Подъем царства Великой Армении при Трдате III Великом. Подъем царства Великой Армении при Трдате III Великом Что же такое телевизионный формат

(Трдат) - царь Армении Великой (287-330). В борьбе с Ираном ориентировался на Рим, в союзе с к-рым нанес в 297 поражение иран. войскам и обеспечил независимое от Ирана положение Армении Великой. Стремясь укрепить царскую власть, Т. в 301 вместе с арм. знатью принял христианство, ставшее с тех пор гос. религией страны. Церкви были пожалованы большие зем. владония, а духовенство было приравнено по своему правовому положению к привилегированному сословию (азатам). Централизация власти, принятие христианства и антииран. ориентация Т. встретили сопротивление со стороны части нахараров, к-рые убили Т.

Лит.: Манандяи А., Критич. обзор истории арм. народа, т. 2, ч. 1, Ер., 1957 (арм. яз.).

"ТИРИДАТ III" в книгах

Телевизионный дебют

Из книги Никита Хрущев. Реформатор автора Хрущев Сергей Никитич

Телевизионный дебют С Даниэлем Шорром связано еще одно примечательное событие: первое телевизионное интервью отца 31 мая 1957 года. Интервью западным журналистам отец давал охотно. Он считал, что так он доносит свое видение мира до их читателей, отгороженных от нас железным

Телевизионный сеанс

Из книги Записки с мертвой станции автора Савиных Виктор Петрович

Телевизионный сеанс Земля: “Отличная картинка. Только не пойму, как вы сидите. Это что, пост № 1?”Памир-2: “Да. Вот это - стул, на нем сидят. Вот это - стол, за ним едят”.Земля: “У вас уже нормально, все по-человечески”.Памир-1: “Общими усилиями. Хотя бы в одном углу

Что же такое телевизионный формат?

Из книги автора

Что же такое телевизионный формат? На международном рынке есть несколько крупных продавцов-производителей форматов. Изначально они придумали один-два очень успешных мировых формата, очень хорошо их продавали, потом набили руку на продажах, и сейчас, если где-то в мире

Растр телевизионный

автора Коллектив авторов

Растр телевизионный Телевизионный растр – это совокупность строк изображения, которая составляет телевизионный кадр.При считывании с мишени передающей телевизионной трубки, т. е. иконоскопа, передаваемое изображение раскладывается на совокупность строк, которая и

Телевизионный растр

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Телевизионный растр Телевизионный растр – это совокупность строк воспроизводимого телевизионного изображения. Передаваемое изображение, считываемое с мишени телевизионной передающей трубки, раскладывается на совокупность строк, которые и представляет собой

Телевизионный микроскоп

БСЭ

Телевизионный радиопередатчик

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Телевизионный растр

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Телевизионный сигнал

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Телевизионный стандарт

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Телевизионный телескоп

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Телевизионный технический центр

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Телевизионный детский сад

Из книги Через испытания – к новой жизни. Причины наших заболеваний автора Дальке Рудигер

Телевизионный детский сад Инфантильность нашего общества хорошо видна на голубых экранах. Телевизионное пространство заполняют глупейшие фильмы и скучные игры с мячом за такие денежные призы, что суммы не могут не вызывать недоумение. Жанр экшн, где герои часами

Телевизионный фон эффективной политики

Из книги Жёсткая ротация автора Топоров Виктор Леонидович

Телевизионный фон эффективной политики В телепередаче «К барьеру!» сошлись два знаменитых политтехнолога - Белковский и Павловский, - при всей антагонистичности сливающиеся в общественном сознании, как десятилетие назад - Гусинский и Березовский.Внешние различия

Телевизионный передатчик

Из книги Создаем робота-андроида своими руками автора Ловин Джон

Телевизионный передатчик Существует несколько типов наборов оборудования ТВ передатчика, которые выделяются в два основных класса. Передатчики первого типа транслируют видео– и звуковой сигналы на частоте одного из стандартных телевизионных каналов. Телевизионный

Про фильм “Дух времени” развились несколько оффтопних ветвей и в частности относительно вопроса принятия Христианства в 301-ом году. Дав например рассматривает как само принятие Христианства, так и события последующих десятилетий, а может и больше, как сукопопский© заговор против Великой Армении в целом и сюникцев в частности. Лично мне так совершенно не кажется, я далек и от версии, что Трдат превратился в кабана, и от версии сукопопского© заговора. На мой взгляд все произошедшее, это просто результат политических расчетов Трдата 3-го.

Скажу сразу, что я разделяю ту точку зрения, что Христианство насаждалось силой, что за это время было уничтожено культурное наследие предков, ну и все остальные прелести, но при этом считаю, что наезды на Христианство и ААЦ на этой почве безосновательны. Другими словами, разрушение языческих храмов и насаждение новой религии я рассматриваю просто как факт, а не что-то, из чего надо делать выводи.

