Средневековые ремесленные цехи (xiii‒xv века). Городское ремесло и его цеховая организация Цеховые правила в средние века

Производственную основу средневекового города составляло ремесло. Для феодализма характерно мелкое производство как в деревне, так и в городе. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который имел свои орудия производства, вел самостоятельно своё частное хозяйство, основанное на личном труде, и имел своей целью не получение прибыли, а добывание средств к существованию. «Приличное его положению существование,- а не меновая стоимость как таковая, не обогащение как таковое...» (К. Маркс, Процесс производства капитала в кн. «Архив Маркса и Энгельса», т. II (VII), стр. 111.) являлось целью труда ремесленника.
Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация - объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы - цехи. Цехи появились почти одновременно с возникновением городов. В Италии они встречались уже с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии - с XI-XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т. п.) происходило, как правило, позже. Ремесленные корпорации существовали и в русских городах (например, в Новгороде).

Цехи возникли как организации бежавших в город крестьян, нуждавшихся в объединении для борьбы против разбойничьего дворянства и в защите от конкуренции. В числе причин, обусловивших необходимость образования цехов, Маркс и Энгельс отмечали также потребность ремесленников в общих рыночных помещениях для продажи товаров и на необходимость охраны общей собственности ремесленников на определённую специальность или профессию. Объединение ремесленников в особые корпорации (цехи) было обусловлено всей системой феодальных отношений, господствовавших в средние века, всей феодально-сословной структурой общества (См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. 3, изд. 2, стр 23 и 50-51.).

Образцом для цеховой организации, как и для организации городского самоуправления, был общинный строй (См. Ф. Энгельс, Марка; в кн. «Крестьянская война в Германии», М. 1953, стр. 121.). Объединённые в цехи ремесленники являлись непосредственными производителями. Каждый из них работал в своей собственной мастерской со своими инструментами и на своём сырье. Он срастался с этими средствами производства, по выражению Маркса, «как улитка с раковиной» (К. Маркс, Капитал, т. I, Госполитиздат, 1955, стр. 366.). Традиционность и рутина были характерны для средневекового ремесла, так же как и для крестьянского хозяйства.

Внутри ремесленной мастерской почти не существовало разделения труда. Разделение труда осуществлялось в виде специализации между отдельными цехами, что с развитием производства приводило к увеличению числа ремесленных профессии и, следовательно, количества новых цехов. Это хотя и не изменяло характера средневекового ремесла, но обусловливало определённый технический прогресс, усовершенствование навыков труда, специализацию рабочето инструмента и т. п. Ремесленнику помогала обычно в работе его семья. Вместе с ним работали один или два подмастерья и один или несколько учеников. Но полноправным членом цеха являлся только мастер, владелец ремесленной мастерской. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях своеобразной цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого желавшего вступить в цех и стать его членом. В первый период развития цехов каждый ученик мог сделаться через несколько лет подмастерьем, а подмастерье - мастером.


В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Этим устранялась возможность конкуренции со стороны не входивших в цех ремесленников, опасной для мелких производителей в условиях весьма узкого в то время рынка и относительно незначительного спроса. Ремесленники, входившие в цех, были заинтересованы в том, чтобы изделиям членов данного цеха был обеспечен беспрепятственный сбыт. В соответствии с этим цех строго регламентировал производство и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер - член цеха - выпускал продукцию определённого качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т. д.

Будучи корпорацией (объединением) мелких товаропроизводителей, цех ревностно следил за тем, чтобы производство всех его членов не превышало определённого размера, чтобы никто не вступал в конкуренцию с другими членами цеха, выпуская больше продукции. С этой целью цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу в ночное время и в праздничные дни, ограничивали количество станков, на которых мог работать ремесленник, регулировали запасы сырья.

Ремесло и его организация в средневековом городе носили феодальный характер. «...Феодальной структуре землевладения соответствовала в городах корпоративная собственность (Корпоративной собственностью являлась монополия цеха на определенную специальность или профессию.), феодальная организация ремесла» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. 3, изд. 2, стр. 23.). Такая организация ремесла была необходимой формой развития товарного производства в средневековом городе, ибо она создавала в то время благоприятные условия для развития производительных сил. Она охраняла ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, обеспечивала существование мелких производителей при чрезвычайной узости тогдашнего рынка и содействовала развитию техники и совершенствованию навыков ремесленного труда. В период расцвета феодального способа производства цеховой строй находился в полном соответствии с той ступенью развития производительных сил, какая была достигнута в это время.

Цеховая организация охватывала все стороны жизни средневекового ремесленника. Цех являлся военной организацией, участвовавшей в охране города (сторожевая служба) и выступавшей как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны. Цех имел своего «святого», день которого он праздновал, свои церкви или часовни, являясь своеобразной религиозной организацией. Цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае боленни или смерти члена цеха.

Содержание статьи

ГИЛЬДИИ И ЦЕХИ (нем. Gilde, средневерхненем. Zeche – объединение), в широком смысле – различного типа корпорации и ассоциации (купеческие, профессиональные, общественные, религиозные), созданные с целью защиты интересов своих членов. Гильдии существовали уже в ранний период истории Месопотамии и Египта . В Китае гильдии долгое время господствовали в экономической жизни. Корпорации торговцев и ремесленников, занятых одним видом деятельности, были широко распространены в Древней Греции , а также в эллинистических империях, существовавших в юго-западной Азии и Египте. В эпоху Римской империи объединения, известные как collegia, распространились по всему Средиземноморью. Гильдии охватывали все ремесла, самые мощные объединяли корабельщиков и паромщиков в приморских городах. В эпоху поздней Римской империи гильдии сделались объектом государственной регламентации. Членство в них стало принудительным, поскольку закон требовал, чтобы сыновья продолжали дело отцов. В античную эпоху все гильдии преследовали как социальные, так и экономические цели. Они функционировали как органы помощи нуждающимся и похоронные общества. Имелись особые посвятительные церемонии и иные обряды религиозного характера.

После падения Западной Римской империи система collegia, находящихся под государственным надзором, сохранялась в Византийской империи . Выдвигалось предположение (впрочем, весьма спорное), что некоторые римские collegia продолжали существовать в ряде итальянских городов на протяжении всего Средневековья. Вопрос о происхождении купеческих гильдий, появившихся в 11 в., как и относящихся к более позднему времени ремесленных цехов по-прежнему остается предметом научных дискуссий. Различные историки усматривали их корни то в римских collegia, то в таких раннегерманских институтах, как правоохранительные «гильдии благочиния» или питейные сообщества, то в «экономическом микрокосме манора» или в возникавших в приходах благотворительных обществах.

Социальные и религиозные функции.

В деятельности купеческих гильдий и ремесленных цехов большую роль играли общественные и религиозные мотивы, хотя на первом плане всегда оставались экономические интересы. Даже в том случае, когда гильдия вырастала не из религиозного братства, с течением времени она принимала такие функции, или же ее члены образовывали ассоциированное общество или братство с этой целью. Из взносов членов гильдии создавался общий денежный фонд, средства от которого шли на помощь больным и нуждающимся, вдовам и сиротам, а также на устройство пристойного погребения членов. Нередко в честь святого покровителя данного ремесла устраивались пышные и продуманные до мелочей религиозные церемонии. Братья наставлялись жить в любви и взаимопомощи, а доброе имя объединения поддерживалось строгими правилами и мерами наказания для нарушителей. Цехи играли важную роль в общегородских празднествах, их члены участвовали в шествиях по улицам в традиционных костюмах, предназначавшихся для торжественных поводов. Многие гильдии отвечали за постановку мистерий (например, на праздник Тела Христова), в которых воспроизводились библейские сюжеты или сцены из человеческой истории – от творения до Страшного суда.

Купеческие гильдии.

