Значение волго-балтийского водного пути. Волго-балтийский водный путь канал Волго балтийский водный путь карта

Продолжим наше виртуальное путешествие по водным путям, рекам, каналам и озерам. Про Каму я уже рассказал, Дон и Волго-Донской канал показывал, путь из Москвы в Астрахань по Волге приводил. Теперь пойдем на север, по Шексне, Волго-Балтийскому каналу до Онежского озера.

1. Несмотря на свою площадь Рыбинское водохранилище достаточно мелкое. Для движения судов проложены судовые ходы (№63,64,65), пересекающие акваторию водохранилища с юга на север. Про путь до Рыбинска я уже писал, сейчас "плывем" на Череповец (правда на фото вид в обратную сторону, от него на Рыбинск ).

2. Индустриальный вид Череповца с водохранилища. В городе много заводов, но главенствующую роль играет "Северсталь", трубы которой видны часа за два до подхода к городу.

3. По левому борту остается завод "Аммофос", куда из реки Шексны (хотя здесь еще идет подпор водохранилища) идет подходной судоходный канал. Подробнее об этом можно узнать .

4. Труба ТЭЦ ЭВС-2 на территории "Северстали" высотой около 240 метров.

5. Пристань в Череповце. Прогулочный "северсталевский" "Метеор". Скоростное пассажирское сообщение прекратилось в середине 90-х годов. Раньше рейсы были и в Рыбинск и до Вытегры (Онежское озеро), по всему Волго-Балтийскому каналу.

6. Октябрьский мост автомобильный вантовый мост через Шексну. Открыт в 1979 году и являлся первым вантовым мостом, построенным на территории России. Длина моста — 781 м, высота — 83 м.

7. Шексна — река в Вологодской области России, левый приток Волги. Длина 139 км. Берёт начало из Белого озера, впадает в Рыбинское водохранилище. В настоящее время в качестве реки сохранилась только на небольшом отрезке от посёлка Шексна до города Череповца, поскольку верхнее течение реки затоплено Шекснинским водохранилищем, а нижнее Рыбинским водохранилищем.

8. Рассвет на Шексной. Еще немного рассветных фотографий .

9. Железнодорожный мост через Шексну, на направлении Вологда-Череповец.

10. Двухниточные шлюзы Волго-Балтийского канала (№7-8) в городе Шексна на одноименной реке, поднимающие суда на 13 метров над уровнем Рыбинского водохранилища. Вторая нитка шлюзов (№8) введена в строй в 1990 году.

12. Шекснинская ГЭС на реке Шексне в Вологодской области, у посёлка Шексна. Входит в состав Волго-Балтийского канала.Строительство ГЭС началось в 1958, закончилось в 1966 (строительство второй очереди происходило в 1973—1975). ГЭС построена по русловой схеме.

13. Шексна — посёлок городского типа. Население около 20 тысяч человек. Получила своё нынешнее название в 1954 году, когда в связи с развитием промышленного строительства село Никольское было переименовано в рабочий посёлок. Крупный лесопорт.

14. Пристань Ирма на Шексне, одна из "зеленых" стоянок в круизах на Северо-Запад.

15. Автодорожный мост у поселка Иванов Бор. Строительство началось еще в 90-х годах, затем прекратилось и возобновилось с 2000 года. Длина моста: подходные пути с левого и правого берега по 90 метров и основной пролет над рекой в 147 метров.

16. Новая стоянка на Шексне - Кузино, расположена немного ниже моста. Необходимость в строительстве возникла из-за перегруженности судами стоянки в Горицах. Отсюда туристов будут также возить в Кирилло-Белозерский монастырь.

17. Берега Шексны.

18. Баржа под погрузкой на Шексне.

19. Горицкий Воскресенский монастырь — женский православный монастырь в селе Горицы Вологодской области, на берегу реки Шексны. С находящейся здесь пристани туристов везут в два места: Кирилло-Белозерский монастырь и в Ферапонтов монастырь.

20. Остановка транспорта.

21. Кири́лло-Белозе́рский монастырь — мужской православный монастырь на берегу Сиверского озера, в черте современного города Кириллов Вологодской области. Основан в 1397 году.