Вообще, вся заваруха началось в 225-ом году. Это дата очень важна в армянской истории, так как перевернула абсолютно все в нем. До 225-го года в передней Азии все было предельно ясно: с одно стороны Рим, а с другой стороны Аршакиды, которые правили в большинстве странах и тем самим представляли собой единый альянс. Никакого внутреннего конфликта быть не могло, ибо по сути вся власть была сосредоточена в руках одной и той же семьи. Говоря современным языком двухполярный мир.

Но так было до 225-го года. В 225-ом году в Парфии Арташир Сасанид свергнул царя Артавана 5-го, а выжившие парфянские Аршакиды убежали в Армению. Ситуация для нас была очень сложной: во-первых мы потеряли кровного союзника, а во-вторых получили не менее кровного врага. Сасаниды понимали, что даже без укрывшихся в Армении парфянских Аршакидов, сами армянские Аршакиды тоже были претендентами на их престол. Армянские же Аршакиды понимали, что Сасаниды их не оставят в покое. Одним словом, это была вражда по определению. По сути у нас оставался один выбор: наладит дружбу с Римом, что ничего хорошего не сулило и тоже по определению.

Разумеется, что сразу же начались длительные войны между Арменией и Персией, которые продолжались с переменным успехом. Все закончилось убийством Хосрова 1-го в 247-ом году (по другим данным в 253-ом). В течении последующих 40 лет в Армении правили ставленники Сасанидов. Однако в 287-ом году сын Хосрова 1-го Трдат с помощью римлян возвращает себе власть в Армении.

Новый царь прекрасно понимал, что Сасаниды его в покое не оставят. Понимал он так же, что его власть уязвима ” 40 лет в стране правили чужие и никто и задницей не шевелил (и это страна со 100000-ой регулярной армией). Для этого были свои причины: Армения и Персия хоть и больше не были политическими союзниками, но по прежнему были связаны тысячью нитями, в том числе и многочисленные династические браки, и культура и многое другое.

В свою очередь языческие религии отличались крайней не устойчивостью, они легко поддавались влиянию чужим культам и в частности в пограничных районах преобладали культы соседних районов. В этом плане языческая религия армян не была исключением, ну а в сложившийся политической обстановке, такая религиозная раздробленность была опасна для Трдата. Ну кому понравится, что в пограничных районах с кровным врагом огромная масса населения поклоняется богам этого самого врага? Можно ли положиться на это население? Вряд ли. Короче говоря не было никаких внутренних барьеров против влияния Персии, а таким барьером мог стать другая религия.

Все эти обстоятельства видимо и привели Трдата к тому выводу, что надо менять государственную религию и его выбор пал на Христианство, которого он преследовал в течении 13-и лет. Какие плюсы были у Христианства? Главное отличие это то, что Христианство исключает существование любых иных богов. В христианстве изначально заложен механизм ревностной защити своих позиций, если хотите инстинкт самосохранения, что напрочь отсутствует во всех языческих религиях. Никакого нафиг свободы вероисповедания: “не поклоняйся другим богам, я единственный бог и тут жирнейщая точка”. Само собой это исключало возможность проникновения других культов. Никаких 5-х колон на религиозной почве быть не могло. Второй, на мой взгляд немаловажный факт это запрет браков с иноверцами. В будущем это лишила бы второго рычага персов в Армении ” династические браки с армянскими княжескими домами. Есть и ряд других преимуществ (например более предпочтительная, чтобы управлять страной), но эти два на мой взгляд основные и они соответственно покрывали две основные уязвимости языческой религии.

Так же надо полагать, что скорее всего в Армении уже тогда была довольно большая христианская община, особенно в юго-западных и западных районах страны, а так же в больших городах, так что социальная платформа у Трдата тоже была.

Окончательно убедившись в правильности такого шага, царь приступил к делу. На мой взгляд, расчеты царя были абсолютно верними, однако к сожалению сама форма изменения религии была далека от идеального. ИМХО, можно было бы устроить все меньшей кровью и с меньшими потерями, в том числе без тотального уничтожения культурного наследия. Впрочем именно такое решение тоже скорее всего была не безосновательной, видимо царь хотел уничтожить все возможные реакционные сили, чтобы в будущем не иметь лишней головной боли.

Во время правления Трдата III усиливается центральная власть, а также армия. Возрастает роль государственных ведомств в деле руководства страны и обороны. Трдат III назначает Ота Аматуни азарапетом (арм. тысяцкий), а спарапетом - Артавазда Мандакуни. Экономика страны развивается, на ряду со стабилизацией политической и экономической ситуации в стране, новое развитие получает торговля, главными центрами которого стали Арташат в Великой Армении и Мцбин в Северной Месопотамии.