В Северной Европе купеческие гильдии сложились на полвека раньше ремесленных цехов. Своим возникновением они обязаны оживлению торговли и росту городов в 11 в. С целью самозащиты и в общих коммерческих интересах купцы объединялись на торговых путях в караваны. Такого рода союзы, поначалу создававшиеся на время, постепенно приобретали характер постоянно действующих – либо в городах, куда караваны направлялись, либо по возвращении в родной город. К 12 в. купеческие гильдии фактически полностью монополизировали торговлю в городах, что в первую очередь характерно для Италии, Франции и Фландрии.

Члены гильдий и городские власти.

Поначалу членство в купеческих гильдиях было добровольным, но со временем независимые торговцы оказались не в состоянии конкурировать с гильдиями, и возникшая в итоге монополия получала признание со стороны феодальных вельмож и королей, а также других городов. Поскольку в гильдию теперь входили все богатые купцы, она была в состоянии оказывать значительное влияние на городское управление. Купеческая гильдия была в первую очередь коммерческой организацией, которая располагала квази-юридическими правами в отношении своих членов, а также имела характерные общественные и религиозные функции.

Союзы купеческих гильдий.

Иногда с целью установления контроля над общим для них внешним рынком купеческие гильдии объединялись в широкие союзы, получившие в Северной Европе название «ганза» (от нем. Hanse – союз, товарищество). К такому типу объединений относилась лига городов Фландрии, занятая главным образом закупкой шерсти в Англии. Еще большее влияние приобрел знаменитый Ганзейский союз (или Ганза), объединивший северонемецкие города в 14–16 вв. Он держал в своих руках всю торговлю на Балтийском и Северном морях и располагал монопольными привилегиями в других местах. Могущественные итальянские купеческие гильдии (в частности, венецианские), занимавшиеся внешнеторговыми операциями, напоминали торговые компании, возникшие в более позднее время в Англии и Северной Европе. Грузоперевозки строго регламентировались государством, а непосредственно торговлей занимались члены гильдии.

Если оставить вне поля зрения крупные города, вовлеченные в обширную внешнюю торговлю зерном, шерстью и другими товарами, где рано зародились капиталистические отношения, большинство городов Северной Европы имели незначительные размеры и были ориентированы лишь на внутренний рынок. Жители окрестных сел и деревень привозили в город сельскохозяйственные продукты и сырье на продажу, платили пошлину за место на рынке, а на вырученные деньги закупали продукты городского производства. Купцам из других городов местные власти разрешали продавать оптом лишь то, в чем нуждался город, а также покупать и экспортировать излишки городской продукции. За это купцы были обязаны платить пошлины, если не имели соответствующих льгот, выданных им родными городами.

Правила торговли.

Важно было исключить конкуренцию между собственными членами и не позволить более способным и энергичным купцам вытеснить с рынка более слабых торговцев. Поэтому принимались очень строгие меры против снижения цен и всякого рода нечестных методов конкуренции вроде скупки или придержания товаров, монополизации товара, перепродажи по более высоким ценам и др. Впрочем, несмотря на штрафы и прочие наказания вплоть до тюремного заключения, гильдии так и не смогли искоренить эти запрещенные приемы обогащения. Тогда было введено правило, что все, кто входит в гильдию, должны получать долю от любой сделки, заключенной членом гильдии. В некоторых городах это распространялось только на тех членов гильдии, которые находились в городе в момент заключения сделки. Регулируя цены и обеспечивая за всеми членами приблизительное равенство возможностей, гильдии препятствовали появлению класса посредников.

Ремесленные цехи.

Поначалу ремесленники допускались в купеческие гильдии, хотя и располагались в социальной иерархии ниже купцов. Гильдии небольших городов вполне удовлетворяли интересы и тех и других, тем более что между купцом и ремесленником не было четких границ. Но в крупных городах развитие торговли и промышленности привело к увеличению числа рабочих и к специализации ремесленников, которые стали объединяться по ремеслам и создавать собственные корпорации по типу купеческих, получившие название цехов. Процесс образования цехов облегчался тем, что люди, занятые одним родом деятельности, имели обыкновение селиться в одном городском квартале или на одной улице, где они держали мастерские и тут же продавали свои изделия.

Происхождение цехов.

Истоки цехов можно обнаружить в религиозных братствах, возникавших в Северной Европе с конца 11 в. Такие братства формировались из прихожан одной церкви для исполнения похоронных обрядов и празднования дня местного святого-покровителя. Вполне естественно, что при встречах члены братства обсуждали и вопросы коммерческого характера, а отсюда легко могла возникнуть ассоциация, основной функцией которой было осуществление надзора над производством продукции в данной отрасли.

Специализация и права.

Купеческие гильдии, которые, как правило, стояли во главе городского управления, обычно были заинтересованы в самоуправлении цехов. Вместе с тем купцы стремились сохранить свою власть над ремесленниками. Однако со временем цехи приобретали самостоятельность. Король или иной правитель мог предоставить тому или иному цеху монопольные привилегии. Такого рода привилегиями пользовались практически все цехи. К 13 в. они сложились во всех городах Северной Европы и Англии, достигнув в течение последующих двух веков пика своего развития. По мере специализации производства от старых цехов отпочковывались новые. Так, например, в текстильной промышленности возникли цехи чесальщиков, сукновалов, красильщиков, прядильщиков и ткачей.

Отношения с городскими властями.

В некоторых странах, особенно в Германии, муниципальные власти сохраняли за собой право регулировать деятельность цехов и назначать их руководителей. В других странах, прежде всего во Франции и в Нидерландах, где города начали развиваться раньше и достигли большей зрелости, цехи всячески добивались полной независимости; они даже старались присоединиться к купеческим гильдиям, чтобы контролировать городское управление. Во многих городах такие права были им предоставлены, а некоторые города, как, например, Льеж и Гент, оказались всецело во власти цехов. Однако ожесточенное соперничество цехов привело к анархии, которая продлилась в Генте до 1540, а в Льеже прекратилась полтора века спустя (в 1684), когда усилиями местного епископа цехи были лишены всякого политического влияния.

Задачи цехов.

Целью цехов было обеспечение монополии в области производства и сбыта продукции. Но монополия была возможна лишь до тех пор, пока продукция предназначалась для местного рынка, и все обстояло гораздо сложнее, когда дело касалось других городов либо ремесленников данного города, не состоявших в цехе. В интересах собственных членов и потребителей цехам было необходимо осуществлять контроль над ценами, заработками, условиями труда и качеством продукции. С этой целью цехи запрещали ночную работу, поскольку плохая освещенность и отсутствие должного надзора могли привести к халатной или недобросовестной работе, а также потому, что внеурочный труд давал преимущество одним цехам перед другими. Цеховики были обязаны работать в помещениях, выходящих на улицу, у всех на виду; трудиться по воскресеньям и в праздники было запрещено.

Регламентация.

Процесс производства, от первичной обработки сырья до получения конечного продукта, был строго регламентирован: все детали оговаривались, на все устанавливались стандарты, ограничен был и объем выпуска продукции. В целях соблюдения равенства и единообразия запрещались любого рода новшества (кроме тех, которые пошли бы на пользу всем членам) – касались ли они инструментов, сырья или технологии. Всякий имел возможность подняться до определенного уровня благосостояния, но не выше того. Такая установка отвечала средневековой концепции общественного устройства, согласно которой каждый должен был удовлетворяться своим положением в социальной иерархии. Эта установка поддерживалась также понятием «справедливой цены» и религиозными догматами. Огромные усилия предпринимались для того, чтобы сохранить в неприкосновенности эту сложившуюся жесткую экономическую структуру. Всякого нарушившего правила ожидало строгое наказание – штраф, тюремное заключение и даже запрет на занятие ремеслом. Само по себе обилие разного рода правил и ограничений свидетельствует о том, к каким хитроумным приемам прибегали некоторые ремесленники, чтобы выйти за рамки регламента.

Состав цехов.

В цехи входили мастера, владевшие мастерскими и торговыми лавками, подмастерья (наемные рабочие) и ученики. В делах гильдии подмастерья имели ограниченное право голоса, ученики вообще не имели права голоса. В период расцвета цехов мастера придавали большое значение воспитанию смены, поэтому способный и трудолюбивый ученик мог рассчитывать на то, чтобы со временем стать мастером.

