Мироносицкий монастырь. Ежовский мироносицкий женский монастырь. Здесь особая служба

Ефремова Вера

Духовно-нравственное просвещение должно стать стержнем формирования нравственной личности гражданина России. А это неизбежно приводит к необходимости активного сотрудничества школы, семьи и Православной Церкви. Систематическое духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения должно опираться на общественные нравственные ценности и отечественные традиции духовно-нравственного воспитания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Ежово-Мироносицкий монастырь

как центр возрождения духовно-нравственных традиций

(научно-исследовательская работа по краеведению)

уч-ся 9 класса

Ежовской ООШ

Научный руководитель:

Москаленко Снежана Алексеевна, руководитель

Краеведческого кружка МОБУ «Ежовская ООШ»

2014-2015 уч. год

Ежово-мироносицкий монастырь как центр

возрождения духовно-нравственных

традиций.

Введение

Я живу в селе Ежово Медведевского района. Много хороших слов можно сказать о нем, но я хочу начать свое выступление стихами учителя географии Ежовской основной школы Снигирева Валерия Анатольевича.

Ежово встречает рассвет.

Измерены годы делами и словом,

Века пролетели над древним Ежовом.

Ах, сколько же лет

Встречает Ежово рассвет!

Село из истории с юностью слито

Ветрам и столетьям Ежово открыто.

Стена монастырская, колледжа свет,

Встречают студенты рассвет.

Конспекты, зачеты, учеба, но снова

Хлеба на полях - это наша основа.

Как важно на свете оставить свой след

Встречает Ежово рассвет.

Хотя далеко я , но снова и снова

Мне снятся огни над притихшим Ежовом,

Пусть светит нам в жизни твой ласковый свет.

Встречаю с Ежовом рассвет.

Введение

В настоящее время в стране сохраняется ситуация, обусловленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социокультурной сферах общества, что ставит под угрозу срыва все усилия по политической и экономической стабилизации, предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Попытки заменить традиционные ценности на новые «демократические» лишь усиливают негативные явления в социальной сфере. Достижение стабильности и устойчивого развития страны возможно только при возрождении культурной традиции, базовых нравственных ценностей, на которых строилось Российское государство, и создавалась великая русская культура.

О значении школы и духовно-нравственного воспитания в деле сохранения русской культуры сегодня говорят со всех трибун. Как можно в условиях современной школы делать пусть не всегда заметную в масштабах России, но крайне важную работу по воспитанию в молодом поколении любви к русскому языку, русской культуре и русским традициям? Духовно-нравственное просвещение должно стать стержнем формирования нравственной личности гражданина России. А это неизбежно приводит к необходимости активного сотрудничества школы, семьи и Православной Церкви. Систематическое духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения должно опираться на общественные нравственные ценности и отечественные традиции духовно-нравственного воспитания.

Итак, цель моей работы:

1. Проанализировать влияние церкви на формирование гражданского самосознания, гуманистического отношения к окружающему миру, умению нравственно оценивать происходящие события у уч-ся 5-9 классов.

2. Изучить мнения учеников старших классов по данному вопросу,проведя анкетирования среди старших школьников, я хочу узнать, как уроки православия повлияли на их мировоззрение,

сопоставить их мнения с действительностью. Так же изучить материал прессы, отражающей, как известно, общественное мнение, и сделать выводы о влиянии просветительской деятельности церкви на возрождение духовности и нравственности нашего общества.

1 Немного истории

Наше село основано в 1660 году по соседству с Мироносицким монастырем.

История Ежово - Мироносицкого монастыря началась 1 мая 1647 г. с появления чудотворного образа Богоматери и святых жен Мироносиц. Мироносицкая пустынь была учреждена по грамоте царя и великого князя Алексия Михайловича.

Построена в 1647 г. иждивением монастырским с помощью стрельцов города Царевококшайска. Ее первым настоятелем считается черный поп Иосиф. Царской грамотой 1652 года было закреплено право пустыни на владение землей, и во второй половине XVII в. она имела в своем распоряжении свыше 110 дес. земли. Мироносицкая пустынь имела 3 оброчные мельницы на р. Манаге и одну на р.Кокшаге.

К концу XVIII в. пустынь развернула широкую хозяйственную деятельность и из бедной обители превратилась в феодального собственника, имеющего земли, угодья, мельницы и многое другое. Основное место в жизни монахов занимала религиозная деятельность, церковные службы, крестные ходы.

Монахи были обязаны строго соблюдать духовный регламент, содержащий правила монашеской жизни. Но им приходилось заниматься и другими делами: управлять хозяйством монастыря, вести строгий учет денежных средств, руководить монастырскими крестьянами, составлять отчетные ведомости, участвовать в судебных делах, осуществлять торговые операции.

В 1739 г. в пустыни была холодная каменная церковь во имя всемилостивого Спаса Нерукотворного образа, придел во имя Архистратига Михаила, деревянная церковь на вратах во имя усекновения главы Иоанна Предтечи. Через 100 лет, в 1865 г., в пустыни имелись холодная церковь во имя святых жен Мироносиц, теплая церковь во имя Нерукотворного образа, теплый придел во имя святого пророка, предтечи и крестителя Иоанна.

Монастырской братии удалось заиметь «рыбные ловли» на р. Волге и озерах в Козьмодемьянском уезде. Они были пожалованы императором Павлом 1 в совместное владение с Чебоксарским- Троицким монастырем и Спасо-Геронтиевой пустынью в 1797 г.

Монастырю принадлежали две деревни: Подмонастырская Слобода и починок Ежово. В них проживали в 1710 году 149 крестьян: 78 мужчин и 71 женщина.

Известно и то, что с конца 18 в., в с. Ежово проводилась ежегодная ярмарка. На нее привозились различные товары: шелк, шерсть, кожа, хлопчатобумажные ткани, стеклянные изделия, деревянная посуда, колеса, дегодь, смола и многое другое. Для дореформенного периода ярмарка являлась важным показателем развития торговли.

В 1844 г. в Ежове открылась церковно-приходская школа. Количество детей, посещающих ее, было очень малочисленным.

Монастырь продолжал существовать и в первые годы Советской власти. В 1921 г. в монастыре проживали 26 монахов. В 1921 год выдался для всего Поволжья неурожайным, и народ голодал. В 1922г. монахи пожертвовали голодающим церковное серебро общим весом 3 пуда 4 фунта 37 золотников и 5 золотников 25 долей золота.

В 1924 г. был принят документ о закрытии монастыря. Через три года на его территории открылся Ежовский детский дом, одно двухэтажное здание передали совхозу «Займище» Краснококшайского исправительного трудового дома.