Трдат III предпринимает действия по экономическому обеспечению Армянской церкви, раздав земельные участки священникам сельских церквей по 4 двора, а в поселковым по 7. Армянский католикос Григорий Просветитель и царь Трдат организовали образовательскую деятельность. Часть собранных со разных районов Армении детей были отправлены на ассирийское обучение, а другая - на греческое. Целью являлась подготовка опытных переводчиков армянского языка, для того, чтобы сделать более доступным народу устное слово Евангелие, а также для упрощения задачи ведения государственных дел.

В 313 году с согласия императора Константина Великого был принят миланский манифест «Эдикт», согласно которому христианство в Римской империи провозглашалось как свободная и равноправая другим религия. Царство Великой Армении и Римская империя стали единоверными странами и между ними установились добрые и стабильные взаимоотношения.

Святой Григорий уединился от светского мира и проживал жизнь аскета в пещере Маня Айрк в горе Сепух области Даранах Великой Армении. Царь Трдат с сыновьями Григория Вртанесом и Аристакесом прибыл туда. По просьбе царя Григорий рукоположил Аристакеса епископом. Последний принял участие в Никейском вселенском соборе, на котором был учрежден Символ веры. Аристакес, вернувшись в Армению, привез с собой Никейские каноны. Святой Григорий в этот список добавляет свой список законов.

По просьбе смотрителей города Пайтакаран одноименной области Великой Армении царь Трдат рукоположил епископом этих мест сына Втранеса Григориса. Под его духовной власттю находились Арцах, Утик и Пайтакаран, а также подчиненные Армянской апостольской церкви епископии Вирка и Ахванка. Григорий был жестоко убит во время христианского проповедования по приказу царя находящейся на западном береге Каспийского моря страны мазкутов Санесана. Тело Св.Григориса его единоверцы привезли и предали земле в деревне Амарас Арцаха, в церкви, построенной его дедом Григорем Просветителем.

Даниелян Э.

Трдат III Великий (250-330)

После того, как в 252-ом году отец Трдата Хосров II Смелый (198-252) с своей семей был предательски убит, а Царство Велики Айк Захвачена Персией, Трдата, еше грудного ребенка, его учитель смог унести в Рим. Там и прошли его юные годы.

"Трдата, который еще в отроческие годы вскакивал на норовистого коня, ловко управлял им, успешно применяя оружие и одолел прочие военные премудрости. Согласно храмовому предсказанию Пелопоннесской пифии он при соревновании в играх превзошел Клитострата Родосца, который умел повергать (противника), хватая его за шею, а также Кераса Аргивца , ибо тот сорвал у быка копыто, а этот, схватив одной рукой рога двух диких быков, оторвал их, сокрушив им шеи. Пожелав править колесницей на ристания в большом цирке, он, отпрянув от искусного противника, упал на землю и, схватившись за колесницу, к изумлению всех, остановил ее. Во время же войны Проба с готами воины восстали против него и убили его; напали также на всех остальных начальников. Трдат, однако, один воспротивился им и не дал никому вступить во дворец Лициния, у которого он проживал"

Мовсес Хоренаци

"42. И случилось так, что отряды, продвигаясь, оказались в узкой впадине между виноградниками и проходом к житницам, у врат города. Так как была полночь, врата города были заперты. До полуночи не найдя корма и сухой травы для коней всего войска, они стали искать и увидели за городской стеной с внутренней стороны в скотном дворе копны сена. Но из-за высоты стены никто не мог добраться до [него]. Тогда [по стене] поднялся Трдат и, спустившись [вниз], стал копнами бросать сено в войско вплоть до полного довольствия. На эту сторону стены он перебросил в войско также сторожей и много собак. И сам, поднявшись с той стороны, спустился вниз.

43. Увидев эту могучую силу [Трдата], Лициний был удивлен. С наступлением утра городские ворота открылись, и все войско вступило [в город]. Лициний со всеми вельможами, полководцами, военачальниками и князьями предстал перед царем."

Агафангел

Позже Трдат, заменяя императора, вышел на единоборство с готским предводителем.