Обучение.

Любой желающий мог поступить в ученики, чтобы овладеть определенным ремеслом. Но по установившимся правилам в цех принимали только того, кто прошел этап ученичества. Даже сын мастера, имевший право унаследовать дело своего отца, был обязан пройти через этап ученичества, обучаясь ремеслу у своего отца либо другого мастера. Позже сын мастера стал пользоваться преимуществом при вступлении в цех. Ученик жил и работал вместе с мастером на условиях контракта, подписанного родителями или опекунами мальчика. Обычно ученик обязывался быть трудолюбивым и преданным, беспрекословно подчиняться мастеру, хранить его добро и секреты ремесла и во всем соблюдать его интересы. Он также обещал не жениться, пока не окончит обучения, не становиться завсегдатаем таверн и прочих увеселительных заведений и не совершать неблаговидных поступков, способных бросить тень на репутацию мастера. Со своей стороны мастер обязывался обучить мальчика ремеслу, предоставляя ему пропитание, жилище, одежду и карманные деньги, а также осуществлять руководство его нравственностью, прибегая в случае необходимости к наказаниям. Иногда родители ученика платили мастеру за эти услуги. Если случалось, что подросток ударялся в бега, его возвращали в мастерскую и строго наказывали. С другой стороны, сам мастер подлежал наказанию за злоупотребление властью или пренебрежение своими обязанностями.

Требования к ученику.

Как цехи, так и городские власти были заинтересованы в том, чтобы ученики, которые нередко отличались буйством и иными пороками, со временем стали мастерами и добропорядочными обывателями, и поэтому совместно устанавливали правила приема в ученики. Внимание при этом обращалось на факторы различного рода – моральный облик, возраст, срок обучения, количество учеников у одного мастера и т.д. Обычно учениками становились юноши в возрасте от 14 до 19 лет, а срок обучения сильно разнился от места к месту и от эпохи к эпохе. В Англии и в некоторых других странах юноша обычно поступал в ученики на 7 лет. Позже цехи стали намеренно затягивать сроки обучения, чтобы ограничить количество претендентов на место мастера. По тем же причинам мастерам запрещалось держать одновременно больше определенного числа учеников. Делалось это также и для того, чтобы за счет дешевого труда подростков одни мастера не получили преимущества перед другими.

Прием кандидатов.

Достойный кандидат не встречал особых препятствий при вступлении в цех. Таковым считался ремесленник в возрасте 23–24 лет, прошедший полный курс обучения, готовый открыть свою мастерскую и отчислять взносы в казну цеха. Позже от претендента требовалось создать нечто выдающееся (т.н. «шедевр», франц. «произведение мастера»). Если претендент проходил обучение в другом городе, он должен был найти себе поручителей в том цехе, куда собирался вступить. Подмастерье, женившийся на дочери своего наставника, часто становился полноправным партнером своего тестя, а иногда с его помощью заводил собственное дело. Не имея таких преимуществ, подмастерье, чтобы скопить капитал, необходимый для обзаведения собственной мастерской, должен был работать по найму, скитаясь по городам и весям в поисках лучшего заработка. По мере развития производства требовался все больший начальный капитал, и этап подмастерья стал неизбежным, а со временем и обязательным. В Англии, чтобы стать мастером, было необходимо 2–3 года отработать подмастерьем.

Подмастерья.

С 14 в. цехи стали избегать переизбытка конкурирующих мастеров на ограниченном рынке. А поскольку и подмастерья не были в состоянии откладывать из своего нищенского жалованья сколько-нибудь значительную сумму, многие из них так никогда и не переходили в разряд мастеров. В то же время самые предприимчивые мастера начали обходиться без длительного взращивания учеников, предпочитая нанимать подмастерьев, которым поручались особые операции, не требовавшие усиленной подготовки. В результате возник класс постоянных наемных работников и одновременно с ним – наследственная промышленная аристократия, основанная на владении имуществом, возникшим вследствие вложения в производство значительных капиталов. У последней обнаруживается немало сходства с наследственной аристократией, уже возникшей в среде старинных купеческих гильдий. Этот слой ремесленников-капиталистов поначалу заявил о себе в экспортных отраслях, а затем, по мере развития торговли, выделился во всех сферах производства.

Союзы подмастерьев.

Исключение подмастерьев из числа полноправных членов, утрата ими какого бы то ни было влияния на дела цехов привели к тому, что с 14 в. они стали создавать собственные независимые объединения. Особенно активно этот процесс происходил в континентальной Европе, где объединения подмастерьев приобрели даже большее значение, чем «союзы йоменов» в Англии. Формы организации рабочих были различными, но все эти объединения боролись за увеличение жалованья и ограничение эксплуатации, все противостояли развивающейся капиталистической экономике. Многие союзы выработали изощренную систему тайных обрядов, родственную практиковавшимся у вольных каменщиков, что иногда навлекало на них гонения церкви. Союзы подмастерьев прибегали к различным формам борьбы – устраивали забастовки, уличные беспорядки и локауты. В частности, они протестовали против найма иностранцев и работников, не прошедших обучения. В ответ мастера, используя свое влияние на городские власти, официально запрещали союзы подмастерьев и развязывали преследования. Так обстояло во многих городах Фландрии и Италии. Власти пытались воспрепятствовать тому, чтобы подмастерья, находящиеся на постоянной работе, брали работу на стороне, открывали собственные мастерские и держали учеников. Особенно часто трения возникали в тех отраслях, где было занято много наемных рабочих. На каком-то этапе рабочие могли одержать верх, но чаще побеждали противостоящие им силы – союз работодателей, членов цехов и городских властей, которые располагали политической и экономической властью.

Упадок цеховой системы.

В период позднего Средневековья цеха делались все более замкнутыми, членство в некоторых становилось наследственным, они цепко держались за свои привилегии, хотя рост капиталистического производства в других городах уже снизил их значение. Они сохраняли жизнеспособность лишь в масштабах местного рынка, причем лишь там, где пользовались поддержкой властей.

Развитие капиталистического производства.

К началу 16 в. система цехов уже не соответствовала нуждам капиталистического производства, ориентированного на широкий рынок. В преимущественном положении оказались те цехи, которые из ввезенного сырья производили продукцию на экспорт. Они взяли под контроль местных мелких производителей. Так, например, в производстве текстиля во Флоренции и Фландрии капиталисты поставляли ремесленникам шерсть или пряжу, а затем скупали у них произведенные ткани. Мелкие производители, не имевшие доступа к источникам сырья и рынкам сбыта, были низведены фактически до положения наемных рабочих, трудившихся на богатых купцов.

Борьба цехов.

Во второй половине 14 в. по многим областям Европы прокатилась волна городских революций. Во Флоренции низшие цехи производителей, которых в тот момент поддержали массы неорганизованных рабочих, подняли восстание против купеческих гильдий, обладавших властью в городе. В ряде случае эти восстания привели к власти тиранов (в античном значении этого слова), бравших на себя роль поборников народного дела, вроде флорентийских Медичи . Во фламандских городах восстания горожан 1323–1328 привели к власти графов Фландрии, а в конечном итоге – французского короля.

Переход к надомной работе.

Система ограничений и непрекращающиеся конфликты с производителями заставили капиталистов искать новые способы для того, чтобы освободиться от этой зависимости. В конце 15 в. фламандские торговцы текстилем перестали закупать пряжу и ткань в то и дело сотрясаемых беспорядками городах и обратили свои взоры к маленьким городкам и селам, где не слыхали о цехах, а затраты были ниже. Получив сырье и самопрялку, крестьяне и их семьи работали на дому, их труд оплачивался сдельно. Надомная система вполне подходила для уже знакомого крестьянам текстильного производства, не столь сложного для освоения, как другие ремесла. Вскоре система надомной работы стала применяться и в других отраслях производства, из-за чего многие старинные промышленные города начали терять свое значение, так что об их былом величии теперь напоминали лишь величественные здания цеховых собраний.