На этом история монастыря и с. Ежово как села монастырского не заканчивается. При советах оно принимает села по подготовке сельскохозяйственных кадров как образец для прохождения практики учащихся сельхозтехникума, открытого в 1956г. для развития животноводства и растениеводства. А в первые послевоенные годы в Ежове работала школа подготовки председателей колхозов, она и была затем преобразована в техникум. В 1968 г. на ее базе и одного из отделений совхоза «Семеновский» создали совхоз-техникум, директором которого стал Е.В. Васильев. Занятия проводились в помещении бывшего монастыря.

В Ежовском монастыре проживают 15 монахинь. Он имеет 14,88 га земли в поле и 3,1 га под монастырем и огородом, животноводческую ферму, где содержатся 15 коров и 2 теленка, теплицу, два пруда. Имеются 2 автобуса, грузовой и легковой автомобили, для обработки земли применяется трактор.

  1. Светлое чувство

В конце сентября отец Михаил приходит к нам, чтобы освятить школу к новому учебному году. Освящение проходит в актовом зале. Он переодевается в облачение, ставит икону Божьей матери, зажигает свечу. Отец Михаил говорит о вещах, о которых я раньше не задумывалась: о том, что счастлив тот, кто имеет своих родителей, что Бог даровал нам премудрость, что важно быть послушным своим наставникам, что каждый человек должен знать свою цель в жизни. Затем отец Михаил служит молебен о здравии, терпении, благоразумии, чтобы бог просветил наши сердца и умы.

После молебна еще долго остается торжественный настрой и какое-то светлое чувство.

  1. Помощь населению

Монастырь оказывает большую помощь нашей школе.

Несколько лет назад у нас не оказалось семян для посадки моркови. Матушка Варнава поделилась с нами семенами.

Наша школа не имеет школьного автобуса. Монастырь дал нам свой на 2 дня, и учащиеся, отдыхавшие летом в ДОЛе, смогли съездить на экскурсию в зоопарк и на святой источник.

Монастырь никогда не отказывает нуждающимся в помощи. Помогает местному населению продуктами, одеждой, и даже сеном.

  1. Духовно-нравственное воспитание.

В нашей школе учителями воскресной школы 2 год проводятся православные уроки.

Приоритетным направлением работы является воспитание духовности через уроки православия.

Православные уроки проходят по графику, иногда на классных часах с беседами о духовности, нравственности и пр.

Учащимся нравится посещать эти уроки. Уроки помогают воспитывать понимание взаимосвязи между человеком, обществом и природой. Школьники учатся принимать решения в условиях нравственного выбора.

Главной целью православных уроков является: формирование гражданского самосознания, гуманистического отношения к окружающему миру, умению нравственно оценивать происходящие события (прил. 2).

Благодаря помощи матушки Варнавы был замечательно оформлен кабинет для поведения таких бесед, а также в этом кабинете проводятся 1 раз в неделю беседы для населения с. Ежова и находится богатая библиотека духовной литературы.

В школе систематически проводятся мероприятия и акции духовно-нравственной направленности: неделя православной культуры, акций «Спешите творить добро», «Твой подарок ветерану», еженедельные беседы для старшеклассников «Сотворённый по образу Божию», воспитательные беседы для «трудных» подростков, Дни толерантности, воспитательные мероприятия, посвящённые праздничным датам русского православного календаря.

Целью комплексного курса является формирование
у обучающихся (младших школьников) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур
и мировоззрений.

4.ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Среди учащихся старших классов было проведено анкетирование, с целью узнать как уроки православия, проводимые преподавателями воскресной школы, повлияли на их восприятие действительности.

Учащихся __5-9__ классов просили заполнить анкету, в которой требовалось ответить на следующие вопросы:

  1. Интересны ли тебе православные уроки

а) да

Б) нет

В) пока не решил

  1. Продолжи предложение: "Занятие помогают мне быть:"

Добрым

Бескорыстным

Способным к сопереживанию

Ничего не изменилось

3.Можешь ли ты сказать, что православные уроки способствуют развитию таких положительных качеств у учащихся нашей школы, как самодисциплина, понимание ценности человеческой жизни, справедливость, бескорыстие, уважение человеческого достоинства, милосердие, доброжелательность, способность к сопереживанию?

Да

Нет

Не знаю

4. Ходишь ли ты в храм?

Никогда

Иногда

В большие праздники

5.Какие ты знаешь церковные православные праздники?

6.Какие из данных православных уроков тебе особенно запомнились или если ты на них присутствовал, хотел бы послушать?

Православная культура об отношении к учению и школе

Пасха Христова

О грехах языка

Православным о моде

Информобесие

Воспитание характера

О вредных страстях и привычках

Первая исповедь

Проанализировав работы, полученные результаты были сведены в диаграммы.

5. Какие православные праздники ты знаешь?

6. Какие из православных уроков тебе особенно запомнились…?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенной со старшеклассниками работы можно сделать следующие выводы: православные уроки способствуют развитию таких положительных качеств у учащихся нашей школы, как самодисциплина, понимание ценности человеческой жизни, справедливость, бескорыстие, уважение человеческого достоинства, милосердие, доброжелательность, способностей к сопереживанию.

Воспитывают понимание сущности сознательной дисциплины, культуры поведения и ответственности в школе, дома, в общественных местах.

Думаю, результаты анкетирования наглядно демонстрируют необходимость дальнейшего сотрудничества школы с Ежово-Мироносицким монастырем.

Список используемой литературы:

  1. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4473/Itemid,118/
  1. Воспитательная программа по духовно-нравственному воспитанию МОУ «Ежовская ООШ» «Лучики»
  1. Буклет «Марийский Аграрный колледж: 55 лет(1947-2002)».
  1. Медведевский район:Сборник документальных очерков.-Йошкар-Ола:Комитет республики Марий Эл по делам архивов, 2003.-368с.,ил
  1. Рожденный в 43-м: К 55 – летию Медведевского района Республики Марий Эл.-Йошкар-Ола: Периодика Марий ЭЛ, 1998-. 349с.
  1. « В Ежово-Мироносицком женском монастыре –«Вести» -1 октября 2010г.
  1. «Светлое чувство» - «Вести»- 12.10.07

Приложение

Мироносицкий монастырь — один из старейших в Марийском крае. Он расположен на берегу озера в деревне Ежово, что примерно в 20 километрах от Йошкар-Олы.

Местом, украшенным трудами и молитвами, называли в древности обитель, возникшую в средине XVII столетия. А история монастыря весьма необычайна. В 1647 году произошло чудесное явление иконы Божией Матери с женами-мироносицами.

