороне своей биографии. Большая часть «Жития» носит характер духовной исповеди.

Напишите отзыв о статье "Епифаний Соловецкий"

Примечания

Литература

  • Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследование и тексты. - М.: Изд-во АН СССР, 1963.
  • Понырко Н. В. Три жития - три жизни: Протопоп Аввакум, инок Епифаний, боярыня Морозова (тексты, статьи, комментарии). - СПб.: Пушкинский Дом, 2010. -296 с.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Епифаний Соловецкий

Князь Андрей наблюдал этих робевших при государе кавалеров и дам, замиравших от желания быть приглашенными.
Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку.
– Вы всегда танцуете. Тут есть моя protegee [любимица], Ростова молодая, пригласите ее, – сказал он.
– Где? – спросил Болконский. – Виноват, – сказал он, обращаясь к барону, – этот разговор мы в другом месте доведем до конца, а на бале надо танцовать. – Он вышел вперед, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.
– Позвольте вас познакомить с моей дочерью, – сказала графиня, краснея.
– Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, – сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе, и занося руку, чтобы обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.
«Давно я ждала тебя», как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка, своей проявившейся из за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцовала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы. В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.
Князь Андрей любил танцовать, и желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцовать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижной стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО,

записанные преподобным Епифанием Премудрым,

иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным.


В основе настоящего издания Жития Преподобного Сергия Радонежского (в переводе на русский язык) лежат две древнерусские редакции Жития, создававшиеся в разное время тремя авторами – Епифанием Премудрым, Пахомием Логофетом (Сербом) и Симоном Азарьиным.

Епифаний Премудрый, известный книжник начала XV века, инок Троице-Сергиевой Лавры и ученик Преподобного Сергия, написал самое первое Житие Преподобного через 26 лет после его смерти – в 1417–1418 годах. Для этого труда Епифаний в течение двадцати лет собирал документальные данные, воспоминания очевидцев и свои собственные записи. Великолепный знаток святоотеческой литературы, византийской и русской агиографии, блестящий стилист, Епифаний ориентировался в своем сочинении на тексты южнославянских и древнерусских Житий, мастерски применив изысканный, насыщенный сравнениями и эпитетами стиль, получиший название «плетение словес». Житие в редакции Епифания Премудрого кончалось преставлением Преподобного Сергия. В самостоятельном виде эта древнейшая редакция Жития не дошла до нашего времени, а ее первоначальный облик ученые реконструировали по позднейшим компилятивным сводам. Помимо Жития, Епифаний создал также Похвальное слово Сергию.

Первоначальный текст Жития сохранился в переработке Пахомия Логофета (Серба), афонского монаха, жившего в Троице-Сергиевом монастыре с 1440 по 1459 год и создавшего новую редакцию Жития вскоре после канонизации Преподобного Сергия, состоявшейся в 1452 году. Пахомий изменил стилистику, дополнил текст Епифания рассказом об обретении мощей Преподобного, а также рядом посмертных чудес, он же создал службу Преподобному Сергию и канон с акафистом. Пахомий неоднократно исправлял Житие Преподобного Сергия: по мнению исследователей, существует от двух до семи Пахомиевых редакций Жития.

В середине XVII века на основе переработанного Пахомием текста Жития (так называемой Пространной редакции) Симон Азарьин создал новую редакцию. Слуга княжны Мстиславской, Симон Азарьин пришел в Лавру, чтобы излечиться от болезни, и был исцелен Архимандритом Дионисием. После этого Симон остался в монастыре и шесть лет был келейником преподобного Дионисия. С 1630 по 1634 год Азарьин состоял Строителем в приписном к Лавре Алатырском монастыре. После возвращения с Алатыря, в 1634 году Симон Азарьин стал Казначеем, а спустя двенадцать лет Келарем монастыря. Кроме Жития Преподобного Сергия, Симон создал Житие преподобного Дионисия, закончив его в 1654 году.

Житие Сергия Радонежского в редакции Симона Азарьина вместе с Житием Игумена Никона, Похвальным словом Сергию и службами обоим святым было напечатано в Москве в 1646 году. Первые 53 главы Симоновой редакции (до рассказа об инокине Мариамии включительно) представляют собой текст Жития Епифания Премудрого в обработке Пахомия Логофета (Серба), который Симон разбил на главы и несколько переработал стилистически. Следующие 35 глав принадлежат собственно Симону Азарьину. Готовя Житие к изданию, Симон стремился собрать наиболее полный список сведений о чудесах Преподобного Сергия, известных со времени кончины святого до середины XVII века, но на Печатном дворе, как пишет сам Азарьин, мастера с недоверием отнеслись к его рассказу о новых чудесах и по своему произволу напечатали только 35 глав о чудесах, собранных Симоном, опустив остальные. В 1653 году по поручению Царя Алексея Михайловича Симон Азарьин доработал и дополнил Житие: он вернулся к неопубликованной части своей книги, добавил в нее ряд новых рассказов о чудесах Преподобного Сергия и снабдил эту вторую часть обширным предисловием, однако эти дополнения не были тогда изданы.