Исчезновение гильдий и цехов.

В том или ином виде гильдии просуществовали вплоть до 19 в. Даже богатейшие купцы, занятые экспортной торговлей, усматривали пользу в их сохранении. В конце 15 в. английским экспортерам тканей пришлось объединиться, чтобы закрепиться на континенте, где они наталкивались на сильнейшее противодействие Ганзейского союза. Но со временем система гильдий сделалась ненужной. Цехи продолжали существовать в течение нескольких веков, хотя постоянно утрачивали свое экономическое значение. Какое-то время они пытались удерживать монополию в городах, но их притязания на исключительность входили в противоречие с новыми экономическими условиями. Во Франции цехи были распущены в 1791, в ходе Великой французской революции . В Пруссии и других германских государствах они постепенно исчезали на протяжении первой половины 19 в.; в Англии остатки цехов были ликвидированы актами от 1814 и 1835.

Литература:

Грацианский Н.П. Парижские ремесленные цехи в 13 14 столетиях . Казань, 1911
Рутенбург В.И. Очерк по истории раннего капитализма в Италии . М. – Л., 1951
Стоклицкая-Терешкович В.В. Проблема многообразия средневекового цеха на Западе и на Руси . – В кн.: Средние века, вып. 3. М., 1951
Полянский Ф.Я. Очерки социально-экономической политики цехов в городах Западной Европы 13 15 вв . М., 1952
Левицкий Я.А. Города и городское ремесло в Англии в 10 12 вв . М. – Л., 1960



Введение

1.2Функции цехов

1.3Цеховая регламентация

Глава 2. Мастер, ученик, подмастерье

2.1 Борьба мастеров с подмастерьями

2.2 Борьба цехов с патрициатом

2.3 Разложение цехового строя

Заключение

Список источников и литературы


Введение

В результате отделения ремесла от сельского хозяйства и развития обмена, в результате бегства крестьян в Западной Европе в Х – ХШ вв. бурно росли города нового, феодального типа. Они являлись центром ремесла и торговли, отличались по составу и основным занятиям населения, его социальной структуре и политической организации.

Производственную основу средневекового города составляли ремесло и промыслы. На юге Европы, особенно в Италии, отчасти Южной Франции ремесло развивалось почти исключительно в городах: их раннее развитие, густота сети, мощные торговые связи делали нецелесообразными ремесленные занятия в деревне. Во всех других регионах даже при наличии развитых городских ремесел сохранялись и сельские – домашние крестьянские и профессиональные деревенские и домениальные. Однако повсюду городское ремесло занимало ведущие позиции. В городах работали десятки и даже сотни ремесленников одновременно. Только в городах достигалось наиболее высокое для своего времени разделение ремесленного труда: до 300 (в Париже) и не менее 10-15 (в мелком городе) специальностей. Только в городе имелись условия для совершенствования мастерства, обмена производственным опытом.

В отличие от крестьянина городской ремесленник был почти исключительно товаропроизводителем. В своей личной и производственной жизни он был гораздо более независим, чем крестьянин и даже сельский ремесленник. В средневековой Европе было множество городов и ремесленных слобод, где мастера работали на свободный, для своего времени широкий, нередко международный рынок. Некоторые славились изготовлением определенных сортов сукон (Италия. Фландрия, Англия), шелка (Византия, Италия, Южная Франция), клинков (Германия, Испания). Но ремесленник социально был близок к крестьянину. Изолированный непосредственный производитель, он вел свое индивидуальное хозяйство, основанное на личном труде и почти без применения наёмного труда. Поэтому его производство было мелким, простым. Кроме того, в большинстве городов и ремесел по-прежнему господствовала низшая форма товарности, когда труд выглядит как продажа услуг по заказу или найму. И лишь производство, нацеленное на свободный рынок, когда обмен становится необходимым моментом труда, составляло наиболее точное и перспективное выражение товарности ремесленного производства. Наконец, особенностью городской промышленности, как и всей средневековой жизни, была ее феодально-корпоративная организация, соответствовавшая феодальной структуре землевладения и общественному строю. С ее помощью осуществлялось внеэкономическое принуждение. Оно выражалось в регламентации труда и всей жизни городских тружеников, которая исходила от государства, городских властей и различных местных общностей; соседей по улице, жителей одного церковного прихода, лиц сходного социального положения. Наиболее совершенной и распространенной формой таких внутригородских объединений стали цехи, гильдии, братства ремесленников и торговцев, которые выполняли важные экономические, социальные, политические и социокультурные функции.

Ремесленные цехи в Западной Европе появились почти одновременно с самими городами: в Италии уже в Х в., во Франции, Англии и Германии с XI – начала XII в., хотя окончательное оформление цехового строя с помощью хартий и уставов происходило, как правило, позднее.

Цеха сыграли важную роль в развитии товарного производства в Европе, в формировании новой общественной группы – наёмных рабочих, из которых впоследствии сформировался пролетариат.

Поэтому исследование проблемы возникновения цехов как организации ремесла в средневековой Европе является актуальным.

Целью данной работы является: выявить основные особенности цеховой организации ремесла в средневековой Европе.

1) раскрыть основные причины возникновения цехов, их функции, особенности цеховой регламентации;

2) выявить особенности взаимоотношений между мастерами и учениками и подмастерьями в средневековых цехах, между цехами и патрициатом.

Политическая и социально-экономическая история средневековых городов Западной Европы являлась темой многих исследований, в которых также нашли своё отражение проблемы возникновения цехов как формы организации ремесла в средневековом городе. Вопросы возникновения и развития средневековых городов Западной Европы, развития и организации в них ремесла представлены в трудах таких признанных медиевистов, как А. А. Сванидзе, С.М. Стам, Стоклицкая - Терешкович В. В., Д. Э. Харитоновича, А. Л. Ястребицкая и др.

Из новейших исследований наиболее обобщающим является сборник трудов отечественных урбанистов "Город в средневековой цивилизации Западной Европы". Издание охватывает период от возникновения средневековых городов до конца XV века и освещает различные аспекты.

Проблемам возникновения и развития ремесла в отдельных городах средневековой Европы посвящены работы: выдающегося учёного начала ХХ века Н. П. Грацианского (парижские ремесленные цехи), Л. А. Котельниковой, В. И. Рутенберга (в городах Италии), Г.М. Тушиной (в городах Франции), А. Л. Рогачевского (в городах Германии) и др.

Помимо исследований, в работе были использованы различные источники.

Подъём городов, развитие ремесла требовали правовой регламентации отношений как между различными цехами, так и внутри цехов. Цеховые порядки фиксировались в специальных регламентах, статутах, уставах; обязательства между мастерами и учениками, подмастерьями закреплялись договорами.

В данной работе были использованы отрывки из "Книги обычаев" - регламента ремесленных гильдий Лондона, цехового устава ткачих шёлковых изделий, договора о найме ученика, заключённого в Кёльне в 1404 году.

В архивах городов сохранились различные документы, рассказывающие о борьбе мастеров с подмастерьями, о борьбе цехов с патрициатом.

В работе используются отрывки из документов, хранящихся в архиве Страсбурга: "Призыва к забастовке, обращённого подмастерьями – скорняками Вильштета к подмастерьям – скорнякам Страсбурга", "Послания Констанцкого городского совета".

Перипетии борьбы мастеров и подмастерьев, цехов и патрициата нашли отражение в хрониках. Мы использовали отрывки из "Кёльгофской хроники", из "Аугсбургской хроники".


Глава 1. Цех как форма организации ремесла в средневековом городе

1.1 Причины возникновения цехов

Средневековые цехи – "объединения городских ремесленников одной или нескольких специальностей".

Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества.

Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-марки и усадебные мастерские-магистерии.

Единицей цеха был его полнолравный член – мастер, владевший мастерской. Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работником и одновременно собственником средств производства. Он трудился в своей мастерской с несколькими помощниками – учениками и подмастерьями - со своими инструментами и сырьем. Как правило, ремесло передавалось по наследству: ведь многие поколения ремесленников работали при помощи тех же инструментов и приемов, что и их прадеды. Выделявшиеся новые специальности определялись в отдельные цехи.