А случилось это так. В мае месяце крестьянин Андрей Жолнин трудился в поле как раз на месте будущего монастыря. Внезапно он увидел упомянутый выше Богородичный образ. Когда мужчина подошел ближе и захотел его взять, то икона стала невидимой. Вскоре она появилась рядом на дереве. Благоговейно приняв святой образ, Андрей отнес его домой, где днем и ночью от святыни исходил яркий свет. Крестьянин ночь провел в молитве, а когда заснул, то увидел некоего святителя, повелевшего ему снова приняться за молитву. Утром Андрей Иванович отнес найденный образ своему отцу и рассказал о произошедшем. О явленной иконе стало известно в деревне и к дому Жолдиных стало собираться множество людей, приводивших с собой недугующих, которые получали исцеления. А на самом месте обретения образа время от времени был слышан то колокольный звон, то невидимые голоса, что указывало на избранность этой территории.

Через некоторое время явленную икону перенесли в соборный храм Царевококшайска (ныне Йошкар-Ола), а вести о чуде дошли аж до Москвы. По повелению государя Алексея Михайловича образ привезли в стольный град, где его встретили очень торжественно. Икону поставили в царских палатах, где многие получили выздоровление. От царя святыне была подарена драгоценная риза.

Через два года образ отправили обратно и по повелению царя Алексея начали строительство монастыря на том месте, где чудесным образом была явлена икона Богородицы с мироносицами. Строительные работы продвигались достаточно быстро, и уже в 1652 году среди живописных полей выросла Мироносицкая пустынь. За три года из дерева были возведены: храм святых Жен-мироносиц, кельи для братии (первоначально монастырь был мужским), хозяйственные строения.

Главная церковь обители просуществовала около семидесяти лет, а затем на ее месте возвели новый каменный храм. Строительные работы были окончены в 1719 году, тогда же нововозведенное сооружение и освятили. Этот памятник российского зодчества XVIII века сохранился до сегодняшнего времени, и является объектом культурного наследия федерального значения. На верхнем этаже помимо главного придела также построен придел в честь святого Иоанна Крестителя. На нижнем этаже обустроена теплая церковь Нерукотворного Спаса и Архангело-Михайловский придел.

В то же время в монастыре был еще один храм — деревянный надвратный в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В ту эпоху также построили каменный корпус для братии, а в конце XIX века еще один, но из дерева.

В разные времена в Мироносицком монастыре подвизалось от 3 до 26 человек, в частности в начале ХХ столетия здесь проживало 9 монахов и 29 послушников. У обители были свои угодья, сад и огороды, лес и мельницы.

Отметим, что с самого основания обители, она соседствовала с язычниками, которые недоброжелательно относились ввиду того, что монастырю была передана часть их земель. Но со временем отношение изменилось, причем благодаря миссионерству и просвещению Марийского края. Такая деятельность произвела очень большое духовное влияние на местный народ.

Что касается чудотворной Мироносицкой иконы, то она находилась в иконостасе монастырского собора. Сотни-тысячи верующих посещали обитель и молились у образа. О чудесах, происходящих от иконы, стало известно далеко за пределами Марийских земель, так что святыня получила широкую известность по всей стране. Еще в XVII веке зародилась традиция носить чудотворную икону крестным шествием. Уже в средине следующего столетия по просьбе жителей Царевококшайска, Чебоксар и других городов установились ходы в эти места. Во время совершения крестных ходов крестьяне встречали образ в своих домах, где совершались водосвятные молебны.

Бурные 1917-1918 годы полностью изменили уклад монастырской жизни, впрочем, как и по всей России. В начале 1920-х годов у обители конфисковали земли, со звонницы сняли колокола, а вскоре Мироносицкая пустынь и вовсе была закрыта. В это же время исчезла и чудотворная икона. Возможно, ее забрали во время кампании по изъятию церковных ценностей. На момент закрытия обители здесь подвизалось 12 иноков.

В 1921 году власти создали трудовую артель по пошивке одежды, которая состояла из монашествующих. Когда в 1924 году насельников изгнали из обители, здесь разместили детский дом. Позже в монастыре размещались мастерские совхоз-техникума. Таким образом, старинная пустынь на долгие годы пришла в упадок и запустение.

Возрождение Мироносицкого монастыря началось в начале 1990-х годов. В 1993 году новообразованной Марийской епархии передали бывшую пустынь, о существовании которой здесь почти ничего не напоминало. Лишь стены церкви и звонницы рассказывали о былом великолепии этого святого места. Тогда же начались ремонтные работы, и в конце 1993 года состоялось освящение домовой Введенской церкви. Кстати, отныне обитель уже существовала как женская. Вести о восстановлении монастыря быстро разлетелись и сюда стали тянуться верующие, внося свой вклад в дело возрождения.

В 1994 году в монастыре было всего две монахини, в сегодня подвизается порядка десяти. Трудами насельниц обитель восстанавливается в своем благолепии. Сестры и послушницы трудятся на хозяйстве, занимаются ремеслами, ухаживают за цветниками.

Святыни: 1. Список Владимирской иконы Богордицы со вставленным в нее вырезанным из камня Мироносицким образком, почитаемым как чудотворный (как отмечалось выше, оригинал был утрачен). 2. Части мощей святых: ап. Варнавы, Игнатия Брянчанинова, Алексия и Нила Московских, Димитрия Ростовского и др.

Епархия: Йошкар-Олинская.

Адрес: Россия, Респ. Марий Эл, Медведевский р-н, с. Ежово.

Обновлено: Сентябрь 28, 2017 автором: Alexander

По дороге на северо-восток из Йошкар-Олы среди бескрайних полей на 15-й версте справа перед путником открывается живописная панорама построек одного из древнейших монастырей не только Марийского края, но всего левобережья Волги. Это - Мироносицкая пустынь. Место, как говорили в старину летописцы, “зело красно и украшенное” трудами и молитвой. История этой обители, одной из многих в центральной России, полна очарования. Годы и столетия прошумели над ее седыми стенами. В них уместилось все: явление образа и чудеса исцеления, иноческое служение и расцвет монастыря, годы лихолетья и разорения, возрождение и возвращение.