22. Ферапо́нтов монастыря — памятник истории и культуры федерального значения в Вологодской области. Знаметнит располагающимися фресками Дионисия (1502 год). ЮНЕСКО внесла монастырь в список Всемирного наследия.

23. Снова возвращаемся на реку. Основной груз везущися отсюда в европейские страны - древесина.

24. Паромная переправа через Шексну у Белого озера в Крохино.

25. Церковь Рождества Христова в Крохино, у начала Шексны в Белом озере, постройки 1780 года. Затоплена при создании Волго-Балтийского водного пути. Не восстанавливается. За последние десять лет сильно разрушилась, еще немного и рухнет в воду полностью.

24. Белое озеро, чайки и грязь на объективе. Белое озеро расположено на западе Вологодской области России, имеет округлую форму. На юго-западном берегу расположен город Белозерск.

25. Белое озеро и начало реки Ковжи, по которой дальше проходит трасса водного пути.

26. Вид с Ковжи на Белое озеро.

27. Ковжа вытекает из озера Ковжское в северо-западной части Вологодской области. Течёт в естественном русле лишь первые 10 километров.

28. В районе деревни Александровское Ковжа соединяется с Волго-Балтийским каналом, участок Волго-Балтийского водного пути между Александровским и озером Белым проходит по зарегулированному и искусственно углублённому руслу Ковжи.

29. Ночное расхождение пассажирских судов.

31. Начало Волго-Балтийского канала. Вид на шлюз №6 с Ковжи.

32. Самый глубокий шлюз Волго-Балта - №6 (Пахомовский гидроузел).

33. Новинкинский гидроузел - каскад шлюзов №5, 4, 3.

36. Белоусовское водохранилище между шлюзами №3 и 2.

37. Шлюз №2 (Белоусовский гидроузел).

38. Подходим к Вытегре. Вид на Сретенскую церковь с Вытегорского водохранилища.

39. Причал. Справа, на берегу водохранилища расположен музей "Подводная лодка Б-440".

40. Шлюз №1 Волго-Балтийского канала в Вытегре.

41. Вытегра — город (с 1773) в Вологодской области. Население около 11 тысяч человек. Лесопорт в городе Вытегра на одноименной реке.

42. Вытегра — река в Вологодской области, часть Волго-Балтийского водного пути. Вытекает из Маткозера, впадает в Онежское озеро. Длина реки — 64 км.

43. Вот так мы добрались и до Онежского озера. Онежское озеро расположено на северо-западе Европейской части Российской Федерации, на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей. Второе по величине озеро в Европе. Длина с юга на север — 245 км, наибольшая ширина — 91,6 км. Средняя глубина — 30 м, а максимальная — 127 м. На берегах Онежского озера расположены города Петрозаводск, Кондопога и Медвежьегорск.

44. В Онежское озеро впадают около 50 рек, а вытекает только одна — Свирь. Путешествию по ней, Ладожскому озеру и Неве до Санкт-Петербурга будет следующий рассказ.

Волго-Балтийским водным путем названа грандиозная транспортная система водных трасс, протянувшаяся на 1100 км в северо-западной части России и соединившая между собой Балтийское море и р. Волгу. Он является сложным звеном единой глубоководной системы сообщения всей европейской части Российской Федерации, которая объединяет транспортные , выходящие к Белому, Балтийскому, Черному, Каспийскому, Азовскому морям.

(ВБВП) проходит через:

  • Рыбинское водохранилище;
  • озера: Белое, Онежское, Ладожское;
  • реки: Шексна, Ковжа, Вытегра, Нева, Свирь;
  • каналы: Мариинский, Онежский, Волго-Балтийский (Волго-Балт).

Разводной понтонный автомобильный мост через Волго-Балтийский канал в селе Анненский мост

ВБВП имеет минимальную ширину 50-70м при глубине 4 м и позволяет прохождение судов, грузоподъемность которых достигает 5000 тонн. Большинство из них являются самоходными грузовыми судами, перевозящими грузы без перевалки. Важнейшими грузами, транспортируемыми этим водным путем, являются:

  • железорудный концентрат – через Кандалакшу с Кольского полуострова до Череповецкого меткомбината;
  • череповецкие черные металлы, донбасский и кузбасский уголь, калийные соли из Соликамска, серный колчедан с Урала – для обеспечения северо-западных районов и на экспорт;
  • хибинские апатиты и апатитовый концентрат, карельские граниты и диабаз, зерновые — в разные районы страны;
  • лес, пиломатериалы из Вологодской, Архангельской – в Санкт-Петербург, южные регионы страны и на экспорт;
  • баскунчакская соль – в Мурманск;
  • нефть и продукты ее переработки – в северо-западные регионы, Прибалтику, на экспорт;
  • грузы импортного производства – из Санкт-Петербурга в разные регионы России.