Производящий коллектив мастерской был невелик: из-за невысокого уровня разделения труда изделие не переходило из рук в руки, а делалось в мастерской целиком. Но в "традиционном, сословном, корпоративном обществе средневековья конституирование любой деятельности успешнее всего происходило через коллектив. Позтому в большинстве городских ремёсел Западной Европы главы производственных коллективов стремились объединиться в цехи".

Цехи делились по профессиям, причём разделительные признаки основывались не на характере производства, а на выпускаемой продукции, различаемой по функции. Так например, технологически одинаково производимые бытовые ножи и боевые кинжалы изготовлялись членами разных цехов: ножовщиками и оружейниками соответственно.

Основными причинами образования цехов явились следующие: городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции "чужаков" - неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей – мастеров. Такая конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса.

Причины возникновения цехов, таким образом тесно связаны с их функциями.

1.2 Функции цеховой организации ремесла

Одной из главных функций цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В Германии она называлась Zunftzwang – цеховое принуждение. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Во многих городах постепенно возникли десятки, а в наиболее крупных - даже сотни цехов.

Цеховому ремесленнику обычно помогала в работе его семья, один или два подмастерья и несколько учеников. Но членом цеха являлся только мастер, владелец мастерской. И одной из важных функций было регулирование отношений мастеров с подмастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Первоначально каждый ученик со временем мог стать подмастерьем, а подмастерье – мастером.

"Человек нуждается в разных формах и видах искусств... Но так как эти искусства могут быть сделаны усилием большого числа людей и достигнуты только посредством их совместного объединения, отдельные индивидуумы должны объединиться вместе, чтобы достичь благодаря этим искусствам того, что полезно, и избежать того, что вредно". Марсилий Падуанский 1 .

Двенадцатый и тринадцатый века в истории Европы явились эпохой сложения, развития и укрепления цехов - корпоративной системы ремесленного труда, отвечавшей условиям и возможностям средневекового производства, объединившей ремесленников в профессиональные группы и составившей одну из своеобразных и неповторимых черт средневековой эпохи. Эти профессиональные ремесленные объединения были основой исторически закономерной формы организации производства в эпоху зрелого средневековья, так как "привилегии учреждения цехов и корпораций, весь режим средневековой регламентации были общественными отношениями, единственно соответствующими приобретенным производственным силам и ранее существовавшему состоянию общества, из которого эти учреждения вышли" 2 . Цехи обязаны своим появлением и, видимо, быстрым развитием, внутренним сдвигам, происходившим в недрах феодального общества, в 12-13 векам феодальный способ производства постепенно вырастает из рамок натурального хозяйства. Развиваются товарно-денежные отношения, вовлекая в свою сферу и средневековую деревню. С оживлением экономической жизни нарушается неподвижность прежнего быта. Растут и крепнут города, становящиеся средоточием торговой деятельности и ремесленного производства.

Листы из альбома Виллара де Оннекура: розы соборов в Шартре, в Лозанне, фрагмент розы собора в Сен-Кантене.

Притча во языцех писателей и комментаторов 12-13 веков - города, они становятся рассадниками ересей и нарушителями феодального спокойствия, распространителями новых веяний в науке, философии и искусстве. В них впервые появляется неведомое прежде дурное слово - коммуна. В них рождается собственная идеология, возникшая на почве городского быта и противостоящая идеологии аристократии и церкви своим насмешливо трезвым взглядом на мир. В борьбе за самостоятельность от феодальной зависимости город явился колыбелью гражданского развития народов, а свободное население первых городов сложилось в новый социальный класс - бюргерство, развитию которого открывались широчайшие перспективы. Город становится центром коммерческих операций и средневекового производства. Именно в городе тенденция средневекового ремесленного производства к корпоративности находит почву для благоприятного развития. Расширяясь и укрепляясь, она приводит к образованию цехов, найдя в цеховом строе наиболее полное и законченное выражение.

Среди множества существующих концепций происхождения цеховых объединений, выдвинутых западноевропейской и русской исторической наукой, самыми значительными из которых можно считать так называемую "вотчинную", "гильдейскую" и "рыночную" теории, ни одна не дает полного и окончательного ответа на вопрос о генезисе цеховых институтов. Помимо экономической необходимости образования профессиональных объединений несомненна связь происхождения ремесленных корпораций во многих европейских городах с борьбой горожан за освобождение от феодальных повинностей и с бурным процессом образования городских коммун и обретения ими независимости и свободы. Ремесленные объединения средневековья образовались "на основе обширных традиций средневекового крестьянства, из которого и вышло свободное население первых городов".

Ремесленные корпорации

Пути возникновения ремесленных корпораций в городах разнообразны и во многом связаны с историей происхождения и сложения города. Их истоки теряются в глубине веков. Это были города, восходящие к галло-римской урбанистической традиции, или города, сложившиеся вокруг аббатств, или вокруг замков. В каждом из них, представлявшем своего рода микрокосм в огромном разъединенном средневековом мире, возникали группы ремесленников и складывались свои ремесленные традиции. Предками средневековых корпораций и братств были коллеги Древнего Рима - разнообразные профессиональные союзы, религиозные и увеселительные ассоциации и в том числе ремесленные объединения. Естественно, что в античном обществе эти объединения носили иной экономический и социальный характер.

Сама ремесленная среда, единая, живая, бурлящая, при всем своем традиционализме постоянно преобразующаяся, отнюдь не была единообразной. Ведь "корпорационная собственность, феодальная организация ремесла" в городах соответствовала "феодальной структуре земледелия" 3 . Как каждый порожденный феодальным обществом институт, внешне незыблемый и статичный, а на деле представлявший чрезвычайно запутанную картину, в которой права, обязанности, привилегии, формы зависимости и взаимосвязи переплетались самым неожиданным образом, так и средневековые ремесленные корпорации и объединения отличаются редкостным многообразием форм. Каждый средневековый закон допускал множество исключений. Исследователи с полным правом отмечают пестроту и аморфность французских цехов и ремесленных организаций, существование множества других профессиональных, религиозных, благотворительных и прочих объединений и братств, не оставивших о себе такой основательной документации, которой мы обладаем по отношению к цехам - наиболее прочному и значительному виду корпоративной связи средневековья, базирующемуся на регламентации ремесленного труда. Классическое выражение во Франции цеховая система получила в наиболее значительных городах северных земель Французского королевства. В городах южной Франции цеховая система не была развита. Здесь преобладало свободное ремесло, не связанное корпоративными уставами. На севере Франции цехи характерны для таких крупнейших городов, как Париж, Аррас, Вова, Аиьен, Нойон, Лан и др. В небольших городах цеховой строй не получил широкого распространения 4 .

В 60-х годах 13 столетия парижским прево Этьеном Буало была впервые произведена подробная запись установившихся к этому времени цеховых порядков. Им были записаны уставы ста ремесленных цехов Парижа; вместе со списками некоторых налогов и привилегий они составили знаменитую "Книгу ремесел", ставшую важнейшим и незаменимым источником в изучении западноевропейского средневекового ремесла. Регистрация ремесел, произведенная Этьеном Буало, не означала установления новых законов ремесленного производства, а была, по сути дела, регистрацией давно сложившихся правил, традиций и обычаев тех или иных ремесел. Порядки, зафиксированные исполнительным парижским прево, много старше 13 столетия 5 . В записанных и узаконенных в середине 13 столетия правах и обязанностях ремесленника явственны отголоски старых общинных традиций. При всей системе ремесленной иерархии они проникнуты духом демократичности и старинного стремления к простому и честному равенству. Благодаря сохранившимся записям цеховых статусов парижского ремесла можно составить отчетливое представление о сущности ремесленных организаций, которые, выступая в различных формах и обладая каждая своими особенностями и своими привилегиями, выросли на одних и тех же корпоративных основах, в лоне единой ремесленной среды. Строители, художники, скульпторы и представители других художественных профессий в крупнейших городах северной Франции, как и ремесленники множества других специальностей, ко второй половине 12-13 веку образовали профессиональные корпорации и цехи. Они занимали то же скромное, но твердое положение в обществе и обладали правами и обязанностями, близкими к тем, на основании которых регулировался труд булочников, ткачей, портных, цирюльников или представителей любой другой из более чем трехсот профессий ремесленников, процветающих во Франции в 13 веке.