Возникновение обители относится к середине XVII века и связано с явлением чудотворного образа Пресвятой Богородицы со святыми женами мироносицами. Майским днем 1647 года крестьянин селения Дальние Кузнецы, Андрей Иванович Жолнин, работая в поле (на месте теперешней обители), увидел резной на аспидном камне, обложенный тканым серебром, образ Богоматери со св. женами мироносицами. (В древних грамотах XVII века говорится только о явлении иконы св. жен мироносиц. Но в чудесах от явленной иконы упоминается, что некоторые люди видели Владимирскую икону Божией Матери. Поэтому оба образа считались явленными. В икону Божией Матери была вставлена малых размеров на аспидном камне явленная икона св. жен мироносиц). Когда крестьянин приблизился к иконе и хотел ее взять, образ сделался невидимым. Но вскоре появился вновь на стоящем рядом дереве. Он взял икону и благоговейно принес в свой дом. Вечером и ночью от иконы исходил солнечный свет. Андрей всю ночь молился перед образом, а когда заснул, то ему явился во сне украшенный сединой в святительском одеянии муж и повелел Андрею снова молиться. Тогда же на месте явления иконы был слышен колокольный звон, предвещавший чудеса и основание здесь обители.

На следующий день утром Андрей отнес икону своему отцу Ивану, рассказав ему о всем случившемся. Отец слушал сына с трепетом и радостью одновременно. Узнав о святыне, все жители деревни собрались в доме Жолниных, приведя с собой больных и увечных, которые тут же исцелялись. О явлении чудотворного образа стало известно в Царевококшайске священникам, мирянам и воеводе Матвею Никифоровичу Спиридонову.

Множество народа отправилось в день сретения 23 июня (6 июля по нов. стилю) Владимирской иконы Божией Матери в дом Ивана Жолнина, а оттуда к месту обретения образа, случившегося 1 мая (14 мая по нов. стилю). При этом происходили многие чудеса. Люди слышали невидимый голос на том месте, где провидением Божиим должна быть основана обитель для монахов.

Спустя некоторое время образ был перенесен в Царевококшайск в соборную церковь Воскресения. Весть о явлении чудотворного образа дошла до Москвы. Царь Алексей Михайлович повелел отправить икону в Москву. Воевода Спиридонов, сняв список с иконы, отправил подлинник в столицу. Там чудотворный образ был встречен с великим торжеством самим государем, митрополитами и народом, установлен в царских палатах, куда больные, приходя с верой и надеждой, получали исцеление. Два года икона находилась в Москве.

По распоряжению царя икона была облачена в драгоценный оклад, унизанный жемчугом. В 1649 году государь отправил икону в Царев город на Кокшаге, указав начать построение обители на месте явления образа. Эта дата считается годом основания Мироносицкой пустыни, хотя работы по увековечиванию обретения образа начались уже в 1647 году. Воевода Матвей Спиридонов распорядился построить главную часовню на месте явления. Царевококшайские служилые люди ходатайствовали о постройке церкви на этом месте. Повеление царя и просьбы царевококшайцев совпали. Ко времени возвращения иконы основание обители уже было положено. Шел сентябрь 1649 года.

Строительство монастыря велось быстро, уже в 1652 году обитель была готова. Стучали топоры, росли венцы бревен. Деревянная церковь во имя жен мироносиц, кельи, хозяйственные постройки выросли на месте обретения иконы. По некоторым сведениям деревянный храм просуществовал 67 лет, а потом на его месте началось строительство каменного. Строился храм в то время, когда игуменом пустыни был Иоасаф (1712-1723 гг.). Он был освящен около 1719 года, сохранился до нашего времени и венчает весь монастырский ансамбль.

Мироносицкий храм - яркий памятник русского зодчества, сооруженный в традициях XVII века. Он представляет собой двухэтажную постройку. В верхней части расположен холодный главный храм во имя св. жен мироносиц и придел во имя св. Иоанна Предтечи, а в нижней - теплый храм в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя и придел во имя св. Архистратига Михаила. По фасаду первый и второй этажи разделяются каменным пояском в виде поребрика и гирек. К основному кубу храма с востока примыкают алтарные апсиды, украшенные белокаменным “узорочьем”, а с запада и севера обширная паперть и крыльца. Декоративное убранство наружных стен церкви частично сохранилось. Особенно интересно решены оконные проемы северо-западного торца паперти первого этажа. Килевидное завершение трех оконных проемов возвышает храм, делает его легким и стройным. Необычайно красивый вид открывается с южной стороны. Легкость и воздушность храму придают три пары окон, обрамленных затейливыми наличниками, перспективный портал. Оригинально, в духе лучших традиций церковного зодчества XVII века, решено завершение храма. Четыре килевидные закомары (“комара” - свод) венчают свод снаружи с четырех сторон, как бы отдавая дань традиционному на Руси закомарному покрытию храмов. Они несут четырехскатную кровлю с легким и стройным барабаном и главой. Внутреннее пространство главного храма перекрыто “коробовым”, то есть сплошным сводом. Основную нагрузку свода несут стены без внутренних столпов. Такая конструкция делает интерьер церкви просторным и светлым. Величавость храму придают широкие лопатки по углам четверика. С юго-западной стороны к торцу трапезной примыкает пятиярусная шатровая колокольня, каждый ярус которой отмечен на фасаде кладкой поребрика (кирпич, поставленный на ребро). Восьмигранник колокольни четко выделен лопатками и производит величественный, фундаментальный вид. Пятый ярус прорезан большими арками, образующими ярус звона и завершается легким и изящным шатром с маленьким барабаном и главкой. Шатер разрезают три ряда “слухов” - небольших окон в килевидных нишах для распространения звона. Колокольня храма - типичный образец русских колоколен второй половины XVII - начала XVIII века - придает всему храмовому комплексу стройный вид и законченность архитектурного замысла. К сожалению, не сохранилось сведений о зодчих храма Мироносицкой пустыни. Но судя по архитектурным особенностям, его строителями вполне могла быть артель из владимирских зодчих, возможно направленная сюда самим Алексеем Михайловичем. На колокольне по данным описи имущества монастыря 1921 года имелось 8 колоколов. Первые три - большой, “Полиелейный” и “Вседневный” весом соответственно: 123, 41 и 15 пудов. Благовест и перезвон разливались над всей округой.

В начале XVIII века в монастыре имелась еще деревянная церковь, надвратная, во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Интерьеры главного храма и приделов периодически обновлялись. В них были установлены иконостасы. Мироносицкая пустынь была обнесена каменной оградой с трех сторон, а с четвертой - северной - деревянной. В плане она представляла собой вытянутый с севера на юг прямоугольник. Ее облик в XIX - начале XX вв. был запечатлен на литографиях и немногочисленных любительских фотографиях. К северу от храма в XVIII веке был построен братский корпус, каменный, двухэтажный. В конце XIX века у западной стены монастыря был сооружен новый деревянный двухэтажный братский корпус, не сохранившийся до нашего времени. В южной части монастыря располагался сад и огороды, а в северной - хозяйственные постройки.

