Предложение основная синтаксическая единица языка. Предложение как основная коммуникативная и структурная синтаксическая единица языка. Предложение и его признаки

Аннотация.

Грамматические признаки простого предложения. Классификация предложений. Подлежащее и сказуемое. Типы сказуемого. Второстепенные члены предложения. Изложите методы и приёмы работы над главными и второстепенными членами предложения, используя учебник «Русский язык».

Обучение детей общению и взаимодействию с людьми. Управление межличностными отношениями в детских группах. Организация детской групповой деятельности. Развитие личности в детских группах.

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе. Основные функции педагогического контроля в школе: диагностиче­ская, обучающая, управления, воспитывающая, эмоциональная.

Виды контроля в обучении: предварительный, текущий, тематиче­ский, итоговый.

Методы и формы организации контроля: устный опрос, письменный опрос, самостоятельная работа, контрольная работа. 84

Пусть даны мн-ва х и у. Если каждому элементу мн-ва Х соответствует единственный элемент у из мн-ва У, то говорят, что задана ф-ция.

Если мн-ва Х и У – некоторые числовые мн-ва, то ф-цию называют числовой. у=f(х), где х- аргумент (независимая переменная), у – функция.

Мн0во Х называют область определения, т.е. область определения ф-ции – это мн-во, каждый элемент кот-го м.б. значением переменной х.

Мн-во значений ф-ций – это мн-во всех тех значений, кот-е принимает переменная у.

Рассмотрим основные способы задания ф-ций:

1. аналитический – если ф-ция задана припомощи 1ой или нескольких формул. Формула: у=х в квадрате.

2. графический. Т.е. дан график ф-ции. Графический способ нагляден, он дает возможность упростить изучение св-в ф-ции.

3. табличный. Для отдельных значений аргумента даю точные знач-я ф-ции.

Это позволяет видеть как изменяется знач-е ф-ции в зависимости от изменения аргумента. Недостаток – неизвестно определина ли ф-ция в промежутках м-ду указанными значениями аргумента. И если определена, то сему равны е1ё значения.

4. словесный способ. – словесное описание закона соответствия м-ду элементами м-ва Х и У. Иногда для таких ф-ций вводят специалшьное обозначение. у=[х].

Основные св-ва ф-ции:

1) ф-ция у=f(х) называется возрастающей на промежутке [а,в], если болшему значению аргумента из этого промежутка соответствует большее значение ф-ции.

2) ф-ция у= f(х) назыв-ся убывающей на промежутке [а,в], если болльшему знач-ю аргумента из этого промежутка соответствует меньшее знач-е ф-ции.

3) если ф-ция на всей области определения или возрастает или убывает. её называют монотонной.

4) ф-ция у= f(х) назыв-ся четной, если область её определения есть мн-во симметричное относительно нуля и для любого х из области определения выполняются равенство: f(-х)=f(х) (т.е. с изменением аргумента на противоположное число, знач-е ф-ции не меняется)

5) ф-ция у= f(х) назыв-ся нечетной, если область её определения есть мн-во симметричное относительно нуля и для любого х из области определения выполняются равенство: f(-х)= - f(х) (т.е. с изменением аргумента на противоположное число, знач-е ф-ции т.ж. меняется на противоположное число)

6) ф-ция у= f(х) назыв-ся периодической с периодом Т, если f(х+Т)= f(х - Т)= f(х)

Прямая пропорциональная зависимость явл-ся частным случаем линейной ф-ции вида у=кх, где к – угловой коэффициент прямой.

Св-ва: 1- Д(f): хЄR (область определения)

2- т.к. f(х)=кх, то f(- х)= - кх => ф-ция нечётная

3- если к>0, то ф-ция возрастает, если к


Основной единицейсинтаксиса является простое предложение. В отличие от слова, предложение выполняет не номинативную, а коммуникативную функцию , т. е. служит не для называния, а для сообщения. Например: Я памятник себе воздвиг нерукотворный (Пушкин). Вот парадный подъезд (Некрасов). Мороз и солнце! (Пушкин).

И даже в тех случаях, когда предложение по объему совпадает со словом (равно одному слову), оно отличается от слова своим граммати­ческим значением и функцией в речи. Это различие можно обнаружить, например, при сравнении слова «зима», взятого в ряду слов на ту же букву из словаря (скажем, «забор», «заря», «зебра», «зима» в т. п.) с предложением в тексте: «Зима! [Что делать нам в деревне?}

Преж­де всего предложение характеризуется определенной интонацией- интонацией законченности , которой ни слово, ни словосочетание не обладают; во-вторых, - и это главное - предложение Зима! обладает особым грамматическим значением – предикативностью . Оно состоит в том, что содержа­ние, заключающееся в этом слове-предложении, соотнесено с действи­тельностью, т. е. определенными средствами языка показано, что в действительности реально в момент речи существует зима.