Первый раздел настоящего текста включает в себя собственно Житие Преподобного Сергия Радонежского, кончающееся его преставлением. 32 главы этого раздела представляют собой редакцию Жития, сделанную Пахомием Логофетом. Второй раздел, начинающийся повествованием об обретении мощей Сергия, посвящен посмертным чудесам Преподобного. Он включает в себя редакцию Жития Симона Азарьина, опубликованную им в 1646 году, и его позднюю часть 1653 года, содержащую добавления о новых чудесах и начинающуюся с предисловия.

Первые 32 главы Жития, а также Похвальное слово Преподобному Сергию приводятся в новом переводе, сделанном в ЦНЦ «Православная Энциклопедия» с учетом перевода М. Ф. Антоновой и Д. М. Буланина (Памятники литературы Древней Руси XIV – сер. ХV в. М., 1981. С. 256–429). Перевод глав 33–53, также как и остальных 35 глав, принадлежащих перу Симона Азарьина, осуществлен Л. П. Медведевой по изданию 1646 года. Перевод позднейших добавлений Симона Азарьина 1653 года сделан Л. П. Медведевой по рукописи, изданной С. Ф. Платоновым в Памятниках древней письменности и искусства (СПб., 1888. Т. 70). Разбивка на главы Пахомиевой редакции Жития сделана в соответствии с книгой Симона Азарьина.

ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО

ИГУМЕНА СЕРГИЯ ЧУДОТВОРЦА,

написанное Епифанием Премудрым

(по изданию 1646 года)

ВСТУПЛЕНИЕ


Слава Богу за все и за все дела, ради которых всегда прославляется великое и трисвятое приснославимое имя! Слава Вышнему Богу, в Троице славимому, Который есть наше упование, свет и жизнь, в Которого мы веруем, в Которого мы крестились. Которым мы живем, движемся и существуем! Слава Показавшему нам жизнь мужа святого и старца духовного! Господь знает, как прославить славящих Его и благословить благословляющих Его, и всегда прославляет Своих угодников, славящих Его чистой, богоугодной и добродетельной жизнью.

Благодарим Бога за Его великую благость к нам, как сказал апостол: "Благодарение Богу за неизреченный дар Его! " . Ныне же мы должны особенно благодарить Бога за то, что Он даровал нам такового святого старца, я говорю о господине Преподобном Сергии, в нашей Русской земле и в нашей северной стране, в наши дни, в последние времена и годы. Гроб его находится у нас и перед нами, и, приходя к нему с верой, мы всегда получаем великое утешение нашим душам и большую пользу; воистину это великий дар, дарованный нам от Бога.

Я удивляюсь тому, что минуло столько лет, а Житие Сергия не написано. Я горько опечален тем, что с тех пор как умер этот святой старец, пречудный и совершенный, прошло уже двадцать шесть лет, и никто не дерзнул написать о нем – ни близкие ему люди, ни далекие, ни великие, ни простые: великие не хотели писать, а простые не смели. Через год или два после смерти старца я, окаянный и дерзкий, осмелился начать это дело. Вздохнув к Богу и попросив молитв старца, я начал подробно и понемногу описывать жизнь старца, говоря самому себе: "Я не возношусь ни перед кем, но пишу для себя, про запас, на память и для пользы". За двадцать лет у меня составились свитки, в которых для памяти были записаны некоторые сведения о жизни старца; часть записей была в свитках, часть в тетрадях, но не по порядку – начало в конце, а конец в начале.

Пустозерск – место пустынное, и тот рукав Печоры, что всегда прикасался к селению, высох, обмелел, только невозможно забыть, как однажды процвела эта пустыня, вспыхнула. На здешнем костре сожжены были: протопоп, поп, дьякон и инок. Старообрядчество благоговейно хранит предание о том, что именно последний в этой церковной иерархии первым взошел на небо. Из-за раскола 17 века птицу эту не найти в современных таблицах, но голос ее чист, и если слышишь его, сразу плачешь.