Число монахов в мужской обители в разные годы колебалось от 3 до 11 человек. Во главе братии стоял игумен. Расцвет хозяйственной деятельности монастыря относится к двум периодам - первой четверти XVIII века и концу XIX - началу XX века. Уже во второй половине XVII века Мироносицкая пустынь получила в свое распоряжение свыше 110 десятин земли, имела мельницы, лес. Сначала местное марийское языческое население настороженно и даже враждебно встретило строительство обители, ибо ему пришлось уступить некоторые земли монастырю. Но постепенно отношение изменилось. Оттаяли души язычников. Они не только смирились с обителью, но даже стали жертвовать свои земли в ее пользу. В 1764 году в результате изъятия государством церковно-монастырской собственности, утверждения твердых штатов в монастырях Мироносицкая пустынь в числе других семи мужских монастырей Казанской епархии была определена как заштатная, общежительная. По данным на 1904 год монастырь имел 147 десятин земли в двух верстах от монастыря (100 десятин пахотная, остальная - луга, лес); мукомольную мельницу в 9 верстах от обители около деревни Якимово; рыбные ловли в Козьмодемьянском уезде, пожалованные императором Павлом I; лесной участок в 102 десятины в 12 верстах от монастыря. В начале XX века при игуменстве Серафима в пустыни было 9 монахов (Магистриан, Ксенофонт, Иларий, Исаакий, Сергий, Алексий, Савватий, Африкан, Зосима) и 29 послушников.

На протяжении столетий Мироносицкая пустынь распространяла свет духовного просвещения на территории Марийского края. Миссионерская деятельность монастыря оказала огромное духовное и нравственное влияние на местное население. Чудотворная икона озаряла своим светом каждого приложившегося к ней. Монастырское богослужение, совершавшееся строго по уставу, весь уклад обители производили неизгладимое впечатление.

Главной святыней обители оставалась икона Пресвятой Богородицы Владимирской со св. женами мироносицами. Чудотворный образ находился в соборной церкви монастыря в киоте главного иконостаса, в роскошной позолоченной ризе, унизанной жемчугом и каменьями. Тысячи паломников устремлялись в обитель и получали здесь духовное успокоение, благословение, приют и трапезу. Чудеса, исходящие от иконы, стали широко известны, и она, называющаяся Мироносицкой или Царевококшайской, стала не только местночтимой, но и получила всероссийскую известность. От чудотворного образа получали исцеление. Воевода Матвей Спиридонов и его младший сын Алексей, одержимые болезнью и потеряв всякую надежду на излечение, просили принести образ св. жен мироносиц в Царевококшайск. В соборе был отслужен перед ним молебен с водоосвящением, и младенец, испив святой воды, тотчас же получил исцеление от болезни. С этого времени появился обычай носить чудотворный образ из Мироносицкой пустыни крестным ходом.
Стечение народа в монастыре происходило на главные престольные праздники обители - день Сретения Владимирской иконы Божией Матери - 23 июня (6 июля по нов. ст.) и день обретения чудотворного образа - 1 мая (14 мая по нов.ст.). В день Владимирской иконы в монастырь приходило из Царевококшайска, окрестных деревень около трех тысяч богомольцев. Приходили пешком и приезжали из Яранского и Уржумского уездов Вятской губернии. В этот день с раннего утра и до вечера в храме и на святом ключе недалеко от обители священники едва успевали служить молебны. Из храма совершался крестный ход на ключ. Паломники окроплялись cвятой водицей.

В 1667 году казанский митрополит Иоасаф по желанию населения городов Царевококшайска, Козьмодемьянска, Чебоксар, Цивильска установил крестные ходы с иконой в эти города. Эти ходы стали ежегодными. Во время крестных ходов жители сел и деревень непременно принимали икону в своих домах, чтобы отслужить молебен с водоосвящением. Самым древним считался крестный ход в Царевококшайск. От всех городских церквей крестный ход совершался к реке Кокшаге для водоосвящения и вокруг города. По особому расписанию чудотворный образ обносили по всем церквам города, горожане принимали его в свои дома, служились молебны. В 1844 году игумен Мироносицкой пустыни Гедеон составил расписание переноса иконы из одной городской церкви в другую. 31 июля монахи приносили икону в город и ставили ее в Воскресенском соборе к всенощному бдению; 1-2 августа она оставалась в соборе; 2 августа икону переносили к всенощному бдению в Вознесенскую церковь, в которой она находилась 6,7 и 8 августа; 8 августа образ переносился во Входоиерусалимскую церковь, где находился 9,10, и 11 августа; 12 августа икону приносили в собор к Божественной литургии или к вечерне. Там она находилась 13, 14, 15 августа. 16 августа икону торжественно провожали крестным ходом обратно в монастырь.

Революционная буря 1917-1918 годов разрушила прежний уклад жизни. Мироносицкая пустынь разделила судьбу многих монастырей России. Смерч разорения и запустения подбирался к ее стенам уже в начале 20-х годов. Обитель была лишена источников существования - земель. Затем специальным решением советских властей монастырь закрыли. Замолкли колокола на долгие десятилетия, они были сняты с колокольни. Бесследно исчезла чудотворная икона. Не исключено, что в 1922 году, она оказалась среди церковных ценностей, изъятых новой властью из монастыря. В тот год снимали и увозили серебряные ризы с икон, кресты, потиры, кадила, украшения с Евангелий. Всего было изъято золота и серебра на 4 фунта 36 золотников (почти 2 кг). Последними иноками пустыни были 12 монахов во главе с настоятелем игуменом Сергием и казначеем иеромонахом Варсонофием (Исаакий, Симон, Алипий, Филарет, Антоний, Рафаил, Маврикий, Никонор, Зосима, Иоасаф, Кирилл, Алексий) и 7 послушников (Карп, Николай, Андрей, Трифон, Александр, Иван, Василий).

С 1921 по 1924 гг. на территории монастыря располагалась трудовая артель по пошиву одежды, состоявшая из монахов. В 1924 г. монахи были изгнаны из обители, и в ее стенах находился Ежовский детский дом. В дальнейшем здания монастыря переходили из рук в руки. Святое место оказалось брошенным, разграбленным и разрушенным. Советские власти лишь констатировали наличие в селе Ежово памятника архитектуры XVII века, но ничего реального для его спасения предпринято не было.