Книга Тальи и книга ремесел

В "Книге Тальи" 1292 г. названо более трехсот ремесленных профессий, существовавших в это время в Париже. Конечно, в небольших городах в это время не могло быть ни такого количества ремесленников, ни такой широкой специализации ремесла. Из всех профессий, имеющих отношение к архитектуре и искусству, каменщики составляли наиболее многочисленную группу. Естественно, что Книга Тальи называет исключительно тех ремесленников, которые должны были платить налог королевскому прево, не касаясь множества других мастеров, работавших в придворных, монастырских и церковных мастерских города, а также, видимо, входивших в строительную артель, занятую на постройке городского собора. Таким образом, число мастеров, названное в Книге Тальи, как и их соотношение по профессиям, является приблизительным и не отражает полностью всю численность ремесленной среды Парижа.

Статуя церкви из собора в Страсбурге (ок. 1230 г.) и лист 4 из альбома Виллара де Оннекура.

В "Книгу ремесел" вошли уставы далеко не всех цехов, существовавших в это время в Париже. Если в "Книгу ремесел" Этьена Буало в 1268 г. вошли уставы 100 парижских цехов, то в переписи тальи 1292 г. указывается 350 ремесел. В "Книгу ремесел" не вошли уставы цехов, обладающих автономией и не зависевших от королевского прево, корпораций, не имевших твердой регламентации, а также тех внецеховых групп ремесленников, обычно немногочисленных, которые работали при дворе светских и духовных лиц 6 .

Многие ремесла еще не имели к середине 13 века твердо установившихся правил или передавали их в устной традиции и не подверглись письменной регламентации, а запись их уставов затянулась вплоть до 16 столетия. Но регистры цехов строителей, живописцев и скульпторов уже сложилась к этому времени и вошли в "Книгу ремесел" Этьена Буало наравне со статутами портных, шляпников, гранильщиков хрусталя, лучников, пивоваров, красильщиков и других профессий. В цех строителей входили каменщики, каменотесы и резчики камня, штукатуры и цементщина. Резкого различия между сферой деятельности каменотеса и скульптора не существовало; они объединены общим наименованием tailleurs de pierre. На практике это различие также не проводилось: в процессе обучения будущий мастер получал представление обо всех видах каменных работ, возможных на строительстве. Опытные и талантливые мастера нередко успешно совмещали оба рода деятельности. Об этом свидетельствует и такой классический источник для изучения средневекового мастерства, как альбом Виллара де Оннекура, в котором образцы для скульптурных работ перемежаются с архитектурными чертежами и указаниями различных строительных приемов и правил. Многочисленные сохранившиеся письменные документы также подтверждают факт совмещения профессии каменщика-строителя и резчика в одном лице, который сыграл не последнюю роль в создании средневекового синтеза архитектуры и пластики. Скульпторы малых форм распределялись по двум цехам. Самостоятельным уставом обладал цех "резчиков-скульпторов и тех, кто вырезывает в Париже распятия" 7 , работавших, видимо, в основном по дереву и кости. Второй цех составляли живописцы и так называемые скульпторы-живописцы, работавшие в самых разнообразных материалах с их последующей раскраской. В 14 веке этот цех продолжает существовать и упоминания о нем встречаются в документах, в то время как цех скульпторов-резчиков, по-видимому, прекратил свое существование. В статуте этого цеха говорится: "Кто хочет, может быть в Париже скульптором-живописцем... и может работать из всякого рода дерева, камня, кости, рога, слоновой кости. и делать всякого рода раскраску хорошо и честно".

В "Книгу ремесел" вошли также уставы цехов живописцев и седельщиков, серебряных дел мастеров и ювелиров, выделывателей четок из кости и рога, из кораллов и раковин, из янтаря, ковровщиков и других цехов мастеров прикладного искусства. Подобное выделение ремесел и их распределение по цехам позволяет нам отчасти судить о том этапе развития, на котором находилось западноевропейское искусство: невыделенность искусства из ремесла, сравнительная нерасчлененность строительного дела, взаимосвязь архитектуры и скульптуры, широкое развитие скульптуры и резьбы по камню, дереву, кости и другим материалам; связи живописи с раскраской статуй, неразличаемость искусства малых и больших форм. Самые ранние образцы станковой живописи во Франции относятся к середине 14 века, хотя в "Книге Тальи" 1292 г. имеются сведения о четырех мастерских живописцев, живших на улице Вертев Поре, и двадцати девяти мастерских художников, живших в других частях города. Если же среди них и были станковые живописцы, то за редкостью и дороговизной ремесла это могли быть только мастера, работавшие в особых условиях, возможно при королевском дворе.

О художниках-миниатюристах и городских ремесленных мастерских иллюстраторов книги первое упоминание сохранилось только в "Книге Тальи" 1292 г. Однако в области книгопроизводства уже к началу 13 в. господствовали не монастырские скриптории, а специальные университетские и городские ремесленные мастерские.

Таким образом, мы имеем твердые и подробные документальные данные о корпорациях строителей, скульпторов и живописцев в Париже 13 века. Уже в самом характере записи ремесленных уставов в "Книге ремесел" Этьена Буало выражено то положение общественного равенства большинства ремесленных профессий и занятий, которое характеризует состояние ремесленного производства в 12-13 веках. Здесь все ремесла равны друг перед другом и ни одно из них не обладает каким-либо особым преимуществом перед лицом закона и королевского прево. Каждый статут начинается одними и теми же словами о том, что "каждый, кто хочет, может быть ремесленником в Париже, лишь бы он работал по обычаям цеха и умел их исполнять", а основное требование, предъявляемое к ремесленникам всех без исключения цехов, - это работать "хорошо и честно".

Цеховая система

Несмотря на множество разнообразных особенностей, отличающих цехи один от другого в их праве, их самостоятельности по отношению к властям, в деталях и мелочах организации, основные формы этой организации и ее сущность были одинаковы для всех ремесленных объединений. Управление жизнью ремесленной корпорации строилось на основе широкой выборности и сменяемости выбранных лиц. Выработанные веками и утвержденные традицией формы организации - общее собрание ремесленников как верховный орган цехового управления, институт избираемых по очереди цеховыми собраниями или назначаемых jures- присяжных и стражей - за небольшими исключениями едины для всех ремесленных цехов. Совершенно аналогична и соблюдаемая в цехах система надзора за производством, а также внутренняя иерархия цеха.

Статуэтка спящего (бронза, Северная Франция, 1220-1230 гг.) и лист 23 из альбома Виллара де Оннекура.

Все спорные вопросы, все возникающие внутри цеха конфликты также решались обычно общим собранием ремесленников. Королевский прево, осуществлявший высший контроль за парижскими цехами, на протяжении 13 века редко вмешивался во внутренние дела цехов, а при записи статутов парижских цехов, произведенной Этьеном Буало, руководствовался указаниями и отчетами ремесленников, специально уполномоченных для этой цели цеховыми собраниями 8 . При возникновении споров в вопросах производства цеховое собрание обычно выделяло комиссию, состоящую из компетентных лиц. Объединения каменщиков и строителей дают яркий пример этого обычая, так как в силу своей сложной, разветвленной и все более специализирующейся профессии, а также важности доверенной им работы они были вынуждены особенно часто прибегать к созыву профессиональных комиссий по различным спорным вопросам строительства готических храмов, а также замков и крепостей.