Пассажирские маршруты соединяют Санкт-Петербург с Москвой, Ростовом-на-Дону, Пермью, Астраханью, а большинство речных круизов до «северной столицы» также проходят по этому пути.

Волго-Балтийский канал
Переправа Анненский мост

История водного пути своими корнями уходит в создание Мариинской водной системы , сооруженной еще в XIX веке. После ее капитальной реконструкции в 60-х годах прошлого столетия она была названа Волго-Балтийским водным путем.

С XVIII века для России выход к Балтийскому морю являлся стратегической целью. Этому способствовало и возрастание значения новой столицы — Петербурга, которое требовало установления удобного транспортного сообщения, в том числе и водного, со всеми внутренними регионами государства.

Для решения этих задач были созданы и открыты водные системы:

  • в 1709 г. – Вышневолоцкая;
  • в 1811 г. – Тихвинская;
  • в 1810 г. – Мариинская.

Последняя система, начинаясь около Рыбинска, проходила далее по рекам, озерам, искусственному Мариинскому каналу. В нее входили и обводные каналы, созданные для обеспечения безопасности плавания небольших судов, курсирующих по Ладожскому, Белому, Онежскому озерам:

  • Онежский;
  • Новоладожский;
  • Белозерский.

Экономическое значение Мариинской системы для того времени трудно переоценить. На тот момент это было выдающееся гидротехническое сооружение, однако и оно вскоре перестало удовлетворять возрастающие транспортные потребности страны, что и повлекло необходимость поиска новых современных решений.

Введение

Волго-Балтийский водный путь

Значение Волго-Балтийского водного пути

Заключение

Список использованной литературы

Издревле реки были на русской земле самыми удобными и недорогими путями сообщения. Именно поэтому все крупные города на Руси обязательно основывались на берегах рек. Имена всех русских столиц - Киева, Владимира, Санкт-Петербурга, Москвы - неразрывно связаны с названиями рек - Днепра, Клязьмы, Невы, Москва-реки.

Значение речного транспорта в России было столь велико, что 205 лет назад для поддержания его устойчивой работы и планомерного развития императором Павлом I был учрежден "Департамент для произведения и правления всех дел по водяным коммуникациям". Это была первая в истории России централизованная государственная служба путевого хозяйства и гидросооружений.

Однако, особенно бурно российские внутренние водные пути усовершенствовались в пору развитого социализма: в 30-70 годы прошлого столетия. Именно тогда были созданы уникальные межбассейновые соединения (Волго-Балтийский, Беломоро-Балтийский, Волго-Донской каналы, Канал имени Москвы) и цепи водохранилищ. Благодаря этим гидротехническим объектам удалось соединить в единую судоходную систему все сколько-нибудь крупные реки европейской части России.

Не только Москва, но и десятки других российских городов получили право именовать себя "портами пяти морей", поскольку появилась возможность дешевой и беспрепятственной доставки грузов и пассажиров по рекам до Балтийского, Белого, Черного, Азовского, Каспийского морей или между ними. В те же годы значительно были улучшены судоходные условия на реках Сибири и Дальнего Востока. Россия по праву имела статус великой речной державы, поскольку столь обширной системой внутренних водных путей не обладала ни одна другая страна. Но этот статус Россией ныне безоговорочно утрачен.

Речное судоходство в России приходит в упадок. За минувшее десятилетие в России из разряда судоходных выведены тысячи километров речных путей. Практически полностью потеряла судоходность Клязьма. Такая же участь грозит постигнуть Волго-Балтийский канал. Волго-Балтийский канал – это система высоконапорных шлюзов, объединенных в канал. Он представляет собой единую глубоководную систему, соединившую пять морей. По протяженности своей протяженности (361 км) Волго-Балтийский превосходит Панамский канал в четыре с половиной раза, а Суэцкий – в два. Находится данное сооружение в федеральной собственности.