В течение пятнадцатилетнего заключения в пустозерской тюрьме протопоп Аввакум, поп Лазарь и дьякон Федор взволнованно переживают за судьбу страны, рассылают обличительные письма, воззвания, предупреждения и устрашения. Призывая на помощь св. Дионисия Ареопагита, они философствуют на богословские темы, обсуждают проблемы государства. Инока же Епифания предание изображает иноком, иным.

Он тихий, углубленный в себя человек, личность созерцательная. Изуродованной палачами рукой своей он описывает в заключении тюремном лишь покаянное житие свое. Он не вовлечен в заботы мира сего, он бежит от споров и людской молвы, но всякий раз, когда перед ним встает вопрос исповедничества, исповедует он веру христианскую мужественно.

Традиция собственноручного написания жития за долгие годы борьбы со старообрядчеством всячески осуждалась, называлась прельщением, но современные агиографы и историки древнерусской литературы сходятся в мнении, что такая необычная форма вызвана обстоятельствами конкретной ситуации и носит глубоко исповедальный характер. Известно, что столетием позже данную традицию пытался поддержать св. Паисий Величковский, назвав автобиографию свою «Саморучной повестью» .

В житии Епифания мы можем найти некоторые параллели с житием св. Максима Исповедника, и всё же подвиг инока Епифания неповторимый, единственный, потому что в житии своем он старался воспроизвести именно русскую святость, рождающуюся из безмолвного знания, тот тщательно хранимый на русском севере дух, потерю которого предвидел в появлении новых обрядов.

Чудный сей Епифаний родился в деревне. В каком году – неизвестно, из уст его самого следует, что как умерли родители его, оставил он деревню и удалился в некий город многолюдный и христианский. Прожил он в городе том семь лет, и пришел к Епифанию помысел – взыскать пути спасения. Желал он образ обрести – получить образование, и отправился к Спасу Всемилостивому во святую обитель Соловецкую. Была с Епифанием и благодать Христова: отцы приняли его с радостью, а ведь иным и отказывали.

Пробыл он в Соловецком монастыре на послушании семь лет, и все его за послушание любили, а после того святой архимандрит Илья с прочими отцами возложили на него и святой иноческий образ, стал Епифаний иноком в 1652 году. Год этот для истории русской непростой потому, что в том же году и Никон патриарх на престол патриарший взошел по попущению Божию. Только на Соловках говорили не взошел, а наскочил.

Еще пять лет пробыл здесь Епифаний уже на послушании иноческом, но жизнь в обители Соловецкой менялась, стали отцы тужить да плакать, ведь в Москве на Печатном дворе вводились новые порядки, правились старые книги. Менялись формы жизни и слова в молитвах, менялись облачения, обряды и устои. Переправленные книги быстро печатались и быстро распространялись, во множестве возникали и новейшие, наводящие панический страх, эсхатологические тексты. Царь Алексей Михайлович все время на войне, то с Польшей, то со Швецией. Украина воссоединилась с Русским государством – и все это за пять лет его в иноках…

От той тоски и печали, по совету и по благословению старца келейного и отца духовного, взяв книги и небольшие плотницкие инструменты, необходимые для пустынного жития, вышел Епифаний из обители. И благословил его старец «образом Пречистыя Богородицы со младенцем Исус Христом, медяным вольяшным» , то есть медным чеканным маленьким образком. Он ушел от святого монастыря Соловецкого «милости у Христа просити себе и людем» в дальнюю пустыню на Суну-реку, на Онегу озеро.

Здесь он встретил старца, именем Кирилла, жившего чудно и славно, в молитве, псалмопении и посте. Была у Кирилла и мельница. Епифаний подрабатывал на этой мельнице, а старче Кирило обучал его бесов изгонять. Когда Епифаний изнемогал от борьбы, тогда от образа медного чеканного являлась ему Богородица Пресвятая и помогала ему чудесно.

Свою келейцу малую Епифаний поставил в пятистах метрах от Кирилловой безмолвия и уединения ради. Маленький пятистеночек срубил, поменьше закуток – белый, для правила, книг и «образа медяного вольяшного Пресвятыя Богородицы со Исус Христом» , а чуть побольше закуток – для отдыха и рукоделия. Резал Епифаний кресты – и большие, такие только на телеге увезешь, и малюсенькие, нательные детские. Был он мастером известным на всю округу.

Обладал он и дарами преестественными, смиренномудрием, говорил, что «грамотике и философии не учился, и не желаю сего, и не ищу, но сего ищу, како бы ми Христа милостива сотворити себе и людем, и Богородицу, и святых Его» . Текстов Епифания осталось мало, но эти немногочисленные страницы полны самой тонкой рассудительности. Любил Епифаний пустынное житие свое и воспевал его.