Отнесение содержания высказывания к действительности есть грамматическое значение предложения, называемое предикативностью.

Интонация законченности какраз и служит показателем предика­тивности. Ни слово, ни словосочетание предикативностью не обладают.

Сравним теперь с этой точки зрения предложение со словосочетани­ем; например, словосочетание «чтение книг вслух», если его взять в ряду таких словосочетаний, как словосочетание «выполнение заводом плана», «стремление подняться вверх», «исполнение этюда по нотам» и т. д., не воспринимается как законченное предложение, как коммуникативная единица: никакого сообщения оно не передает именно потому, что содержание, выраженное эти словосочетанием, никак не соотнесено с действительностью. Иное дело в следующем контексте: « Вспоминаю долгие зимние вечера, когда все бывали в сборе. Наша уютная столовая. Мягкий свет лампы под абажуром. Стихи, музыка ..Чтение книг вслух».

Вданном случае состоялся акт предицирования, т.е. содержание предложения-высказывания Чтение книг вслух было соотнесено говорящим с действительностью - как реальное действие, имевшее место в прошлом до момента речи. Это и нашло свое отражение в специфическом интонационном оформлении этого предложения, по объему равного приведенному ранее словосочетанию. Следовательно, и от слова, и от словосочетания предло­жение отличается грамматическим значением предикативности, комму­никативной функцией и интонацией законченности. Дадим определение.

Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.

Предложение соотносится с логическим суждением, однако не тождественно ему. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т.д., соотносительные не с суждением, а с другими формами мышления. Отражая деятельность интеллекта, предложение может служить также для выражения эмоций и волеизъявления, входящих в сферу чувства и воли.

В науке нет единого определения предложения. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане логическом, психологическом и формально-грамматическом.

Определяя предложение с точки зрения логики, представитель первого направления Ф.И. Буслаев указывал, что «суждение, выраженное словами, есть предложение».

Сопоставляя предложение с психологическим суждением, т.е. соединением двух представлений, сторонник второго направления Д.Н. Овсянико-Куликовский давал следующее определение: «Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем «предицирования» («сказуемости»)».

Представитель формально-грамматического направления Ф.Ф. Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания. Он писал: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы вправе назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое».

Основные признаки предложения

Большинство типов предложения соотносится с логическим суждением. В суждении что-то о чем-то утверждается или отрицается, и в этом находит свое выражение так называемая предикация (предицирование), т.е.

Раскрытие содержания логического субъекта логическим предикатом.

Отношения между субъектом и предикатом в суждении находят свою параллель в предикативных отношениях между подлежащим и сказуемым в предложении, в которых выражается связь между предметом мысли, обозначенным подлежащим, и его признаком, обозначенным сказуемым. Например: Наступила весна; Доклад не состоится; Лекция была интересная.

Предикативные отношения могут быть только в двусоставном предложении, поэтому, хотя они являются существенным признаком предложения, их нельзя рассматривать как признак, присущий любому предложению. Таким общим, основным признаком предложения многие грамматисты считают предикативность, понимая под нею отнесенность содержания предложения к объективной действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, необходимость или вероятность и т.д.). Грамматическими средствами выражения предикативности являются категории времени, лица, наклонения и различные типы интонации (интонация сообщения, вопроса, побуждения и др.).

Так как, выражая свои мысли, чувства, волеизъявления, говорящий вместе с тем выражает и свое отношение к содержанию высказываемого (его желательность или нежелательность, долженствование или условность и т.д.), то существенным признаком предложения является также модальность. Средствами выражения модальности, как и предикативности в целом, является категория наклонения (изъявительное, повелительное, условно-желательное) и особые лексико-грамматические средства (так называемые модальные глаголы и модальные слова и частицы).

Наконец, существенным признаком предложения, который, наряду с предикативностью и модальностью, отграничивает предложение от словосочетания, является интонация. Различаются интонации сообщения, вопроса, побуждения и т.д.

Таким образом, основными признаками предложения являются предикативность (отношение содержания предложения к действительности), модальность (отношение говорящего к высказываемому), интонационная оформленность и относительная смысловая законченность.

В. В. Виноградов дал такое определение предложения:

«Предложение - это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Следует добавить, что предложение выражает не только мысли, но и чувства: 1) -А ведь я на тебя похоронную получила.- Похоронную? Вот тебе и на! (Стельмах); 2) - Что с Иваном? Боже мой!-воскликнула она (Стельмах). В выделенных предложениях выражаются чувства: удивление, страх.

Выражение мысли или чувства - это одна сторона предложения, его семантика (значение). Но предложение - единица грамматическая, поэтому нужно выяснить, какие грамматические признаки свойственны предложению.