В последнее время произошло резкое ухудшение проходимости судов по каналу. Продолжительность кругового рейса от Ярославля до морского порта Санкт-Петербург увеличилась с 12 до 18 дней. Состояние канала особенно резко ухудшилось за пять последних лет. Если раньше глубина канала гарантированно составляла 4 м, то сейчас она едва дотягивает до 3 м 60 см. Поэтому приходится не полностью нагружать суда. Чем меньше глубина, тем меньше возможность заполнить трюмы грузом. Из-за этого же замедляется и скорость движения. Проявляя осторожность, суда движутся по каналу медленнее обычного. Около шлюзов скапливаются очереди судов. Каждое судно на остановках теряет не менее суток. Каждые 10 см глубины – это 200 т груза.

Уменьшается объем перевозимых грузов - уменьшается и прибыль судовладельцев. Отсутствие прибыли приводит к закрытию бизнеса. Сейчас состояние канала можно назвать катастрофическим: берега местами оползают, это не позволяет выдерживать габариты судового хода. По словам местных властей и экспертов, на поддержание канала в рабочем состоянии в год требуется порядка 300 миллионов рублей, а те суммы, которые выделяются федеральным центом в десятки раз меньше.

Недостаток финансирования, направляемого на поддержку этого сооружения угрожает тем, что с лица России может быть сметена Вологодская область.

Волго-Балтийский Водный Путь - (б. Мариинская водная система) - в Российской Федерации. Соединяет Волгу с Балтийским м., а через Беломорско-Балтийскийканал с Белым м. Проходит через Рыбинское вдхр. до г. Череповец, р.Шексна, Белозерский канал, р. Ковжа, Мариинский канал, р. Вытегра, Онежский канал, р. Свирь, Ладожское оз. и р. Нева. Мариинская водная система сооружена в нач. 19 в.; с 1964, после коренной реконструкции, -Волго-Балтийский водный путь. Длина ок. 1100 км, глубина не менее 4 м.Суда до 5000 т.

Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина (бывшая Мариинская водная система), искусственный водный путь, соединяющий Волгу с Балтийским морем, а через Беломорско-Балтийский канал и с Белым морем.

Выход России к Балтийскому морю в начале 18 в., возрастание роли Петербурга требовали удобных водных сообщений с внутренними районами страны. Было создано 3 водных пути - Вышневолоцкая водная система (движение открыто в 1709), Тихвинская (1811) и Мариинская (1810). Мариинская водная система начиналась у Рыбинска, трасса шла по Шексне, Белому озеру, Ковже, искусственному Мариинскому (позднее Новомариинскому) каналу, проложенному через водораздел между бассейном Волги и Онежского озером, затем по Вытегре, Онежскому озеру, Свири, Ладожскому озеру и Неве (всего около 1100 км ). Собственно Мариинской системой являлась часть пути от Волги до Онежского озера. Отходящий от Шексны Северо-Двинский канал (открыт в 1829) дал выход через Сухону и Северную Двину к Белому морю. Трудности плавания небольших плоскодонных судов по озёрам заставили впоследствии проложить обходные каналы - Белозерский, Онежский и Новоладожский. Для своего времени Мариинская система была выдающимся гидротехническим сооружением и имела большое экономическое значение, но к началу 20 в. она уже не удовлетворяла транспортные потребности страны, несмотря на проведённую в конце 19 в. реконструкцию.

Создание нового водного пути между Онежским озером и Волгой началось после Великой Отечественной войны 1941-45, развернулось в 1960; 5 июня 1964 В.-Б. в. п. был открыт. Этот путь - звено единой глубоководной транспортной системы Европейской части СССР, обеспечившее соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.

Общая протяжённость пути между Онежским озером и г. Череповцом - 368 км . Путь проходит местами по трассе прежней Мариинской системы, местами же несколько отклоняясь от неё. На В.-Б. в. п. 5 мощных гидроузлов с 7 однокамерными однониточными шлюзами. На северном склоне 4 гидроузла - Вытегорский, Белоусовский, Новинковский и Пахомовский - расположены на подъёме от Онежского озера до водораздела (80 м ). Пятый гидроузел (Череповецкий) - на южном склоне на Шексне, в 50 км выше Череповца.