Кто бы мне поставил прекрасную пустыню
Кто бы мне поставил на нежительном, тихом месте,
Чтобы мне не слышать человеческого гласа,
Дабы мне не зрети суету-прелесть света сего.
Начал бы громко плакать грехов своих тяжких ради
Кому повем грехи своя, кому объявлю беззакония?
Токмо Тебе, Владыка мой, Ты буди мне избавитель
Подаждь, Христе Боже, злым грехом моим всем простыню.

Семь лет прожил Епифаний со старцем Кириллом на Суне-реке и перешел к иноку Корнилию на реку Водлу. С Водлы оба инока перешли на Кяткозеро, здесь Епифаний прожил около двух лет.

Основным делом, основным стремлением Епифания было постижение молитвы Иисусовой. Желал он делание сердечное постичь во всей полноте, завещанной святыми Отцами. Старообрядческая традиция сохранила предание о том, что в одну из ночей, когда инок, утомленный правилом и потерявший уже всякую надежду, прилег на лежанку и забылся тонким сном, вдруг услышал он как «молитва Исусова творится светло, красно и чудно» . Он проснулся, а ум его яко лебедь доброгласный вопиет ко Господу.

Однажды явился ему архимандрит Соловецкий Илья. Он Епифания и в монахи постригал, а теперь велел написать книги на обличение царю и на обращение его к вере Христианской, святой, старой. И написал Епифаний книги ко спасению цареву и всего мира, и, несмотря на тишину любимую, в столицу книги свои понес. Книги до нас не дошли, но известно, что они были, и что именно за «книги» кроткого инока посадили в Москве в темницу, а потом…

При участии русских и греческих иерархов в Москве в 1667 году большим церковным собором были прокляты и осуждены как еретики пятеро старообрядцев – протопоп Аввакум, поп Никифор, поп Лазарь, дьякон Федор и инок наш Епифаний. На Болотной площади прилюдно урезали бедному Епифанию язык, и на подводах повезли его и остальных узников в Пустозерск – далекий северный острог на Печере. Из сохранившихся собственноручных записей инока известно, что когда палач резал ему язык, «яко лютая змея укусила, и всю утробу мою защемило, и до Вологды тогда у мене от тоя болезни кровь шла задним проходом».

Когда язык его отрос чудесным образом, стал Епифаний по-прежнему молиться Богу внятно, кресты по-прежнему вырезывать стал. Но палачи явились в Пустозерск и второй раз язык ему, многострадальному, урезали.

«Потом приступиша ко мне, грешному, палач с ножем и с клещами, хощет гортань мою отворяти и язык мой резати. Аз же, грешный, тогда воздохнул из глубины сердца моего, умиленно зря на небо, рекох сице: «Господи, помози ми». О дивнаго и скораго услышания света нашего, Христа-Бога! Наиде на мя тогда яко сон, и не слыхал, как палач язык мой вырезал».

Но злым тем людям этого было мало, решили они еще четыре пальца Епифанию отрубить и отрубили. Положил Епифаний четыре пальца в карман и пошел в яму тюремную молиться, чтобы Бог забрал скорей его к себе. Все уже, нет больше сил человеческих. Вся яма в крови, охранники даже сена подкинули на кровь, чтоб не так страшно было.

То на спину Епифаний ляжет, то на живот – боль невыносимая. Кое-как на лавку взобрался, руку на землю положил, авось кровь вся вытечет, да и он отмучается. Пять дней кровь сочилась, а как подсыхать рана стала, сжалился над ним охранник один, смазал рану смолой еловой, а сам со слезами вышел, видя инока тоскующего так горько.

Епифаний целую неделю весь в поту, весь горит от внутреннего жара, то Бога возблагодарит за то, что отлученного его удостоил кровью из урезанного языка причаститься, то архимандрита Илью припомнит – зачем же ты святой отец наш архимандрит Илья на Москву меня послал, в Москве-то я не пригодился…

Не находил никак Епифаний мира внутреннего и тосковал много, валяясь на земле, а день на седьмой – всполз на лавку, лег на спину, руку бедную свою положил на сердце и нашел на него как бы сон.

«И слышу – Богородица руками своими больную мою руку осязает, и преста рука моя болети. И от сердца моего отиде тоска, и радость на мя наиде. А Пречистая руками своими над моею рукою яко играет, и, мнит ми ся, кабы Богородица к руке моей и персты приложила, и велика радость наиде на мя тогда».

Проснулся от сна того Епифаний, руку свою потрогал, пальцев нет, а рука не болит и сердце радуется. И вернулся к Епифанию мир Христов. Несмотря на увечье, продолжал он и писать, и кресты вырезывать.