В конце XX века началось возрождение Мироносицкой пустыни как женской обители. 1993 год явился особенно знаменательным. Была образована Марийская епархия, которой была передана Мироносицкая пустынь. Здесь тогда мало что напоминало о былом монастыре. Только стены храма и колокольни давали некоторое представление о былом величии, красоте и славе. По благословению епископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна начались восстановительные работы под руководством иерея Сергия Кожевникова. 4 декабря 1993 года епископ Иоанн освятил престол домашней церкви в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, совершил Божественную литургию и молебен. Весть о возрождении пустыни облетела многие города и веси. Сюда потянулись люди, внося посильный вклад в возрождение обители.

Знаменательное событие произошло 1 ноября 1994 года, когда в монастырь по указу Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II для возрождения обители прибыли две монахини: Варнава и Ардалиона из Толгского монастыря под Ярославлем.

Сейчас в обители живут 18 насельниц, включая послушниц, во главе с монахиней Варнавой. Монастырь возрождается в своем былом великолепии. Все делается руками сестер. Трудом и молитвами за людей и Отечество наше заполнена каждая их минута. Подворье монастыря радует глаз чудесными цветниками. Монахини и послушницы несут послушание в монастырском хозяйстве, занимаются рукоделием.

Возникновение обители относится к середине XVII века и связано с явлением чудотворного образа Пресвятой Богородицы со святыми женами-мироносицами. Майским днем 1647 года крестьянин Андрей Иванович Жолнин из селения Дальние Кузнецы, работая в поле (на месте теперешней обители), увидел резной на аспидном камне, обложенный тканым серебром, образ Богоматери со святыми женами-мироносицами. (В древних грамотах XVII века говорится только о явлении иконы святых жен-мироносиц. Но в чудесах от явленной иконы упоминается, что некоторые люди видели Владимирскую икону Божией Матери. Поэтому оба образа считались явленными. В икону Божией Матери была вставлена малых размеров на аспидном камне явленная икона святых жен-мироносиц. Когда крестьянин приблизился к иконе и хотел ее взять, образ сделался невидимым. Но вскоре появился вновь на стоящем рядом дереве. Он взял икону и благоговейно принес в свой дом. Вечером и ночью от иконы исходил солнечный свет. Андрей всю ночь молился перед образом, а когда заснул, то ему явился во сне, украшенный сединой в святительском одеянии муж, и повелел Андрею снова молиться. Тогда же на месте явления иконы был слышен колокольный звон, предвещавший чудеса и основание здесь обители.

На следующий день утром Андрей отнес икону своему отцу Ивану, рассказав ему о всем случившемся. Отец слушал сына с трепетом и радостью одновременно. Узнав о святыне, все жители деревни собрались в доме Жолниных, приведя с собой больных и увечных, которые тут же исцелялись. О явлении чудотворного образа стало известно в Царевококшайске священникам, мирянам и воеводе Матвею Никифоровичу Спиридонову.
Множество народа отправилось в день сретения 23 июня Владимирской иконы Божией Матери в дом Ивана Жолнина, а оттуда, к месту обретения образа, случившегося 1 мая. При этом происходили многие чудеса. Люди слышали невидимый голос на том месте, где провидением Божиим должна быть основана обитель для монахов.
Спустя некоторое время образ был перенесен в Царевококшайск в соборную церковь Воскресения. Весть о явлении чудотворного образа дошла до Москвы. Царь Алексей Михайлович повелел отправить икону в Москву. Воевода Спиридонов, сняв список с иконы, отправил подлинник в столицу. Там чудотворный образ был встречен с великим торжеством самим государем, митрополитами и народом, установлен в царских палатах, куда больные, приходя с верой и надеждой, получали исцеление. Два года икона находилась в Москве.

По распоряжению царя икона была облачена в драгоценный оклад, унизанный жемчугом. В 1649 году государь отправил икону в Царев город на Кокшаге, указав начать построение обители на месте явления образа. Эта дата считается годом основания Мироносицкой пустыни, хотя работы по увековечиванию обретения образа начались уже в 1647 году. Воевода Матвей Спиридонов распорядился построить главную часовню на месте явления. Царевококшайские служилые люди ходатайствовали о постройке церкви на этом месте. Повеление царя и просьбы царевококшайцев совпали. Ко времени возвращения иконы основание обители уже было положено. Шел сентябрь 1649 года.
Строительство монастыря велось быстро, уже в 1652 году обитель была готова. Стучали топоры, росли венцы бревен. Деревянная церковь во имя жен мироносиц, кельи, хозяйственные постройки выросли на месте обретения иконы. По некоторым сведениям деревянный храм просуществовал 67 лет, а потом на его месте началось строительство каменного. Строился храм в то время, когда игуменом пустыни был Иоасаф (1712-1723 гг.). Он был освящен около 1719 года, сохранился до нашего времени и венчает весь монастырский ансамбль.
Мироносицкий храм - яркий памятник русского зодчества, сооруженный в традициях XVII века. Он представляет собой двухэтажную постройку. В верхней части расположен холодный главный храм во имя жен-мироносиц и придел во имя св. Иоанна Предтечи, а в нижней - теплый храм в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя и придел во имя св. Архистратига Михаила. По фасаду первый и второй этажи разделяются каменным пояском в виде поребрика и гирек. К основному кубу храма с востока примыкают алтарные апсиды, украшенные белокаменным “узорочьем”, а с запада и севера обширная паперть и крыльца. Декоративное убранство наружных стен церкви частично сохранилось. Особенно интересно решены оконные проемы северо-западного торца паперти первого этажа. Килевидное завершение трех оконных проемов возвышает храм, делает его легким и стройным. Необычайно красивый вид открывается с южной стороны. Легкость и воздушность храму придают три пары окон, обрамленных затейливыми наличниками, перспективный портал. Оригинально, в духе лучших традиций церковного зодчества XVII века, решено завершение храма. Четыре килевидные закомары (“комара” - свод) венчают свод снаружи с четырех сторон, как бы отдавая дань традиционному на Руси закомарному покрытию храмов. Они несут четырехскатную кровлю с легким и стройным барабаном и главой. Внутреннее пространство главного храма перекрыто “коробовым”, то есть сплошным сводом. Основную нагрузку свода несут стены без внутренних столпов. Такая конструкция делает интерьер церкви просторным и светлым. Величавость храму придают широкие лопатки по углам четверика. С юго-западной стороны к торцу трапезной примыкает пятиярусная шатровая колокольня, каждый ярус которой отмечен на фасаде кладкой поребрика (кирпич, поставленный на ребро). Восьмигранник колокольни четко выделен лопатками и производит величественный, фундаментальный вид. Пятый ярус прорезан большими арками, образующими ярус звона и завершается легким и изящным шатром с маленьким барабаном и главкой. Шатер разрезают три ряда “слухов” - небольших окон в килевидных нишах для распространения звона. Колокольня храма - типичный образец русских колоколен второй половины XVII - начала XVIII века - придает всему храмовому комплексу стройный вид и законченность архитектурного замысла. К сожалению, не сохранилось сведений о зодчих храма Мироносицкой пустыни. Но судя по архитектурным особенностям, его строителями вполне могла быть артель из владимирских зодчих, возможно направленная сюда самим Алексеем Михайловичем.
На колокольне по данным описи имущества монастыря 1921 года имелось 8 колоколов. Первые три - большой, “Полиелейный” и “Вседневный” весом соответственно: 123, 41 и 15 пудов. Благовест и перезвон разливались над всей округой.