На северном склоне трасса пути совпадает с руслом р. Вытегра и проходит по водохранилищам, образованным гидроузлами. Водораздельный бьеф тянется от Пахомовского гидроузла на Вытегре до Череповецкого гидроузла на Шексне. Судоходная трасса здесь проходит по водораздельному каналу длиной 40 км (от Пахомовского гидроузла до посёлка Анненский Мост), далее по р. Ковже, Белому озеру и Шексне. Трасса южного склона проходит по Шексне, находящейся в подпоре Рыбинского водохранилища.

В.-Б. в. п. доступен для судов грузоподъёмностью около 5000 т , грузы перевозятся без перевалки. Суда идут прямо по озёрам (вместо движения по обходным каналам). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведётся сквозная буксировка плотов. Резко возросла скорость перевозок (Череповец - Ленинград 2,5-3 сут против 10-15 до реконструкции). Значительно вырос грузооборот В.-Б. в. п. по сравнению со старой Мариинской системой; увеличился удельный вес смешанных железнодорожно-водных перевозок. Важнейшие грузы: с Кольского полуострова (через Кандалакшу) железорудный концентрат на Череповецкий металлургический комбинат; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные районы страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской областей на Юг, в Прибалтику, Ленинград и на экспорт; чёрный металл из Череповца, донецкий и кузнецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли - для Северо-Запада, Прибалтики и на экспорт; баскунчакская соль (особенно для Мурманска); зерно. В танкерах с Волги идут нефтегрузы для Северо-Запада, Прибалтики и на экспорт. Через Ленинград на В.-Б. в. п. поступают импортные грузы для разных районов страны. В пассажирском движении значительно число туристских теплоходов (маршруты из Ленинграда в Москву, Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь и др.).

В 2004 году исполнилось сорок лет, как началось сквозное движение по Волго-Балтийскому водному пути (ВБВП). Практически одновременно с началом эксплуатации стали вести интенсивную реконструкцию, чтобы увеличить его пропускную способность. В результате выполнения нескольких программ на трассе была обеспечена глубина 4 метра, при минимальной ширине на отдельных участках 50-70 метров. При соблюдении условий ограничения скорости, расхождений и обгонов появилась возможность пропускать суда грузоподъемностью до 5 тыс. т. К концу 80-х на трассе было извлечено 45 млн т грунта, но работы, запланированные для пропуска теплоходов-"пятитысячников", так и не были закончены. К 1990 году пропускная способность Волго-Балта исчерпала себя. Объем перевозок в оба направления составил 15,7 млн т. В эту навигацию ученые кафедры управления транспортом Волжской государственной академии водного транспорта по заданию Волжского пароходства выполнили расчеты и оценили влияние эксплуатации толкаемых составов на пропускную способность Волго-Балтийского водного пути.

Условия судоходства на Волго-Балтийском водном пути отличаются крайней сложностью. В целом на протяжении 855 км водных путей имеются 24 участка, где установлены те или иные ограничения движению судов. Это означает расхождение на пониженных скоростях, и расхождение только на прямолинейных участках. Есть участки, где расхождения и обгоны запрещены. Общая их длина - 163 км, что составляет 19,1% от всей протяженности канала. Сложность судоходства усугубляют 9 судоходных шлюзов с малыми (по сравнению с Волго-Камским каскадом) габаритами. Подходные каналы шлюзов имеют незначительную ширину судового хода, причальные палы или отсутствуют, или не обустроены.В навигацию-2004 судоходная компания к ранее работавшим на направлении Ярославль-Санкт-Петербург выпустила еще три большегрузных (5 тыс. т) толкаемых состава. Но поскольку они не были включены в типовую схему, то каждое их проследование по ВБВП осуществлялось по специально разработанным правилам и в сопровождении лоцмана. Основным аргументом специалистов канала, возражающих против включения этих составов в типовую схему, стала их длина - 170,2 м.

Расположенный в Вологодской области (Россия), являющийся ключевым звеном , связывающей с водным объектами Северо-Запада ( и , и , ), что дает выход к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.

Строительство Волго-Балтийского канала велось с 1940-го по 1964-й годы на трассе бывшей , сооруженной в XIX-XX веках.