Чудное смирение таят в себе его записки:

«Аз, многогрешный, воздохну из глубины сердца моего, и слезишка иногда из глазишек появятся, и со слезами теми погляжу умиленно на крест и на образ Христов, и стану молиться Господу».

Молился он и вслух, на правиле, третьим своим языком, чудесно отросшим, молился он и таинственно, непрестанно в середине сердца своего.

В 1675 году в Боровской тюрьме замучена голодной смертью инокиня в миру боярыня Феодора Прокопьевна Морозова, а с нею и сестры ее духовные Евдокея Прокопьевна Урусова и Марья Герасимовна Данилова. В 1676 году после долгого сопротивления, длившегося несколько лет, царскими войсками был взят и залит кровью Соловецкий монастырь. Через неделю после падения монастыря умер царь Алексей Михайлович и воцарился Федор Алексеевич. Близился конец и пустозерским мукам. Никифор уже умер, а Епифаний и трое его соузников окончили страдания свои на костре в 1682 году. Через две недели после сожжения исповедников старой веры умер и царь Федор Алексеевич.

Когда Аввакума, Лазаря, Федора и Епифания вели к новому срубу, предназначенному для сожжения, протопоп Аввакум, по иерархии самый старший, подбадривал товарищей, говоря, что мучения от столь мощного огня будут легкими и скорыми, и терпеть уже осталось совсем недолго. По сохранившемуся преданию, когда угли погасли и стали разбирать головни, были найдены останки только трех тел, тела Епифания найдено не было, по свидетельству очевидцев он был вознесен в пламени огня.

В последующие века постановления собора 1666-1667 годов соблюдались с разной степенью неукоснительности, отменены они были лишь решением священного Синода в 1929 году, далее – решением поместного собора Русской православной церкви в 1971 году. В новейшее время справедливость, казалось бы, восторжествовала окончательно в словах Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, когда в одной из речей своих по данному вопросу он сказал, что к старообрядчеству относиться следует как к «сугубой святыне». Казалось бы, потому что вопрос раскола до сих пор не решен. Я сотрудничал недавно с двумя маленькими православными журналами, но ни в одном из них тексты про Епифания настоятели печатать не благословляют.

Дивный сей Епифаний житием своим попадает прямо в сердце наше, потому что совместил он в жизни своей кротость с мужеством. Не доблесть и не дерзновение совместил он с мужеством, а именно тишь Христову. Инок Епифаний – дарователь слез, он дарует слезы просящим, и речь здесь не о всех, а о тех только, кто взыскует их и знает, что жизнь человеческая без слез не состоятельна.

В пустыне пригодятся стихи его, те слова его, где приводится традиционный обряд и правило молитв для вырезывания деревянных крестов, те слова его, где Епифаний повествует о чуде от иконы Богоматери, продолжая важную для древнерусской словесности традицию. Слова о правиле молитв, завещанном святым отцом Зосимой, основателем Соловецким, благоговейно, сугубо хранимом во времена возникновения раскола по кельям, правиле молитв к Матери Божией, Пресвятой Богородице, таинственной Покровительнице русского монашества…

19. О СЛУГАХ ЕПИФАНИЯ.

И вот как только все уселись вокруг него, блаженный Андрей посмотрел духовным оком своего разума на поступки каждого из них, и какой грех кто из них совершил, и, желая вразумить их, принялся говорить аллегориями, излагая некую притчу. И одни, внимая словам святого, раскаивались, покрываясь краской стыда, другие чувствовали головокружение и трепет, а третьи со стыдом убегали. Ведь простая речь праведника решительно изобличала прегрешения их всех, раскрывая, почему, каким образом и где они были совершены. Но ведь еще удивительнее то, что каждый из них воспринимал сказанное на своем собственном языке; и каждый заключал:"Обо мне говорит этот человек". И, впадая в страх и трепет из?за того, что в притчах он порицал их грехи, они приходили к раскаянию. А гнусный демон, глядя на то, как рабы Епифания исправляются, привел с собою множество нечистых духов, и, усевшись во дворе перед домом, они принялись хохотать. Блаженный же догадался и усмехнулся, услышав это. Тогда Епифаний и те, которые были с ним, заметили усмешку праведника и, посчитав ее странной, захотели узнать, почему он так ведет себя: они ведь не слышали голосов злых демонов, ибо не имели такой проницательности. Понимая это, праведник, бросив взор направо, сказал с какой?то властностью:"Подними завесу с сердец тех, кто находится здесь!"С этими его словами отверзлись духовные уши их, и услыхали они, о чем говорили демоны. И стали они спрашивать Епифания:"Господин, кто эти распутные женщины, которые, стоя за воротами, соревнуются в бесстыдстве?"А он им отвечает:"Это демоны радостно скачут, оттого что мы грешны". И, услышав это, они стали ругать самих себя. Вдруг, неожиданно встав и поклонившись в ноги достойному Епифанию, они отправились каждый к своему ложу. Но, уходя, один говорил другому:"Заметил ли ты одну странную вещь: как этот бедный человек рассказал мне о моих грехах?"А другой говорил:"Поверьте, братья, он и мне все тайны сердца моего раскрыл!"И одни говорили, что он святой, другие же - что он предсказатель и по расположению знаков Зодиака возвещает то, что может случиться, третьи возражали:"Он открыл нам все с помощью демонической силы".