В начале XVIII века в монастыре имелась еще деревянная церковь, надвратная, во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Интерьеры главного храма и приделов периодически обновлялись. В них были установлены иконостасы. Мироносицкая пустынь была обнесена каменной оградой с трех сторон, а с четвертой северной - деревянной. В плане она представляла собой вытянутый с севера на юг прямоугольник. Ее облик в XIX - начале XX вв. был запечатлен на литографиях и немногочисленных любительских фотографиях. К северу от храма в XVIII веке был построен братский корпус, каменный, двухэтажный. В конце XIX века у западной стены монастыря был сооружен новый деревянный двухэтажный братский корпус, не сохранившийся до нашего времени. В южной части монастыря располагался сад и огороды, а в северной - хозяйственные постройки.

Число монахов в мужской обители в разные годы колебалось от 3 до 11 человек. Во главе братии стоял игумен. Расцвет хозяйственной деятельности монастыря относится к двум периодам - первой четверти XVIII века и концу XIX - началу XX века. Уже во второй половине XVII века Мироносицкая пустынь получила в свое распоряжение свыше 110 десятин земли, имела мельницы, лес. Сначала местное марийское языческое население настороженно и даже враждебно встретило строительство обители, ибо ему пришлось уступить некоторые земли монастырю. Но постепенно отношение изменилось. Оттаяли души язычников. Они не только смирились с обителью, но даже стали жертвовать свои земли в ее пользу. В 1764 году в результате изъятия государством церковно-монастырской собственности, утверждения твердых штатов в монастырях Мироносицкая пустынь в числе других семи мужских монастырей Казанской епархии была определена как заштатная, общежительная. По данным на 1904 год монастырь имел 147 десятин земли в двух верстах от монастыря (100 десятин пахотная, остальная - луга, лес); мукомольную мельницу в 9 верстах от обители около деревни Якимово; рыбные ловли в Козьмодемьянском уезде, пожалованные императором Павлом I; лесной участок в 102 десятины в 12 верстах от монастыря. В начале XX века при игуменстве Серафима в пустыни было 9 монахов (Магистриан, Ксенофонт, Иларий, Исаакий, Сергий, Алексий, Савватий, Африкан, Зосима) и 29 послушников.
На протяжении столетий Мироносицкая пустынь распространяла свет духовного просвещения на территории Марийского края. Миссионерская деятельность монастыря оказала огромное духовное и нравственное влияние на местное население. Чудотворная икона озаряла своим светом каждого приложившегося к ней. Монастырское богослужение, совершавшееся строго по уставу, весь уклад обители производили неизгладимое впечатление.
Главной святыней обители оставалась икона Пресвятой Богородицы Владимирской со св. женами мироносицами. Чудотворный образ находился в соборной церкви монастыря в киоте главного иконостаса, в роскошной позолоченной ризе, унизанной жемчугом и каменьями. Тысячи паломников устремлялись в обитель и получали здесь духовное успокоение, благословение, приют и трапезу. Чудеса, исходящие от иконы, стали широко известны, и она, называющаяся Мироносицкой или Царевококшайской, стала не только местночтимой, но и получила всероссийскую известность. От чудотворного образа получали исцеление. Воевода Матвей Спиридонов и его младший сын Алексей, одержимые болезнью и потеряв всякую надежду на излечение, просили принести образ св. жен мироносиц в Царевококшайск. В соборе был отслужен перед ним молебен с водоосвящением, и младенец, испив святой воды, тотчас же получил исцеление от болезни. С этого времени появился обычай носить чудотворный образ из Мироносицкой пустыни крестным ходом.
Стечение народа в монастыре происходило на главные престольные праздники обители - день Сретения Владимирской иконы Божией Матери - 23 июня (6 июля по нов. ст.) и день обретения чудотворного образа - 1 мая (14 мая по нов.ст.). В день Владимирской иконы в монастырь приходило из Царевококшайска, окрестных деревень около трех тысяч богомольцев. Приходили пешком и приезжали из Яранского и Уржумского уездов Вятской губернии. В этот день с раннего утра и до вечера в храме и на святом ключе недалеко от обители священники едва успевали служить молебны. Из храма совершался крестный ход на ключ. Паломники окроплялись cвятой водицей.
В 1667 году казанский митрополит Иоасаф по желанию населения городов Царевококшайска, Козьмодемьянска , Чебоксар, Цивильска установил крестные ходы с иконой в эти города. Эти ходы стали ежегодными. Во время крестных ходов жители сел и деревень непременно принимали икону в своих домах, чтобы отслужить молебен с водоосвящением. Самым древним считался крестный ход в Царевококшайск. От всех городских церквей крестный ход совершался к реке Кокшаге для водоосвящения и вокруг города. По особому расписанию чудотворный образ обносили по всем церквам города, горожане принимали его в свои дома, служились молебны. В 1844 году игумен Мироносицкой пустыни Гедеон составил расписание переноса иконы из одной городской церкви в другую. 31 июля монахи приносили икону в город и ставили ее в Воскресенском соборе к всенощному бдению; 1-2 августа она оставалась в соборе; 2 августа икону переносили к всенощному бдению в Вознесенскую церковь , в которой она находилась 6,7 и 8 августа; 8 августа образ переносился во Входоиерусалимскую церковь, где находился 9,10, и 11 августа; 12 августа икону приносили в собор к Божественной литургии или к вечерне. Там она находилась 13, 14, 15 августа. 16 августа икону торжественно провожали крестным ходом обратно в монастырь.