Протяженность Волго-Балтийского канала - 367 км. Из них 66 км приходится на (река Шексна), 121 км - на (река Шексна), 45 км - на Белое озеро, 70 км - река Ковжа, 25 км - (между Ковжой и Вытегрой) и 40 км - река Вытегра.

В состав Волго-Балта входят 3 гидроэлектростанции, 5 водосбросов, 25 земляных плотин и дамб, 4 искусственных водохранилища, 5 мостов на шлюзах, 2 паромные переправы, 11 пристаней, 4 эксплуатационных поселка.

На трассе Волго-Балтийского канала канала расположено 5 гидроузлов:

На реке Вытегра:

Вытегорский гидроузел, включающий в себя шлюз №1 ВБК
Белоусовский гидроузел, включающий в себя шлюз №2 ВБК
Новинковский гидроузел, включающий в себя шлюз №3, шлюз №4 и шлюз №5 ВБК
Пахомовский гидроузел, включающий в себя шлюз №6 ВБК

На реке Шексна:

Шекснинский гидроузел, включающий в себя шлюз №7 и шлюз №8 ВБК

Решение о строительстве Волго-Балтийского водного пути (канала) было принято 24 сентября 1940 года. В этом же году в городе Вытегре началось строительство шлюза №1, но в 1941 году работы были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной. Вновь к строительству канала вернулись в 1947 году, но первоочередным стала сдача в эксплуатацию Волго-Донского канала, поэтому строительство Волго-Балта было отложено почти на десять лет.

После завершения строительства (1948-1952 годы) техника была перебазирована на строительство Волго-Балтийского канала. В 1956 году был готов пересмотренный проект нового водного пути, разработанный инженерами Ленинградского филиала Гидропроекта во главе с Г. А. Крыловым.

Новые гидроузлы сооружались параллельно гидроузлам Мариинской водной системы, поэтому в течение всего периода строительства Волго-Балта Мариинская система снабжала стройку техникой, оборудованием, материалами. Строительство Волго-Балта со всеми перерывами обошлось государству в 218 млн. рублей. При строительстве было переселено 218 населенных пунктов.

Время основного строительства нового пути составило 60 месяцев. Сквозное движение по Волго-Балтийскому каналу открылось 4 июня 1964 года. Первым пассажирским судном, прошедшим по каналу, стал теплоход из , который открыл пассажирскую линию Ленинград - Ярославль.

Для увеличения сроков продления навигации в 1978-1980 годах на шлюзах №1-№6 (река Вытегра) были смонтированы воздуходувные установки, которые позволили работать шлюзам в ледовой обстановке. Продолжительность навигации увеличилась до 270 дней.

Из-за роста грузооборота по каналу в 1980 году началось строительство второй нитки судоходного шлюза (шлюз №8) на Шекснинском гидроузле (река Шексна), которое затянулось почти на 15 лет: строительные работы были начаты еще в 1980 году, завершены в 1990 году, а первое шлюзование состоялось в 1994 году.

В конце 2000-х и начале 2010-х годов все гидроузлы на реке Вытегре были реконструированы и построены современные причальные стенки.

Волго-Балтийский канал входит в границы хозяйственной и административной деятельности . Судоходные сооружения на реке Вытегре относятся к ведению Вытегорского района гидросооружений и судоходства, а на реке Шексне - к Шекснинскому району гидросооружений и судоходства.

Навигация на Волго-Балтийском канале начинается 30 апреля с началом судопропуска на шлюзах №1-№8, а завершается 15 ноября. В случае погодных условий (поздняя весна и ранняя зима) судопропуск может быть перенесен на 1-1,5 недели позже, либо завершен на столько же досрочно.

Реки Вытегра, Ковжа и Шексна, а также озеро Белое, входящие в состав Волго-Балтийского канала, относятся к водным бассейнам разряда «Р».

Судоходные шлюзы, расположенные на Волго-Балтийском канале:

Водохранилища, расположенные на Волго-Балтийском канале:

- (река Вытегра)
- (река Вытегра)

Р. Свири , Онежскому оз., Волго-Балтийскому каналу и соединяется с Рыбинским водохранилищем на р. Волге . Полная длина Волго-Балтийского водного пути от Санкт-Петербурга (мост Лейтенанта Шмидта на Большой Неве) до Череповца (Рыбинское водохранилище) составляет 861 км.