Наконец, когда все уснули, Епифаний, покинув, по своему обычаю, ложе, лег на полу; святой же, сделав вид, будто уснул на ложе Епифания, сам оставил его, вышел во двор и лег в навозную кучу на весь остаток ночи.

С наступлением же утра он вышел в сопровождении Епифания на свою духовную борьбу. Тогда Епифаний, призвав к себе того мальчика, с которым святой говорил на сирийском языке, стал выведывать у него, как это таинство было сотворено в нем. Мальчик же, относившийся к нему с большим доверием, изложил без утайки все, что с ним случилось."Господин мой, - говорил он, - когда я вошел в твою комнату, то внезапно потерял дар речи, ибо увидел, как лицо того святого сияло ярче солнца. Пораженный, услышал я голос (откуда - не знаю), говоривший мне:"Взгляни, и ты поймешь, сколь великим сделала его глупость ради Господа". Тогда я стал смотреть: и вот, от луча, бывшего на праведнике, отделилась какая?то часть и приблизилась к моему лицу, и тотчас я начал производить его движения - сколь долго, ты видел. Затем у меня отняли это, и я стал, каким был раньше, то есть приверженным к обычным мирским вещам. Так вот, господин, отныне будь сам попечителем моего спасения, ведя меня по тропе велений Божьих". Услышав это, Епифаний изумился в душе и почувствовал головокружение. Со слезами обняв мальчика, он поцеловал его глаза, ставшие свидетелями таких таинств, и промолвил:"Вседержитель Господь, показавший тебе дивные таинства свои, может спасти и душу твою, возлюбленный мой брат, и я с этого дня буду распоряжаться твоими Делами, считая тебя своим близким другом и духовным братом". Вот почему с тех пор полюбил Епифаний мальчика, став для него помощником во всем, что угодно Создателю.

А блаженный Андрей, после того как удалился из дома Епифания, вел борьбу в скрытых местах и закоулках города, где никто его не знал, пронизываемый невыносимым холодом и скованный стужей, ненавидимый всеми, так что даже городские дети избивали, волокли, жестоко колотили его и, накинув на шею веревку, тащили! его прилюдно, а затем, сделав из угля чернила, мазали его лицо., Терзаемый таким образом, перебрался он к Артополиям, чтобы восстановить силы: ведь от чрезмерного поста истощилось тело его. Некоторые из христолюбивых людей, заметивших, как он измучен, давали ему мелкие монеты, и, так как долгое время они не видели его, говорили:"Где ты был до сих пор, недоумок, и где провел столько дней?"А он им отвечал:"Или вы не знаете, болваны, что, находясь с дураками, я боролся как дурак? Да вы ведь и сами дуралеи!"; Они же поднимали его на смех, не понимая сказанного, ибо дураками он называл пагубных демонов, с которыми он всякий раз вел борьбу, сражаясь за Царство Небесное. И одни давали ему мелкие монеты, другие - бобов, третьи - хлеба, четвертые - сыра или фруктов, каждый из того, что купил. А он, зайдя в таверну, делил; все это с такими же, как и он, бедняками. И часто кое?кто из сострадательных людей, жалея его и сочувствуя ему, отдавал плащ; но другие бедняки, живущие как бессовестные разбойники, нападали на! него ночью и, раздев, грабили и убегали, оставляя его нагим: это те, которых горожане обычно называют мальчиками архиепископа.