В окончательно сформировавшейся цеховой системе мастер-ремесленник любой специальности должен был обязательно пройти две ступени ученичества - от положения ученика перейти к положению подмастерья и лишь от него - к статуту полноправного мастера. Однако было бы преувеличением утверждать существование этой обязательной иерархии во французских цехах 13 века. Еще в конце 13 века в Париже, как свидетельствует перепись тальи 1292 года, институт подмастерьев во Франции не сложился окончательно и подмастерья были редки. Так как твердой, раз и навсегда проведенной границы между положением подмастерья и мастера в это время не существовало, мастера и подмастерья принимали равное участие в общих цеховых собраниях в 12-13 вв. В некоторых цехах статуты прямо указывали, что подмастерья имеют равное право голоса с мастерами и равное право быть избранными. В некоторых цехах подмастерья имели собственных присяжных. Вывали также случаи, когда присяжные мастеров выбирали присяжных подмастерьев, а присяжные подмастерьев - присяжных мастеров. Так обстояло дело, например, в цехе сукновалов. Но прохождение ученичества было обязательным и строго регламентировалось. В цехе строителей ученичество продолжалось шесть лет, как и в цехах поясников и лучников, а в цехе скульпторов - восемь лет за плату или десять лет бесплатно. Самый большой срок обучения - десять лет был принят также в цехах ювелиров, проволочников, серебряных дел мастеров, изготовителей четок из черного янтаря 9 .

Плата за обучение, договор об ученичестве, совершаемый в присутствии свидетелей, условия его расторжения и клятва ученика "на святых", что он будет "выполнять обычаи и кутюмы цеха хорошо и добросовестно" 10 , как говорится в уставе каменщиков, также обычны для большинства цехов. Количество подмастерьев для каждой мастерской, как правило, не ограничивалось. Во многих цехах подмастерья и молодые, только что прошедшие ученичество мастера предпочитали странствующую жизнь оседлой и, как говорится в одном из королевских постановлений, относящемся, правда, уже к началу 15 века, но узаконивающем старый обычай: "множество подмастерьев и мастеров названного ремесла из разных стран и народов приезжали и переезжали из города в город, чтобы работать, учиться, узнавать, видеть и знакомиться друг с другом до тех пор, пока некоторые из них не оседали и не заводили семью" 11 .

Будучи в 13 столетии одним из самых крупных и развитых европейских городов, Париж привлекал к себе не меньшее число ремесленников из разных концов Европы, чем студентов и школяров, жаждавших слушать парижских профессоров и учиться в Парижском университете. "Ничто не может сравниться с Париже м, - писал поэт 14 столетия Эсгаш Дешан, - Париж - цвет всех искусств и ремесел", "его населяют благородные люди, купцы, ремесленники, оружейники, ювелиры" и "все работы исполняются здесь на совесть". "Париж любят и будут любить приезжие, потому что нельзя найти другой город, где можно было бы так веселиться и радоваться: ничто не может сравниться с Парижем" 12 . Число ремесленников разных профессий было так велико, что они занимали отдельные улицы, названные по профессиям живших здесь мастеров; многие из этих наименований сохранились по сей день. Таковы улица суконщиков и улица скорняков в парижском Ситэ, улица седельщиков, улица золотых и серебряных дел мастеров, улица железных дел мастеров в парижском Алль, улица токарей-резчиков, улица пятновыводчиков в парижских кварталах Сен Мартен и Сен Мерри. Пергаментщики и миниатюристы селились по улице Эрембур де Вриль, улицы переписчиков, миниатюристов располагались на левом берегу Сены. Около ворот Сев-Дени находился целый квартал, где жили художники и ремесленники, занимающиеся художественными ремеслами, так называемый Porte aux Peintres 13 .

Парижские готические мастера

Большинство парижских цехов не лишало приехавшего в Париж подмастерья или молодого мастера возможности работать по своей специальности. "Если какой-нибудь чужак-подмастерье, говорится в одном из статутов, - приедет в Париж для работы в этом цехе, он должен поклясться перед присяжными, охраняющими цех, что будет выполнять ремесло хорошо и честно... " 14 . Те же требования к подмастерью предъявляются и в других цехах. В статуте изготовителей кожаных футляров и ножен говорится: "Если случится, что какой-нибудь подмастерье, который выучился своему мастерству вне Парижа, пришел в Париж и захотел начать свое ремесло в Париже, он может делать это беспрепятственно, но он должен выполнять обычаи и кутюмы этого ремесла" 15 .

От вновь прибывшего подмастерья в большинстве цехов требовалась только клятва в том, что он прошел положенный срок ученичества, ибо, как говорится в уставе цеха резчиков-скульпторов, "человек не может обучать другого этому ремеслу, если он обучался у мастера меньше указанного срока" 16 . "Мастера этого цеха, - говорится далее в статуте скульпторов, - могут иметь столько подмастерьев и работников, сколько им нравится; но они не могут и не должны никого брать на работу в качестве работников или подмастерьев, пока те не поклялись на святых, что они обучались у мастера и исполняли свою службу хорошо и честно до тех пор, пока мастер их не освободит". Парижские ремесленные статуты того времени, когда достаточно было "поклясться на святых", чтобы быть принятым на работу, показывают, что цехи строителей, скульпторов и живописцев занимали равное положение среди других цехов и не выделялись особенным к ним отношением. Испытание подмастерьев и исполнение ими "шедевра" перед вступлением в мастера, которое в 13 веке практиковалось только у портных, выделывателей кошельков, выделывателей шелка, хирургов, цирюльников и пирожников, В 14 веке становится обычным и для живописцев и скульпторов. Естественно, что если для пирожника "шедевр" заключался в выпечке тысячи пирожков 17 , то живописец должен был представить в качестве шедевра картину, а скульптор - статую определенного размера 18 , выполненную "mieulx qu"il pourra".

Литература:

  • 1 Marsilii de Padna Defensor Pacis, 1, 4, 3-4. Fontes juris germanici antiqui, Hrsg. von R. Scholt. Hannover, 1932.
  • 2 Маркс К. Письмо к П. В. Анненкову.- Маркс К., Энгельс Ф: Избр. соч. в 2-х т., т. 2, с. 424.
  • 3 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Соч., т. 3, с. 23.
  • 4 См.: Люблинская А. Д. Франция в XI-XV вв.- В кн.: История средних веков. Т. 1. М., 1966, с. 271-272; Левицкий л. А. Возникновение и рост средневековых городов.- Там же, с. 242.
  • 5 См.: Люблинская А. Д. Предисловие к "Книге ремесел".- В кн.: Средние века. Вып, Х, М., 1957, с. 306.
  • 6 См.: Грацианепий Н. П. Указ. соч., с. 192.
  • 7 Depping G. р. 155-157.
  • 8 Depping G., LV, LXXXVI.
  • 9 Книга ремесел. Статуты: XLVII, 2; LXXXVII, 4; LXXIX, 9; LXI, 2; ХХХ, 13; XXIV, 1; XI, 5; XXIX,2.
  • 10 Регистры ремесел.- В кн.: Средние века. Вып. Х, с. 350.
  • 11 Fagniez G. Documents relatifs а l"histoire de l"industrie. Vol. 2. Paris, 1900, р. 213; Ordonnances des rois de France, XI, 60, 1420. Les lettres patentes de Charles УI modifiant les anciennes ordonnances des cordonniers de Troyes. In: Fagniez G. Documents. Vol. 2, р. 278.
  • 12 Цит. по: Lagarde А., Michard L. Moyen Age, les grands auteurs fran9ais. 1. Paris, 1964, р. 202.
  • 13 Geraud Н. Ор. cit., р. 181-348). См. также приводимую французскую средневековую поэму "Les rues de Paris en vers" (Ibid., р. 567-579).
  • 14 Книга ремесел. Статут ХХII.- В кн.: Средние века. Вып. Х, с. 332.
  • 15 Книга ремесел. Статут ХV.- В КН.: Средние века. Вып. XI, с. 179.
  • 16 Там же, с. 175.
  • 17 Depping G. Ор. cit., р. 350.
  • 18 Thierry А. Commune d"Amiens. Т. 2, р. 6, art. 5.