Мариинский водный путь (Волга–Шексна–Белое озеро–Ковжа–водораздельный канал–Вытегра–Онежское озеро–Свирь–Ладожское озеро–р. Нева) пропустил первые суда уже в 1808 г. За первые два года работы Мариинской системы по ней в сторону Петербурга прошло 2012 судов грузоподъёмностью до 160 т. Система стала основной транспортной коммуникацией, связавшей Петербург с центральными районами страны. Впоследствии по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу. В 1829 г. был открыт Северо-Двинский канал , соединивший систему через реки Сухону и Северную Двину с Белым морем.

В 60-е гг. XIX в. в связи с быстрым ростом экономики России мощность Мариинского канала была признана недостаточной. В августе 1882 г. начались работы по его модернизации, завершившиеся в 1886 г. Вслед за этим началось строительство обходных Приладожских каналов – Новосвирского и Новосясьского.

К концу XIX в. Мариинская водная система имела протяжённость 1145 км. От Рыбинска до Санкт-Петербурга в среднем можно было добраться за 110 суток, минуя 28 деревянных шлюзов. На трассе Мариинской системы насчитывалось 39 маломерных судоходных шлюзов, из них 34 были деревянными. В комплекс сооружений входили: шлюзы на р. Ковже (св. Константина, св. Анны и один полушлюз); соединительный канал до дер. Верхний Рубеж с шестью шлюзами; водораздельный пункт – Маткоозеро; 20 шлюзов на р. Вытегре. Питание системы осуществлялось из Ковжского озера , для чего его уровень путем создания плотин на Ковже и Пурасе был поднят на 2 м. Для безопасного сообщения вокруг Белого, Онежского и Ладожского озёр были прорыты обходные каналы: Сясьский (1765–1802; длина 10 км); Свирский (1802–1810; длина 53 км); Онежский (1818–1852; длина 20 км); Белозерский (1843–1846; длина 67 км; имел два шлюза со стороны Шексны – «Удобство» и «Безопасность» и один со стороны Ковжи – «Польза»).

Система трижды капитально перестраивалась, при этом габариты её сооружений и пути каждый раз увеличивались. Последняя реконструкция была произведена в 1896 г. с расчётом на суда грузоподъёмностью до 600 т.

Для своего времени Мариинская система представляла собой шедевр русской инженерной мысли, имела большое экономическое значение и была удостоена в 1913 г. на Всемирной выставке в Париже Большой золотой медали.

Несмотря на проведённую в конце XIX в. реконструкцию, Мариинская система уже не удовлетворяла транспортным потребностям страны, устарела и стала препятствием для создания Единой глубоководной системы Европейской части страны в первой трети XX в.

Самым коротким по сравнению с Мариинским и Вышневолоцким маршрутом на Волго-Балтийском пути была Тихвинская водная система – одна из трёх водных систем, соединявших Волгу с Балтийским морем. Строилась Тихвинская водная система с 1802 по 1811 гг. по проекту и под руководством инженера де Волана. Водная дорога с Волги на столичный Петербург начиналась на месте современного Рыбинского водохранилища , проходила по рекам Чагодоще, Горюн, Соминке, далее по Тихвинскому соединительному каналу, по рекам Тихвинке , Сяси, Ладожскому озеру и р. Неве. Длина всей системы составляла около 698 км, из них на шлюзованные участки приходилось около 188 км. Всего было 62 основных шлюза, 105 пристаней, в том числе Весьегонск, Сомино, Тихвин, Колчаново, Реброво и Сясьские Рядки. Пароходство в обе стороны осуществлялось по рекам Мологе и Сяси, на остальном пути использовалась конная тяга. Суда шли от Рыбинска до Санкт-Петербурга 29 дней. В течение 150 лет Тихвинская водная система была жизненно необходима северо-западному региону страны, но постепенно надобность в ней становилась всё меньше и меньше. К середине XX в. Тихвинская водная система почти перестала использоваться; была официально закрыта в 1956 г., но полная ликвидация местного судоходства по ней затянулась до 1968 г.