И вот однажды, когда он опять справлял нужду позади таверны на глазах у прохожих, какой?то юнец, увидав, как он сидит не краснея, сообщил хозяину таверны, а тот, выбежав и увидав святого, достал палку и избил его, как только мог. А другой проходивший мимо наглец, отличавшийся диким нравом, как увидел, что святого бьют, схватил палку и, подстрекаемый дьяволом, стукнул его этой палкой изо всех сил, так что удар далеко был слышен. А святой, посмотрев на того, кто ударил его, горько застонал, но, поднявшись и подойдя к нему поближе, стал целовать его ноги, молясь за него. Некоторые, глядя на это, говорили:"Посмотрите, как этот сумасшедший, подобно псу, тупо целует ноги того, кто его побил"; А блаженный Андрей, приняв невыносимые удары, удалился оттуда и, зайдя в один из углов портика, уснул, охваченный коротким сном. А проходившие мимо люди, глядя на него, говорили:"Это он страдает из?за женской ворожбы", а другие - "из?за эпилепсии". А Бог, Который ведает тайное и провидит издалека высокое, знал и о службе раба Своего, и по какой причине он творил такое.

Из книги Жития Святых - месяц май автора Ростовский Димитрий

Из книги Движимые вечностью автора Бивер Джон

Почитать, принимать или заботиться о Божьих слугах Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду

Из книги Новый эклогион автора Святогорец Никодим

Житие и подвиги иже во святых отца нашего Епифания, архиепископа Констанции Кипрской, просиявшего в V веке Святой авва Епифаний был родом из селения Висандуки, расположенного в трех милях от Елевферополя в Финикийской области. Его отец занимался земледелием, а мать -

Из книги Житие Андрея Юродивого автора Автор неизвестен

8. О ПРЕДВИДЕНИИ ЕПИФАНИЯ. И вот он снова, как и раньше, явился к Артополиям и встретил трех белокурых юношей, прекрасных душою и телом, ибо отроки были благодетельны, и самый видный из них направлял их ко всему, что Богу угодно. А как встретили они святого, то разгадал тот,

Из книги Святость и святые в русской духовной культуре. Том II. Три века христианства на Руси (XII–XIV вв.) автора Топоров Владимир Николаевич

18. Пока они говорили об этом, один из слуг Епифания... Пока они говорили об этом, один из слуг Епифания, которому отец его поручил покупать еду, наблюдая за святым, понял смысл его служения и, сев в ногах у него, стал со слезами умолять святого, чтобы тот заступился за него пред

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

33. Один юноша был близким другом того Епифания... Один юноша был близким другом того Епифания, о котором мы ранее упоминали. Епифаний же наставлял его при помощи Священного Писания, желая укрепить его в страхе Божьем. Тот, однако, сблизился с ним не для того, чтобы

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

34. А другой отрок по имени Иоанн был приятелем Епифания... А другой отрок по имени Иоанн был приятелем Епифания поскольку они вместе воспитывались. Поэтому Иоанн любил Епифания как своего соученика, однако вовсе не подражал его добродетели. И вот однажды, когда оба они

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

3. ВЫБОР ЕПИФАНИЯ Этой теме посвящена начальная часть «Жития» Сергия, которую сам Епифаний называет в конце ее предисловием (Да зде убо окончавше предисловие […]). При всем сознании своего несоответствия высокой задаче, которая все настоятельнее возникает перед будущим

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Житие святого отца нашего Епифания, архиепископа Кипрского Родиной святого Епифания, Еврея по происхождению, была Финикия : на берегу реки Елевферы, текущей с Ливанских гор в Финикийское море , в трех поприщах от горда Никеи, находилось селение Висандук; здесь и

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том I автора Автор неизвестен

Епифания (Epiphany). Греч, слово epiphaneia означает "раск-рытие" или "обнаружение". В истории христианской Церкви это понятие использовалось при описании различных событий, когда воплотившийся Господь Иисус Христос отк-рывался различным людям после своего рождения, при посещении

Из книги Странствие Кукши. За тридевять морей автора Вронский Юрий Петрович

О слугах и господах 5 Рабы, со страхом и трепетом повинуйтесь господам, которым вы здесь, на земле, подвластны; от всего сердца повинуйтесь им, как Самому Христу, 6 не с показным усердием, не заискивая перед ними, - как рабы Христа от души исполняйте волю Божью, 7 служа

Из книги автора

Притча о верных слугах (Мат. 24:43–51; 25:1-13; Мк. 13:33–37)35 - Будьте всегда наготове: одежды подпоясаны, а светильники горящие, 36 как у тех рабов, что ждут возвращения своего хозяина со свадебного пира. Когда хозяин придёт и постучит, они смогут сразу открыть ему. 37 Благословенны те

Из книги автора

Притча о верных слугах (Мат. 25:1-13; Мат. 24:43–51; Мк. 13:33–37)35 Будьте всегда наготове: одежды подпоясаны, а светильники горящие, 36 как у тех слуг, что ждут возвращения своего хозяина со свадебного пира. Когда хозяин придет и постучит, они смогут сразу открыть ему. 37 Блаженны те