Основным грамматическим признаком, отличающим предложение от словосочетания, является категория предикативности. Предикативность выявляется в категориях модальности и синтаксического времени.

Содержание всякого высказывания всегда мыслится или как реальное или как нереальное, а только возможное, необходимое, желательное, т. е. предложение имеет определенное модальное значение, например: 1) Над зеленой землей - небеса голубые; 2) Пусть будут над зеленой землей небеса голубые. В первом примере содержание высказывания относится к действительности как реально существующий факт, здесь модальность реальная. Во втором примере содержание высказывания относится к действительности не как реально существующий факт, а только как факт желательный, здесь модальность ирреальная.

Значение реальности-ирреальности сообщаемого проявляется во временном плане: в настоящем, прошедшем, будущем, поэтому модальность предложения тесно связана с другим его грамматическими признаком - синтаксическим временем; ср.: быстро строить школу - не предложение, так как его содержание нельзя отнести ни к настоящему, ни к прошедшему, ни к будущему. Это словосочетание, номинативная единица языка. 1) Быстро строят школу; 2) Быстро строили школу; 3) Быстро будут строить школу. Это предложения, коммуникативные единицы языка. Содержание первого из них относится к настоящему времени, второго - к прошедшему, третьего - к будущему. Здесь синтаксическое время предложения совпадает с морфологическим временем глагола-сказуемого. Сегодня ночью мы выступаем. (Н. Никитин). В этом предложении глагол имеет форму настоящего времени, а содержание сообщения проецируется в будущее, что связано с наличием в составе предложения обстоятельства сегодня ночью, поэтому здесь синтаксическое будущее время. В безглагольных предложениях нулевая связка или нулевое сказуемое является показателем синтаксического настоящего времени: 1) Скромность - одна из величайших черт русского народа (Паустовский); 2) Между нами снега и снега (Сурков).

Все приведенные выше примеры - с синтаксическим индикативом (изъявительным наклонением), который устанавливает отнесенность содержания высказывания к определенному времени: настоящему, прошедшему, будущему.

В предложениях с повелительным и сослагательным наклонением содержание высказывания тоже проявляется во времени, но в данном случае налицо временная неопределенность. Например, в предложении Не смотри на дорогу, родная, И не жди в тополях у плетня (Фатьянов) содержание высказывания можно отнести и к настоящему, и к будущему.

А в предложении И все бы слушал этот лепет, Все б эти ножки целовал (Пушкин) содержание сообщения можно отнести и к настоящему, и к прошедшему, и к будущему.

Предикативность - это общая грамматическая категория, которая обозначает отношение содержащегося в предложении высказывания к действительности и выявляет это значение в частных грамматических категориях модальности и синтаксического времени.

Наконец, нужно указать еще на один важный признак предложения - интонационную оформленность.

Каждое самостоятельное предложение интонационно завершено и отделяется от другого предложения разделительной паузой.

Роль интонационной оформленности как обязательного признака всякого предложения наглядно выявляется в однословных конструкциях. Любое отдельное слово, если придать ему соответствующую интонацию предложения, может стать выражением целой мысли, т. е. высказыванием. Это обычно можно сделать в определенном контекстном окружении. Словоформы стол, стул, диван, воды не являются предложениями. Но вставим слова в такой контекст: Стол. Стул. Диван. В этой комнате живет мой брат. Эти слова, произнесенные с интонацией сообщения, приобрели синтаксическое настоящее время и реальную модальность, т. е. получили предикативность и стали предложениями.

«Воды!»- попросила больная. Словоформа воды, произнесенная с побудительной интонацией, приобрела характер предложения, так как получила значение предикативности, выраженной ирреальной модальностью, при которой содержание высказывания проецируется в настоящее или в будущее.

Итак, основными признаками предложения являются смысловая завершенность, интонационная оформленность и предикативность.

Предложения имеют различное коммуникативное назначение, разную модальность, структуру и т. д. В зависимости от признака, положенного в основу классификации, предложения группируются в типы.

1. По коммуникативной целенаправленности высказывания выделяются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

2. По наличию или отсутствию эмоциональной окраски - восклицательные и невосклицательные.

3. По характеру выражаемого в предложении отношения содержания к действительности - утвердительные и отрицательные.

4. По возможности или невозможности выделить в предложении один, два или более членов предложения - синтаксически членимые и синтаксически нечленимые.

5. По наличию одной предикативной единицы или двух и более - простые и сложные.

6. По наличию одного или двух главных членов предложения - односоставные и двусоставные.

7. По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения - распространенные и нераспространенные.

8. По наличию или отсутствию в составе предложения однородных либо обособленных членов, вводных слов, обращений - осложненные и неосложненные.