"В те дни правитель готов собрал войска и множеством воинских отрядов двинулся на войну с греческим властителем. Он отправил [ему] послание такого содержания: «Зачем нам со всем народом идти воевать и уничтожать наши войска, в то же время подвергать опасности страну и держать ее в тревоге; [лучше будет, если] я отсюда от наших войск выступлю против тебя, а ты [против меня] от греческой стороны. Пойдем на место боя, если я тебя одолею, греки покорятся мне, если же победишь меня ты, то наша жизнь будет принадлежать тебе, и мы покоримся тебе, и для обеих сторон наступит мир без крови и истребления».
40. Греческий царь, услышав все это, испугался, ибо [греки] не были готовы выступить с отрядами против [готского царя], но и не мог согласиться [выполнить] требование, [изложенное] в послании, так как был тщедушен; он устрашился и убоялся, ибо не знал, что ответить на послание...
44. Царь поведал князьям о послании царя готов. Тогда Лициний обратился к царю и сказал:
— Да не вострепещет сердце моего повелителя, ибо при твоем дворе есть муж, который может справиться с этим делом. Зовут его Трдатэсом, из царского рода Армянской страны.
И Лициний рассказал о его ночном дерзновенном поступке. [Царь] распорядился, и Трдатиоса привели к нему. И [Трдат] рассказал ему все по порядку. Тогда был назначен час боя, с тем чтобы поутру на борьбу один против другого вышли готский и греческий государи.
45. Утром следующего дня [царь] приказал накинуть на Трдатиоса [царскую] порфиру. Его нарядили в императорские одежды, надели на него царские регалии, и никто ничего не знал о нем. Всем было объявлено, что это сам император. Под звуки труб он со всем войском стал стремительно приближаться, пока не предстал перед врагами. Оказавшись друг перед другом -[Трдат] в обличий императора и царь [готов] пришпорили коней и вступили [в бой]. И там облаченный в императора победил царя [готов] и, схватив его, привел и поставил перед императором."

Агафангел

Позже Трдат участвует в Восточном походе Карра и продолжителя его дела Нумериана.

"Храбрый Трдат дал подряд несколько сражений, сначала в Армении, а затем и в Персии, в которых он добывал победу своими руками. Однажды он с большим успехом, чем тот Елианан в древности, поднял копье в защиту такому же числу раненых. В другой раз персидские искусные (лучники), испытав грозную силу великана и крепость его доспехов, стали обстреливать его коня и, покрыв его множеством ран, убили его. Конь грохнулся оземь, и царь упал. Но он поднялся на ноги и пешим набросился на врагов, повергая их во множестве за причиненное ему, и, схватив коня одного из них, лихо вскочил в седло. Еще раз, опять-таки спешившись, (но) добровольно, он мечом разогнал стадо слонов. Отличившись в Персии и Ассирии таковыми подвигами, он продвинулся дальше Ктесифона"

Окончательно утвердившись на престоле, Трдат не переставал принимать вызов своих противников встретиться на поле боя. В одном из сражении он встречается с могучим предводителем северян: Вот описание хода этого поединка по словам Иоанна Мамиконяна.

Прямо перед битвой меж боевых порядков армянской армии и армии Северян встретились Трдат и Гедрхон, который до этого в оскорбительном тоне вызвал Трдата на дуель. Гедрхон слыл непревзойденным бойцом сред своих. Единоборство началась боевыми молотами и продолжалась довольно долго. Но поскольку Гедрхон стал понемногу уставать, то он, желая изменить ход опасного для себя поединка, внезапным движением оторвался от Трдата и уже издали накинул аркан - обхватя руки Трдата. Гедрхон стал тянуть аркан, в надежде утащить Трдата с коня, но последний, обманчивыми и быстрыми движениями собственного коня сам запутал врага в собственном аркане, после чего, ловко освободившись убыл врага ударом тяжелого меча, удар которого прорубил ключницу врага и отсек голову его лошади.

Год спустя произошло очередное столкновение с северянами.

"Царь Трдат, спустившись со всем армянским (воинством) на Равнину гаргарейцев , встречается в сражении с северянами, и когда обе стороны сходятся, он в исполинском натиске рассекает толпу врагов надвое. Я не в состоянии описать быстроту (движений) его руки и то, как от нее враги несчетно валились и кубарем катились по земле. Подобно рыбам, вытряхнутым искусным рыбаком из полного невода, они подпрыгивали на поверхности земли. Видя это, царь басилов подбирается к государю, вынимает из-под конского снаряжения аркан из жил, покрытый кожей и, ловко набросив сзади, обхватывает левое плечо и правую подмышку, ибо его рука была поднята для удара мечом по кому-то; а был он одет в броню, которую стрелы не могли и поцарапать. И так как тот не смог сдвинуть с места исполина рукой, то (обернул аркан) вокруг груди коня, но не успел даже огреть коня плеткой, как исполин левой рукой схватился за аркан и, притянув к себе с мощной силой (царя басилов), метким ударом обоюдоострого меча разрубил пополам и мужа и, заодно, голову и шею коня."



Loading...Loading...