Из книги автора

Из книги автора

Глава двадцать четвертая СООБЩЕНИЕ ЕПИФАНИЯ Патрокл нашел во Дворце Кукшу и сообщил ему, что Епифаний ищет его, чтобы поговорить о важном деле. Но Кукша боится встречи с Епифанием – как он посмотрит в глаза своему благодетелю, ведь он задумал бежать, и это после того, как

Епифаний родился в Финикии (конец 4 века), на берегу Средиземного моря, в семье бедного еврея-земледельца. Воспитанный в ветхом иудейском законе, он твердо веровал в Единого Истинного Бога, от природы же был добрым и честным. Но, не зная о Христе, Епифаний не мог быть причастником Небесного Царства. Тогда милостивый Господь послал к нему святого Лукиана, который благовествовал Епифанию о пришествии на землю Спасителя, Господа Иисуса Христа. Епифаний очень обрадовался и тоже захотел стать христианином. Лукиан разъяснил ему истины веры, и через несколько дней Епифаний крестился, а затем постригся в монахи.

Он вел строгую подвижническую жизнь, воздерживаясь от всякого излишества, и непрестанно молился. При этом он был смирен, и Господь наделил его великими дарованиями. Однажды в монастырь, где жил Епифаний, пришли умиравшие от жажды путники, а воды в это время в обители не было. У путников же было с собою вино. Епифаний, прикоснувшись к сосуду, помолился, и вино превратилось в воду. После этого все стали особенно уважать Епифания, а он, не желая славы от людей, тайно ушел из обители и стал жить в пустыне. Постепенно около него собралось до 50 человек иноков, и образовался новый монастырь.

Епифаний совершил очень много чудес. Он молитвой извел из земли источник воды и устроил при нем огород. Когда же дикие звери стали поедать овощи на огороде, он запретил им, и звери его послушались. По просьбе окрестных жителей Епифаний умертвил страшного льва-людоеда. Лишь только лев взглянул на святого, как тотчас издох. Не раз Епифаний молитвой изгонял бесов и воскрешал мертвых. Слово его было так сильно, что многих заблуждающихся он обратил от неверия к истинной христианской вере.

Наконец Бог призвал преподобного на святительское служение. Епифаний надеялся всю жизнь пробыть простым иноком, но Господь открыл некоторым святым, что Ему угодно сделать Епифания епископом Кипрским. Тут уже он не мог спорить и со смирением принял волю Божию.

Однажды во время трапезы, на которой присутствовали все клирики, в окно влетел ворон и стал каркать. Тогда некий недостойный диакон Карин, не любивший святителя Епифания, желая посмеяться над ним, прервал боговдохновенную беседу святого и сказал: «Если ты премудр, то скажи мне, о чем каркает этот ворон. И если скажешь, то обладай всем моим имением».

На это Епифаний ответил: «Знаю, что говорит ворон: он говорит, что отныне ты не будешь диаконствовать». И тотчас на Карина напал ужас и какая-то болезнь, и на следующий день он умер.

Как-то раз двое жуликов решили посмеяться над святым таким образом. Увидев его, идущего по дороге, один из них притворился мертвым, а другой стал просить Епифания: «Отче, пожалей усопшего и покрой какой-нибудь одеждой его нагое тело».

Святитель помолился, снял с себя плащ и, покрыв им мертвеца, пошел своей дорогой. Тогда живой жулик сказал своему товарищу: «Вставай, приятель». Но оказалось, что тот действительно умер. Так Бог наказал его за ложь и кощунство.

Незадолго до кончины святителя его вызвала в Константинополь царица Евдоксия. Она очень не любила святителя Иоанна Златоуста, бывшего тогда патриархом, и хотела обманом заставить прославленного чудотворца Епифания осудить этого великого угодника Божия. Но, поговорив с царицей, Епифаний понял, что она клевещет на святого, и не стал осуждать его. Иоанн же, не зная об этом, думал, что Епифаний все еще находится в заблуждении, и написал ему: «Брат Епифаний, я слышал, что ты дал совет на мое изгнание; знай же, что ты более не увидишь своего престола».

Святой Епифаний на это ответил: «Страстотерпче Иоанне, будучи обидим, побеждай, но и ты не доедешь до того места, в которое тебя изгонят».

И сбылось пророчество обоих. Святитель Иоанн Златоуст преставился по дороге в ссылку, а святитель Епифаний Кипрский скончался на корабле, во время плавания из Константинополя на Кипр. Мощи святого погребли в церкви, и у гроба его многие больные получили исцеление, так что все видевшие эти чудеса прославили Единого в Троице Бога, дивного во святых. Аминь.



Loading...Loading...