9. По признаку представленности в предложении всех или не всех членов предложения, необходимых для данного структурного типа,- полные и неполные.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

§ 1. Предложение как основная синтаксическая единица и его признаки

релевантные научные источники:

  • Ответы к экзамену по дисциплине Синтаксис современного русского языка

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.2 Мб

    Синтаксис как раздел грамматики. Предмет синтаксиса. Связи синтаксиса с лексикой, фонетикой, словообразованием. Современные направления в изучении синтаксиса. Основные единицы синтаксиса. Специфика

  • Лекции по Русскому языку

    | Лекция(и) | 2016 | Россия | docx | 0.08 Мб

  • Лекции по русскому языку

    | Лекция(и) | | Россия | docx | 0.08 Мб

    ПОНЯТИЕ ЗВУК РЕЧИ (1) ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ. ОГЛУШЕНИЕ И ОЗВОНЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (2) ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ. СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПЕРЕД СОГЛАСНЫМИ (3) ОРФОГРАФИЯ. ЕЁ РАЗДЕЛЫ.

  • Ответы к экзамену по современному русскому языку

    | Ответы к госэкзамену

    1. Предмет фонетики. Сегментные единицы речевого потока: фраза, синтагма, фонетическое слово, слог, звук. 2.Суперсегментные единицы русского языка и их признаки (ударение, интонация). 3.Фонетические

  • Ответы к экзамену по русскому языку и культуре речи

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.18 Мб

    1 Русский язык среди других языков мира. Русский язык в современном обществе. 2 Язык и речь в трактовке современных лингвистов. Уровневый характер языка. Функции языка. 3 Национальный язык и его

Предложение - минимальная единица человеческой речи, представляющая грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью.

Признаки предложения:

1) предикативность - отнесённость содержания предложения к объективной действительности (реальность -нереальность, возможность - невозможность, необходимость - вероятность).

Грамматические средства выражения предикативности: категория наклонения (наклонение глагола – это категория, которая выражает отношение действия к действительности. В русском языке выделяется три наклонения, свойственные только спрягаемым формам глагола: изъявительное, сослагательное и повелительное); категория времени, категория лица, различные типы интонации.

Предикативность- ключевой конституирующий признак предложения. Предикативность противопоставляет предложение всем другим единицам, относящимся к компетенции синтаксиса, в том числе слову. Предикативность относит информацию к действительности и тем самым формирует единицу, предназначенную для самостоятельного сообщения.

В ряду синтаксических конструкций «летящая птица», «полет птицы» и «птица летит» (объединенных содержательным инвариантом, то есть имеющих общий объект обозначения)- последний вариант обозначения общего объекта обладает особым функциональным качеством- предикативностью, то есть выражением состояния объекта. Слово «дождь», произнесенное с особой интонацией, в отличие от нейтральной лексической единицы «дождь» также характеризуется тем, что актуализирует информацию- «[Идет] дождь!».

Следовательно, конструкции «птица летит», «Дождь!» являются полными предложениями, осуществляющими законченное сообщение о состоянии объекта/субъекта.

В иерархии признаков, конституирующих предложение как специфическую единицу языка, предикативность значит наивысшую ступень абстракции. Сама модель предложения, его отвлеченный образец (структурная схема) обладает такими грамматическими свойствами, которые позволяют представить сообщаемое в нужном временном плане, а также модифицировать сообщаемое в аспекте реальность/ирреальность.

2) модальность: объективная (выражение отношения сообщаемого к действительности) и субъективная (выражение отношения говорящего к действительности).

Средства выражения модальности: наклонение, особые лексические и грамматические средства (модальные глаголы и слова (надо, могу), частицы)

3) интонационная оформленность

Функции интонации: 1) оформляет законченность, 2) выражает эмоциональную сторону, 3)выражает волевые импульсы, 4) выражает модальные оттенки.

4) относительная смысловая законченность

Типы предложений:

Простые и сложные,

Утвердительные и отрицательные,

Повествовательные, вопросительные и побудительные,

Односоставные и двусоставные (есть подлежащее и сказуемое)

Полные и неполные,

Синтаксически членимые и нечленимые (например: идёт дождь - нечленимое)

БИЛЕТ №18

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 3.17 Основные признаки предложения как синтаксической единицы. Предикативность.:

  1. Основные единицы синтаксиса. Специфика конструкций с прямой речью (КПР) в системе синтаксических единиц. Понятие и место словоформы (синтаксемы) в системе синтаксических единиц.
  2. Предложение как многоаспектная синтаксическая единица, имеющая формальную, смысловую и коммуникативную стороны организации. Основные грамматические признаки предложения и средства их выражения.
  3. 24. Сложное предложение как единица синтаксиса. Грамматическое значение и структура сложного предложения. Сложные случаи при классификации предложения как простое-сложное.


Loading...Loading...