Создание нового водного пути между Онежским озером и р. Волгой началось в 1940 г., было приостановлено в годы Великой Отечественной войны, затем продолжалось в 1947–1953 гг. Работы на трассе вновь возобновились в 1955 г. и особенно активно велись в 1961–1963 гг.

Волго-Балтийский водный путь был открыт 5 июня 1964 г. и стал одним из важных звеньев Единой глубоководной транспортной системы Европейской части России, обеспечившим соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому , Чёрному и Азовскому морям.

Трасса Волго-Балтийского водного пути сооружена на месте старой Мариинской системы, однако существенно спрямляет ряд излучин рек и вместо обходных каналов проходит непосредственно по крупным водоёмам .

Главные составляющие Волго-Балтийского водного пути: Волго-Балтийский канал, Онежское озеро, р. Свирь, Ладожское озеро и р. Нева.

Общая протяжённость пути между Онежским озером и г. Череповцом составляет 368 км. Путь проходит местами по трассе прежней Мариинской системы, местами несколько отклоняясь от неё. На Волго-Балтийском водном пути пять мощных гидроузлов с семью однокамерными однониточными шлюзами. На Северном склоне четыре гидроузла (Вытегорский, Белоусовский, Новинковский и Пахомовский) расположены на подъёме от Онежского озера до водораздела (80 м). Пятый гидроузел (Череповецкий) расположен на Южном склоне на р. Шексне, в 50 км выше г. Череповца.

На Северном склоне трасса пути совпадает с руслом р. Вытегры и проходит по водохранилищам , образованным гидроузлами. Водораздельный бьеф тянется от Пахомовского гидроузла на р. Вытегре до Череповецкого гидроузла на р. Шексне. Судоходная трасса здесь проходит по водораздельному каналу длиной 40 км (от Пахомовского гидроузла до пос. Анненский Мост), далее по р. Ковже, Белому озеру и р. Шексне. Трасса Южного склона проходит по р. Шексне, находящейся в подпоре Рыбинского водохранилища.

Волго-Балтийский водный путь доступен для судов грузоподъёмностью до 5000 т, грузы перевозятся без перевалки. Суда идут непосредственно по озёрам (вместо движения по обходным каналам). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведётся сквозная буксировка плотов. Скорость перевозок грузов из Череповца в Санкт-Петербург составляет 2,5–3 суток против 10–15 суток, ранее затрачиваемых на этот путь по Мариинской системе; значительно вырос грузооборот, увеличился удельный вес смешанных железнодорожно-водных перевозок. Важнейшие грузы, перевозимые по Волго–Балтийскому водному пути: железорудный концентрат с Кольского полуострова на Череповецкий металлургический комбинат; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные районы страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской областей на юг страны, в Санкт-Петербург и на экспорт; чёрный металл из Череповца; уральский серный колчедан; соликамские калийные соли в северо-западные районы и на экспорт; баскунчакская соль; зерно. В танкерах с Волги идут нефтегрузы в северо-западные районы и на экспорт в прибалтийские страны. Через Санкт-Петербург и Волго-Балтийский водный путь поступают импортные грузы для разных районов страны. В пассажирском движении значительно число туристических теплоходов, работающих на маршрутах из Санкт-Петербурга в Москву, Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь и др. На шлюзах Волго-Балтийского пути в 2013 г. было осуществлено 40410 шлюзований. В разгар навигации на контроле диспетчеров одновременно находилось до 500 судов и составов.

Средняя продолжительность навигации на Волго-Балтийском водном пути составляет 180–190 суток.

Работоспособность Волго-Балтийского водного пути (Свирский, Вытегорский, Шекснинский районы гидросооружений и судоходства, Невско-Ладожский, Череповецкий, Новгородский и Гвардейский районы водных путей и судоходства) поддерживают подразделения ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей».

На судоходной трассе организовано комплексное обслуживание судов, в которое входит: обеспечение лоцманской проводкой, снабжение топливом и маслом, продовольствием и водой, приём нефтесодержащих и хозяйственно-бытовых вод, оказание помощи рейдовыми буксирами и другие услуги. В настоящее время для обеспечения бесперебойной работы гидросооружений на шлюзах, водосбросах и переправах установлено 12 автономных источников энергоснабжения.

Д.В. Козлов, К.Д. Козлов



Loading...Loading...