Революционная буря 1917-1918 годов разрушила прежний уклад жизни. Мироносицкая пустынь разделила судьбу многих монастырей России. Смерч разорения и запустения подбирался к ее стенам уже в начале 20-х годов. Обитель была лишена источников существования - земель. Затем специальным решением советских властей монастырь закрыли. Замолкли колокола на долгие десятилетия, они были сняты с колокольни. Бесследно исчезла чудотворная икона. Не исключено, что в 1922 году, она оказалась среди церковных ценностей, изъятых новой властью из монастыря. В тот год снимали и увозили серебряные ризы с икон, кресты, потиры, кадила, украшения с Евангелий. Всего было изъято золота и серебра на 4 фунта 36 золотников (почти 2 кг). Последними иноками пустыни были 12 монахов во главе с настоятелем игуменом Сергием и казначеем иеромонахом Варсонофием (Исаакий, Симон, Алипий, Филарет, Антоний, Рафаил, Маврикий, Никонор, Зосима, Иоасаф, Кирилл, Алексий) и 7 послушников (Карп, Николай, Андрей, Трифон, Александр, Иван, Василий).

С 1921 по 1924 гг. на территории монастыря располагалась трудовая артель по пошиву одежды, состоявшая из монахов. В 1924 г. монахи были изгнаны из обители, и в ее стенах находился Ежовский детский дом. В дальнейшем здания монастыря переходили из рук в руки. Святое место оказалось брошенным, разграбленным и разрушенным. Советские власти лишь констатировали наличие в селе Ежово памятника архитектуры XVII века, но ничего реального для его спасения предпринято не было.
В конце XX века началось возрождение Мироносицкой пустыни как женской обители. 1993 год явился особенно знаменательным. Была образована Марийская епархия, которой была передана Мироносицкая пустынь. Здесь тогда мало что напоминало о былом монастыре. Только стены храма и колокольни давали некоторое представление о былом величии, красоте и славе. По благословению епископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна начались восстановительные работы под руководством иерея Сергия Кожевникова. 4 декабря 1993 года епископ Иоанн освятил престол домашней церкви в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, совершил Божественную литургию и молебен. Весть о возрождении пустыни облетела многие города и веси. Сюда потянулись люди, внося посильный вклад в возрождение обители.

Знаменательное событие произошло 1 ноября 1994 года, когда в монастырь по указу Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II для возрождения обители прибыли две монахини: Варнава и Ардалиона из Толгского монастыря под Ярославлем.
Сейчас в обители живут 18 насельниц, включая послушниц, во главе с монахиней Варнавой. Монастырь возрождается в своем былом великолепии. Все делается руками сестер. Трудом и молитвами за людей и Отечество наше заполнена каждая их минута. Подворье монастыря радует глаз чудесными цветниками. Монахини и послушницы несут послушание в монастырском хозяйстве, занимаются рукоделием.
Духовная жизнь монастыря находится под неустанным вниманием епископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна. В дни престольных праздников епископ Иоанн совершает богослужения. В обитель вновь стекаются люди, стремясь обрести душевный покой, умиротворение. Возрождаются крестные ходы с чудотворной иконой. В престольные праздники - на Мироносицкий источник, а в 1999 году, в 350-ю годовщину пустыни, крестный ход совершился из обители в Йошкар-Олу. И вновь как прежде Мироносицкая пустынь несет свет миру, становится источником благочестия. Не прерывается нить поколений. Возносимая молитва поддерживает всех, кто надеется на лучшее, ищет пути к источнику великой духовной силы.

Мироносицкий женский монастырь в Ежово – один из самых старых в левобережье Волги. Его возникновение датируется серединой XVII века, когда местному крестьянину явилась икона Божьей Матери Владимирской со святыми женами-мироносицами. На месте знаменательного события по указу царя, распоряжению воеводы и желанию простого народа была воздвигнута сначала часовня, положившая начало образования пустыни – мужского монастыря. Чудотворная икона, побывав в царских палатах в Москве, вернулась в марийские земли и стала главной святыней обители, а затем вновь была утрачена в период религиозных гонений.

Исторические постройки в первозданном виде сохранились фрагментарно. Весь советский период монастырский комплекс служил местом для работы швейной артели, детским домом, складскими помещениями, принадлежавшие различным собственникам. Все ценности были утрачены – разграблены и уничтожены. И только с 1993 года началось возрождение монастыря, который по распоряжению Марийской епархии стал женским. По немногочисленным старинным литографиям и фотографиям кропотливо воссоздается архитектурный облик зданий, оригиналы которых строили мастера из Владимира.

Главный храм воздвигнут в традиционном стиле русского зодчества. Сооружение состоит из 2-х этажей, разделенных по фасаду декоративной лентой из узорчатой кирпичной кладки. Вертикальные лопатки придают всему сооружению стройность и кажущуюся легкость. Проемы окон украшены затейливым обрамлением. В верхнем «холодном» находится церковь святых жен-мироносиц с чудотворной иконой, в нижнем «теплом» – церковь Христа Спасителя и придел в честь Архистратига Михаила.

План храма – четырехгранный. Широкая паперть ведет к главному входу. Фасад по углам оформлен вертикальными лопатками, создающими впечатление стройности и устремленности ввысь. Вершина храма оформлена традиционным для русского зодчества 4-мя закомарами, образующими шатер. На стройном и легком барабане закреплена главка. Внутреннее помещение светло и просторно благодаря конструктивному решению без несущих внутренних опор, всю нагрузку берут на себя стены, соединенные в верхней части единым сводом.

Великолепна высокая восьмигранная звонница, состоящая из 5 ярусов, которые венчает остроконечный шатер с главкой. Каждый ярус выделен горизонтальным поясом из кирпичной кладки – поребрика. Колокольный звон красивым звучанием распространяется благодаря широким аркам верхнего пояса и трехрядному расположению килевидных слуховых окошек. В монастырский культовый комплекс входят небольшие часовни – Иоанна Предтечи, Новомучеников марийских, домашняя церковь в честь праздника Введения Богородицы во Храм, сестринский корпус, хозяйственные постройки, мастерские для занятий рукоделием.

Насельницы разбили многочисленные клумбы, радующие взор своим многоцветием с весны до поздней осени. По периметру территория обители обнесена каменной стеной с главным и дополнительными входами. 14 мая отмечается в обители престольный праздник, на который стекается большое число паломников, участвующих в Крестном ходе к месту явления чудотворной иконы, где забил источник с целебной водой. Над родником сооружена белокаменная часовня, рядом с которой недавно выстроена деревянная купальня.

Другие святые источники украшены коваными решетками с прикрепленными к ним небольшими иконами – Иоанна Крестителя и Владимирской Божьей Матери. С момента возникновения пустынь славилась пышными торжественными богослужениями и Крестными ходами, эта традиция возвращается, связывая прерванную нить поколений.


Ежовский Мироносицкий монастырь на фото

Адрес: 425224, Республика Марий Эл, Медведевский район, село Ежово, Мироносицкая пустынь



Loading...Loading...