Тэг: Изобразительное искусство

При поточно-цеховой системе производства молока кормление и уход за животными соответствует их продуктивности и физическому состоянию. В ее основу положено равномерное распределение случек и отелов коров в течение года, а также перемещение животных внутри комплекса технологическими группами в соответствии с изменениями физиологического состояния и уровня продуктивности. При данной системе на комплексах создаются четыре цеха:

ü сухостойных коров;

ü раздоя и осеменения;

ü производства молока.

В цех сухостойных коров животные поступают за 60 дней до отела. В этот период исключают стрессовые ситуации, обеспечивают хорошую подготовку к отелу и обильное кормление (в 1 кг сухого вещества корма 0,87 к.ед. и 130 г переваримого протеина). При кормлении стельных сухостойных коров учитывают, что при переходе к интенсивному росту (7-8 месяцев) плод очень чувствителен к недостаткам кормления. Во время сухостоя кроме роста плода в организме коров накапливаются резервные питательные вещества. Нормы кормления зависят от плановых надоев и живой массы коров. Если приросты массы тела ниже 800-900 г в сутки, к нормам дополнительно дают 1-2 к. ед. ежедневно. Основа рацио­нов - объемистые корма, за 7-10 дней до отела исключают дачу силоса и сенажа, за 2-3 дня - концентратов. На каждые 100 кг жи­вой массы должно приходиться 2,0-2,1 ЭКЕ.

Цех отела состоит из следующих секций: предродовой, родовой, послеродовой и профилактория для телят.

В предродовой секции коровы находятся 10 дней до отела.

В родовую секцию коров переводят за сутки до отела. Для получения здоровых телят строят закрытые боксы 3 х 3,5 м. Содержат коров без привязи на глубо­кой подстилке. Через 40 мин. после рождения теленок начинает ходить и получает молозиво матери. Количество боксов для отелов должно составлять 1,5-2% от общей численности коров на ферме. Перегородки в денниках делают сплошными высотой 1,7 м. Ден­ники оборудуют кормушками и автопоилками. Корову вместе с теленком содержат в деннике 4-5 дней.



В послеродовую секцию коров переводят через сутки после отела и начинают раздой. Содержат на привязи 15 дней, кормят сеном и концентратами в виде болтушки.

Профилакторий предназначен для телят до 20-дневного возрас­та.

В цех раздоя и осеменения коровы поступают через 15 дней после отела и содержатся до 80 дней. За этот период их раздаивают и осеменяют. Коров делят на 3 группы: высокопродуктивные, средней продуктивности и низкопродуктивные. Основные корма в цехе раздоя – сено и силос. Дачу концентратов дифференцируют в зависимости oт молочной продуктивности.

В цехе производства молока путем правильного кормления и содержания обеспечивают поддержание удоев на высо­ком уровне, нормальное течение стельности, своевременный запуск коров в конце лактации. В этом цехе коров содержат 180- 200 дней. Для раздачи кормов используют мобильные раздатчики КТУ-10, ленточные транспортеры ТВК-80Б. При привязном со­держании коров доят в стойлах с использованием молокопровода, при беспривязном - в доильно-молочных залах. Доят на доильных установках "елочка", "тандем" и др. Удаление навоза при беспривязном содержании проводится с помощью дельта-скрепера, бульдо­зера, через решетчатые полы, при привязном содержании - скреб­ковыми транспортерами (ТСН-160). Для поения используют автопоилки АП-1, АГК-4А.

Технология доения

Применяют два способа доения коров - ручной и машинный.

Машинное доение. Коров доят в определен­ное время. При доении в стойлах за 1 ч до начала доения коров поднимают, убирают навоз, рассыпают подстилку и проветривают помещение.

Процесс машинного доения включает следующие технологические операции: подготовку вымени к доению, надевание доильных аппаратов на вымя коровы, контроль за ходом доения, машинное додаивание и снятие аппаратов с вымени.

Освоение каждым оператором техники машинного доения, знание физиологии молокообразования и молоковыведения являются необходимыми условиями производства максимального количества высококачественного молока.

Доильные установки.

По назначению различают доиль­ные установки:

Стационарные для доения в стойлах коровника в переносные ведра и молокопровод;

Станочные различных типов для доения животных в доильных залах;

Передвижные для доения коров на пастбище.

На молочных фермах для доения коров в стойлах применяют два типа стационарных доильных установок:

Со сбором молока в переносные доильные ведра;

Со сбором молока в молокопровод.

В переносные ведра доят коров с помощью доильных установок АД-100Б, и ДАС-2В, - в молокопровод - с помощью установок АДМ-8А-1 на 100 коров и АДМ-8А-2 на 200 коров. Для доения коров на пастбищах и в летних лагерях выпускается уста­новка УДС-ЗБ.

Любой доильный аппарат состоит из четырех доильных стаканов, резиновых молочных и воздушных трубок. Основные узлы доильной установки: вакуумный насос с двигателем; вакуумный трубопровод; приборы для регулирования режима работы и доильный аппарат.

Принцип действия доильных аппаратов основан на прерывис­том высасывании молока из вымени под действием переменного вакуума. Доильные аппараты работают циклично, включая в себя два или три последовательно повторяющихся такта: сосания, сжатия и отдыха. Период времени, в течение которого совершаются эти 2-3 такта, называется пульсацией, или рабочим циклом доения. В зависимости от количества тактов в цикле до­ильные аппараты бывают двухтактные, выполняющие такты соса­ния и сжатия (ДА-2 «Майга», «Стимул», «Импульс»), и трехтакт­ные, имеющие еще и такт отдыха (ДА-ЗМ, «Волга»).

Во всем мире большинство животных доят в залах на доиль­ных установках «тандем», «елочка», «карусель», «параллель». Все доильные установки комплектуются, как правило, одними и теми же доильными аппаратами с разной степенью автомати­зации.

При доении в стойлах переносными аппаратами со сбором мо­лока в ведра оператор за 1 ч выдаивает 16-18 коров, в молокопро­вод - 20-25, на установке «тандем» - 27-30 и на «елочке» - 35- 40 коров.

В доильных залах всех типов при обслуживании животных вы­полняют следующие автоматические операции: контроль за пере­мещением коров; идентификацию; регистрацию надоев с помо­щью электронных счетчиков молока; доение со снятием доильно­го аппарата; дезинфекцию вымени после доения.

Интервалы между дойками каждой коровы должны быть не менее 5 ч и не более 12 ч.

Подготовка вымени заключается в следующем: сдаивают первые 2-3 струйки молока (продолжительность 5-6 с), обмывают вымя чистой теплой водой (40-45°С) или 0,5%-м раствором дезмола (10-15 с), вытирают чистым полотенцем (6-8с), проводят массаж (15-25 с).

Массаж вымени коров - это комплекс механических раздражителей, направленных на достижение полноценного рефлекса молокоотдачи, что способствует более полному и быстрому перемещению молока в молочные цистерны и увеличивает интенсивность доения на 16-40%, удой - на 16-23%, содержание жира в молоке - на 0,2%.

В процессе доения (4-6 мин) внимательно следят за поведением коров и поступлением молока через смотровое устройство доильного аппарата. При уменьшении потока молока проводят машинное додаивание задних долей вымени, одновременно проводят заключительный массаж четвертей вымени, помогая удалить молоко из альвеол. Машинный додой проводят не более 30 с. Нельзя передерживать доильные стаканы на сосках - это вызывает у коров болевые ощущения, торможение молокоотдачи, травмируются соски, что при­водит к заболеванию коров маститами. После завершения выдаивания коровы соски смазывают антисептической жидкостью. Затем молокопроводящие пути освобождают от остатков молока и проводят санитарную обработку всего доильно-молочного оборудования.

Контрольные дойки. Для оценки коров по продуктив­ности и продолжительности выдаивания долей вымени про­мышленность выпускает доильный аппарат ДАЧ-1 (ЗТ-Ф-1), который можно применять на всех типах доильных установок.



Loading...Loading...